Конспект урока по теме "Деление клетки. Митоз"
рабочая программа по биологии
Конспект урока по теме "Деление клетки. Митоз"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dnlenie_kletki.mitoz_.docx | 68.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии №1
Тема: Деление клетки. Митоз.
Цель: Раскрыть особенности деления клеток, изучить механизм митоза и его биологическую роль.
Задачи:
Образовательные: 1) обеспечить в ходе урока усвоение нового материала по данной теме; 2) способствовать усвоению учащимися понятий: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления; 3) обозначить фазы митоза и дать им характеристику; 4) сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов; 5) сформировать знания о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;
Развивающие: 1) продолжить формирование навыкав работы с учебником; 2)развить умения раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции; 3) учить анализировать факты в определённой логической последовательности; 4) развивать умения выделять главное, сравнивать; 5) совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; 6) развивать умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;
Воспитательные: 1) Формирование научного мировоззрения учащихся, при изучении механизма клеточного деления – митоза; 2) стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии; 3) осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся; 4) воспитание эстетического отношения к миру.
УД
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.
Оборудование: плакат – «Митоз»
Вид урока: урок изучения нового материала.
Методы, приемы и средства обучения | Ход урока | |||||||||||||||
Тест | I. Организационный момент Здравствуйте ребята! Садитесь. Дежурный, скажите отсутствующих. II. Проверка знаний умений и навыков по домашнему заданию Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Откройте тетради для проверочных работ, подпишите число и вариант. На эту работу вам 10-12 минут. Вариант 1.
А) Участок ДНК, в котором содержится информация а первичной структуре белка, называется … Б) Процесс образования и-РНК по мотрице ДНК называется …
А) полипептидной цепи на рибосомах Б) т-РНК В) и-РНК по матрице ДНК Г) р-РНК
А) один признак организма Б) одну аминокислоту В) несколько аминокислот Г) т-РНК
А) хранение наследственной информации Б) транспорт аминокислот на рибосомы В) образование АТФ Г) передача информации о первичной структуре белка
А) хромосома Б) полисома В) мегахромосома Г) хроматида
Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая: АТТ ААЦ ГЦТ АТЦ. Какова будет последовательность азотистых оснований в и-РНК и т-РНК? Вариант 2.
А) Последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов называется … Б) Триплет расположенный на верхушке т-РНК, по генетическоме коду соответствующий той аминокислоте, которую предстоит переносить этой т-РНК, называется …
А) образования и-РНК Б) удвоения ДНК В) образования белковой цепи на рибосомах Г) соединения т-РНК с аминокислотами
А) кодируют определенные белки Б) запускают синтез белка В) прекращают синтез белка Г) начинают трансляцию
А) транскрипция Б) трансляция В) репарация Г) репликация
А) хромосомах Б) митохондриях В) рибосомах Г) пластидах
Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая: АГГ ЦЦТ ТАА ЦТА. Какова будет последовательность азотистых оснований в и-РНК и т-РНК? Вариант 3.
А) Триплетные сочетания нуклеотидов ДНК, соответствующие той или иной из 20-и аминокислот, входящих в состав белков называют … Б) Перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка, называется …
А) нескольких белков Б) одного белка В) одной аминокислоты Г) одной из комплементарных цепей ДНК
А) узнавания кодона антикодоном Б) появления на рибосоме «знака препинания» В) поступлением и-РНК на рибосому Г) во время транскрипции
А) трансляция Б) транскрипция В) трансформация Г) модификация
А) синтезе т-РНК Б) росте цепи ДНК В) сборке полипептида Г) синтезе аминокислоты
Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая: АТТ ГЦА ААТ ТТЦ. Какова будет последовательность азотистых оснований в и-РНК и т-РНК? | |||||||||||||||
III. Сообщение нового материала
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Деление клетки. Митоз». Откройте тетради, запишите. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия? Молодцы! Совершенно верно, цель нашего занятия – раскрыть особенности деления клеток, изучить механизм митоза и его биологическую роль. В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей. Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. В их основе лежит способность клетки к делению и специализации. Как происходит процесс деления клеток? Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме? Какое значение имеет деление клеток? Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нам сегодня предстоит дать ответ.
Размножение – одно из важнейших свойств живых организмов. К размножению способны все живые организмы без исключения. Только размножение, т.е. воспроизведение себе подобных, позволяет сохраняться всем видам бактерий, грибов, растений, животных. Итак, записываем, размножение – воспроизведение себе подобных. Способы размножения у различных организмов могут сильно отличаться друг от друга, но B основе любого вида размножения лежит деление клеток. Существует три основных способа деления клеток: амитоз, митоз, мейоз (Схема на доске). Амитоз – прямое деление клетки, характерно для стареющих и патологических клеток Митоз – непрямое деление клетки, характерно для соматических клеток. Мейоз – редукционное деление, характерно для половых клеток. Деление клеток, впрочем, происходит не только при размножении организмов, как, например, у одноклеточных существ - простейших и бактерий. Развитие многоклеточного организма из одной-единственной клетки включает в себя миллиарды делений клеток. Кроме того. Продолжительность жизни многоклеточного организма превышает время жизни большинства составляющих его клеток. Поэтому почти все клетки многоклеточных организмов должны делиться, чтобы заменять погибающие клетки. Интенсивное деление клеток необходимо и при ранениях организма, когда нужно восстановить поврежденные органы и ткани. Итак давайте подведем небольшой итог: 1) У одноклеточных организмов деление лежит в основе размножения; 2) У многоклеточных организмов деление клетки – основа их роста и развития. Основным способом деления клетки является митоз. Митоз включает в себя ряд последовательных фаз, в результате которых сначала разделяется ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. В результате получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Запишем определение: Митоз – непрямое деление клетки, в результате которого образуются две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным набору родительской клетки. Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели, называется жизненным циклом. Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называется интерфазой. Именно в эту фазу происходит подготовка к делению. Интерфаза состоит из трех периодов: 1) пресинтетического(G1), 2)синтетического (S), 3) постсинтетического (G2).
Митоз Заполнение таблицы по ходу объяснения. Характеристика фаз митоза
Биологическое значение митоза
| ||||||||||||||||
Д/з. § 2.14, зарисовать стадии митоза в таблицу, новые понятия, вопросы в конце §. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Конспект урока "Химический состав клетки" .
Конспект урока "Химический состав клетки" ....
Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.
Предмет: биологияУровень образования: среднее общее образованиеТема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостояте...
Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс
Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс, курс "Основы общих закономерностей". На уроке используется цифровой элемент обучения и тематический модуль....
Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»...
Конспект урока "Химический состав клетки" для 5 класса
Данная разработка дает возможность провести урок по теме "Химический состав клетки" в 5 классе по биологии по линии В. В. Пасечника...
Конспект урока "Строение растительной клетки"
Конспект урока по ФГОС. Разработан к линии учебников Пасечник В.В....