Технологическая карта Тема:" Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическая ниша."
рабочие листы по биологии (11 класс)

Нестерова Татьяна Валерьяновна

11 кл Технологическая карта Тема: " Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологические ниши". Технологическая карта содержащая конспект для учащихся. Биология 6 11-й класс: базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А. М. Рубцов (и джр.); под ред  В.В. Пасечника - 6-е изд - Москва: Просвящение, 2024 - 272 стр  (Линия жизни)

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 кл П19

                                           ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: «Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическая ниша»

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Экосистема- это

Биоценоз- это

Биогеоценоз- это

Биотоп- это

Виды экосистем

  1. Актуализация

На прошлом уроке изучили , что такое экосистема. Из чего она состоит? Вспомним факторы живой природы? (биотические, абиотические и антропогенные). Сегодня рассмотрим биотические факторы

4.Новая тема

Тема: «Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическая ниша»

                                      Биологические факторы

форма отношений

особенности

примеры

Симбиоз- положительное взаимодействие между видами

мутуализм

организмы-симбиоты не могут существовать друг без друга

Внутри пищеварительного тракта коровы происходит мутуализм с бакериями. В отделе желудка-рубец-целлюлоза, которая не может быть разрушена пищеварительными ферментами, преваривается бактериями-симбиотами

протокооперация

совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них

Птицы-волоклюи, склевывающие паразитов со шкур крупных копытных

комменсализм

один из партнеров (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой. При этом комменсал получает пользу от таких отношений, а хозяин не получаен ни вреда, ни польза

Квартиранство: один вид использует другой в качестве убежища или жилья (рыбы-горчаки откладывают икринки в мантийную полость двустворчатых моллюсков, благодаря чему икринки надежно защищены раковиной моллюска, но не приносит ни вреда, ни пользы самому моллюску)

Сотрапезничество: несколько видлов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса (тупами животных питаются личинки, мухи, биктерии и др.)

Нахлебничество: один вид потребляет остатки пищи другого (рыба- прилипала и акула)

Антиибиоз - отрицательное взаимодействие между видами

аменсализм

когда один  з совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы

Высокие широкие кроны взрослых деревьев практически не пропускают свет в подлесок и тем самым угнетают рост молодых растений и мхов

хищничество

представители одного вида питаются представителями другого вида

Насекомоядные растения (росянка), лев и антилопа

конкуренция

особи одного вида или виды соперничают друг с другом за потребление одних и тех же органических ресурсов

Внутривидовая: птицы одного вида конкурируют за место гнездования

Межвидовая: волки и лисы охотятся на зайца

паразитизм

Один организм использует другой в качестве источника питания и среды обитания

Облигатный (постоянный): парпазит не может жить без хозяина (гельминты, вирусы)

Факультативный (временный): свободноживущий паразит временно тспользует организм хозяина (блохи, комары)

Нейтрализм- отсутствие взаимодействия между видами

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Экологическая ниша- совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида в биологическом сообществе.

Пример: травоядные могут жить вместе, потому что занимаю разные экологические ниши. Копытные саванн поедают по-разному: антилопы съедают высокие травы, зебры - только верхние части растений, а газели щипают низкие травы.

особенности отношений

пример

Систематически далекие друг от друга виды, обитающие даже на разных континентах, могут занимать сходные ниши

Кенгугу (Австралия), зебра (Африка), бизон (Америка) - травоядные животные

Два вида не могут существовать в одной и той же местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу. Один вид через некоторое время вытесняет другой

Если на одной  территории обитают популяции серой и черной крысы, то через некоторое время серые крысы вытесняют черных

Организмы одного вида в разном возрасте могут занимать разные экологические ниши

Гусеница капустной белянки поедает листья крестоцветных, а взрослая бабочка питается нектаром одуванчика, ромашки и других растений. Их экологические ниши различаются.

  1. Закрепление материала      

Виды отношений и их характеристика

Что такое экологическая ниша. Примеры.

6.Рефлексия

Закончите предложения:

  • сегодня я узнала…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я поняла, что…
  • у меня получилось …
  • меня удивило

7.Домашнее задание

П 19 чит, пересказ, знать понятия

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Среды обитания организмов"

Задачи урока:ü  сформировать у  учащихся знания о средах обитания организмов;ü  выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;ü  показать взаимосвязь живых орг...

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Технологическая карта урока-экскурсии "Естественные и искусственные экосистемы"

Урок по биологии в 11 классе "Естественные и искусственные экосистемы" рекомендуется проводить в формате экскурсии в окрестностях школы. Данный урок носит экологическую направленность, что с...

Технологическая карта по темам "Взаимоотношения между организмами", "Агроценоз", 11 класс

Технологические карты предназначаются для смостоятельного изучения материала,...

Технологическая карта урока «Формы размножения организмов»

Занятие-практикум для учеников 6 класса.                                            ...