Технологическая карта урока-экскурсии "Естественные и искусственные экосистемы"
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Разгуляева Анна Игоревна

Урок по биологии в 11 классе "Естественные и искусственные экосистемы" рекомендуется проводить в формате экскурсии в окрестностях школы. Данный урок носит экологическую направленность, что способствует экологическому воспитанию учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК-ЭКСКУРСИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ»

Предмет: биология

Класс: 11

Место проведения: Полежаевский парк

Основные организационно-методические положения:

а) разработка маршрута экскурсии и посещение его учителем;

б) комплексный экологический подход к содержанию экскурсии (сочетание теории и практики),

в) анализ результатов, сравнение с предыдущими, параллельными или внешними результатами.

Предварительная подготовка:

- деление класса на 2 группы

- назначение капитана в каждой группе (команде)

Вид экскурсии: исследовательская, практико-ориентированная

Место проведения экскурсии: окрестности школы, на расстоянии 1 км от школы

Методы и приемы: рассказ учителя (инструктаж), беседа, самостоятельная исследовательская работа учащихся (наблюдение, систематизация, выводы).

Цель: комплексный расчет уровня антропогенного воздействия на окружающую среду.

Задачи:

Образовательные (познавательно-исследовательские):

  • познакомить учащихся с основными естественными и искусственными экосистемами в районе школы;
  •  создать условия для осознания ценности природы;
  • показать степень влияния и последствия влияния человека на природу, связь с ней;
  • познакомить с некоторыми методами ее изучения;
  • закрепить понятия и знания, полученные на уроках;
  •  создать условия для их практического применения при выполнении самостоятельных исследовательских работ в природе;
  • Проверить умения учащихся применять полученные знания на практике.

Развивающие (деятельностные):

  • способствовать развитию и актуализации логических умений: обобщение и анализ результатов, обобщение, умение делать выводы;
  • помочь учащимся овладеть навыками экологически-грамотного поведения;
  • научить осуществлять практические дела по сохранению природы;
  • собрать материалы для дальнейшего использования на уроках;
  • научить использовать природные богатства без нанесения вреда природе;
  • повысить интерес к предмету;
  • научить ориентироваться на местности.

Воспитательные (эмоционально-ценностные):

  • показать эстетическую ценность природы;
  • способствовать осуществлению трудового воспитания;
  • акцентировать внимание на здоровье учащихся;
  • вызвать чувство сопереживания природе и ощущение себя частью природы;
  • воспитать выносливость, активизировать физическое воспитание.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Учащиеся должны:

- использовать полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и практике рационального природопользования;

- применять знания темы для оценки экологического состояния конкретной экосистемы;

- выявлять связи между действием экологических факторов и формированием у организмов адаптаций к конкретной экосистеме.

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:

- извлекать информацию, используя методы наблюдения и постановки эксперимента, применять приемы умственной деятельности для обработки этой информации;

- использовать речевые средства в ходе обсуждения результатов практической работы;

- ставить перед собой цель и добиваться ее реализации при самостоятельном выполнении заданий, корректировать свою деятельность, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные

- формирование целостного научного мировоззрения, включающего и представления о структуре экосистем, об адаптации организмов к среде, взаимоприспособленности, позволяющей поддерживать равновесие в природе;

- осознание учащимися необходимости сохранения естественных местообитаний видов как основы для поддержания биоразнообразия;

- формирование мотивов к познавательной деятельности;

- формирование основ экологической культуры и правил поведения в природе.

Основные понятия урока

Естественные и искусственные экосистемы, экологические факторы, антропогенное воздействие

Деятельность учащихся:

- самостоятельная работав учащихся в группе по заданиям

- составление отчета по результатам экскурсии

Средства обучения

Блокнот, карандаш, фотоаппарат, карточки с заданиями, компас, шагомер

Ход экскурсии

1. Организационный момент (по дороге к месту экскурсии)

Учитель сообщает о цели и задачах экскурсии, ее содержании, напоминает правила поведения в природе и на экскурсии, разбивает класс на группы и определяет капитанов в каждой группе (5 минут)

2. Вводная беседа на местности.

Актуализации знаний учащихся о признаках, характеризующих естественную и искусственную экосистемы, об антропогенных факторах и их возможном влиянии на экосистемы  (5 минут)

Вопросы для беседы:

- Как называется это природное сообщество?

- Какие экологические факторы могут воздействовать на него? В чем они проявляются? К каким группам их относят?

- Что вкладывается в понятие антропогенное воздействие? Какие виды деятельности человека могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде?

3. Исследовательская часть (30 минут)

Самостоятельная работа каждой группы по карточкам (задания составляются с учетом содержания тем: «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности»)

Самостоятельная работа проводится методом «случайного» маршрута, то есть каждая группа идет в свою сторону, с использованием компаса. Напоминаем учащимся, что через 30 минут мы должны собраться все вместе в определенной точке.

Инструктаж для работы:

Каждый из вас должен отвечать за свое направление деятельности:

1) капитан команда ведет группу по компасу и следит за временем (15 минут в одну сторону и 15 минут дорога обратно)

2) помощник капитана подсчитывает пройденное расстояние при помощи шагомера, чтобы потом можно было определить площадь исследованной местности

3) оставшиеся участники команды делятся на 2 группы, чтобы исследовать территорию по левой и правой стороне. Ширина учетной полосы 10 метров (по 5 метров в каждую сторону от линии маршрута)

Задания для первой группы (карточки с заданиями учитель готовит заранее)

1. Изучите деревья, произрастающие на выбранному участке. Определите их название и количество.

2. Изучите санитарное состояние деревьев. Определите какие виды повреждений встречаются чаще всего (деревья могут быть повреждены животными (насекомыми), стихийными бедствиями: ураган, удар молнии; повреждения деревьев человеком: нарушение целостности коры, поломка ветвей, наличие линии электропередач, близость к дороге, спиленные деревья).

3. Подсчитайте количество поврежденных деревьев и укажите характер повреждений.

4. Обратите внимание на наличие скамеек по пути вашего маршрута

5. Определите количество деревьев, покрытых лишайником, и определите к какому типу они принадлежат (накипные, кустистые, листоватые)

6. Предположите к каким последствиям для деревьев могут привести различные повреждения?

Подумайте, что можно сделать для сохранения этих деревьев?

Задания для второй группы

1. Подсчитайте количество специально сделанных дорожек в парке и тропинок с вытоптанной поверхностью, подсчитайте количество кострищ. Визуально определите, какой процент территории поврежден.

2. Изучите растения, произрастающие в непосредственной близости от тропинки.  Определите их название и оцените санитарное состояние этих растений

3. Определите степень механического загрязнения парка и количество урн на пути следования

4. Перечислите, какое количество разного мусора вам встретилось на выбранном участке (бумага, пластик, стекло, полиэтилен).

5. Определите санитарное состояние водоема и предположите какие факторы могли привести к ухудшению его состояния

6. Предположите, к каким последствиям для растений может привести механическое загрязнение местности?

Подумайте, что можно сделать, чтобы предотвратить вытаптывание травянистого покрова?

4. Подведение итогов экскурсии по дороге к школе (5 минут)

Систематизация данных, предварительный анализ полученных результатов, обсуждение полученных результатов. Делается комплексный вывод об уровне антропогенного воздействия

Домашнее задание

Каждому учащемуся необходимо подготовить отчет по результатам экскурсии.

- При оформлении отчета указываем дату, место проведения, тему экскурсии, класс, фамилию и имя ученика

- Определяем площадь обследованной территории

- Оформляем все полученные данные в табличной форме

- На основе полученных данных формулируем выводы

- Предлагаем способы борьбы с негативным воздействием на природу

- Полученные в ходе экскурсии фотографии оформляются группой в формате презентации

Параграф 81 в учебнике (Экологические сообщества): прочитать, ответить на вопросы, выучить термины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аквариум-маленькая искусственная экосистема

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по программе 2100....

Методическая разработка урока экологии по теме «Искусственные экосистемы. Агроценозы» (5 класс)

Цель урока:  изучить особенности агроценозов и агроэкосистем Задачи:-  ввести понятие об агроценозах  как сообществах, соз­даваемых человеком;- показать специфику  и особеннос...

Аквариум - маленькая искусственная экосистема

Проект по экологии выполнен обучающимися 6 класса МОУ Индустринской ООШ...

Аквариум - искусственная экосистема

Научно-исследовательская работа...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме

Урок с применением карт понятий  в 6 классе  по теме "Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"...