Конспект урока по теме "Деление клетки. Митоз"
рабочая программа по биологии

Латышева Жанна Владимировна

Конспект урока по теме "Деление клетки. Митоз"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dnlenie_kletki.mitoz_.docx68.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии №1

Тема: Деление клетки. Митоз.

Цель: Раскрыть особенности деления клеток, изучить  механизм митоза и его биологическую роль.

Задачи:

Образовательные: 1) обеспечить в ходе урока усвоение нового материала по данной теме; 2) способствовать усвоению учащимися понятий: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления; 3) обозначить фазы митоза и дать им характеристику; 4) сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов; 5) сформировать знания о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;

Развивающие: 1) продолжить формирование навыкав работы с учебником; 2)развить умения раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции; 3) учить анализировать факты в определённой логической последовательности;  4) развивать умения выделять главное, сравнивать; 5) совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; 6) развивать умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные: 1) Формирование  научного мировоззрения учащихся, при изучении механизма клеточного деления – митоза; 2) стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии; 3) осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся; 4) воспитание эстетического отношения к миру.

УД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.

Оборудование: плакат – «Митоз»

Вид урока: урок изучения нового материала.

Методы, приемы и средства обучения

Ход урока

Тест

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь. Дежурный, скажите отсутствующих.

II.  Проверка знаний умений и навыков по домашнему заданию

Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Откройте тетради для проверочных работ, подпишите число и вариант. На эту работу вам 10-12 минут.

Вариант 1.

  1. Закончите предложения

А) Участок ДНК, в котором содержится информация а первичной структуре белка, называется …

Б) Процесс образования и-РНК по мотрице ДНК называется …

  1. Выберите правильный ответ
  1. Трансляция – это синтез

А) полипептидной цепи на рибосомах

Б) т-РНК

В) и-РНК по матрице ДНК

Г) р-РНК

  1. Один триплет кодирует

А) один признак организма

Б) одну аминокислоту

В) несколько аминокислот

Г) т-РНК

  1. Функция и-РНК в процессе биосинтеза

А) хранение наследственной информации

Б) транспорт аминокислот на рибосомы

В) образование АТФ

Г) передача информации о первичной структуре белка

  1. Рибосомы, синтезирующие одну и ту же белковую молекулу

А) хромосома

Б) полисома

В) мегахромосома

Г) хроматида

  1. Перечислите свойства генетического кода
  2. Решите задачу

Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая: АТТ ААЦ ГЦТ АТЦ. Какова будет последовательность азотистых оснований в и-РНК и т-РНК?

Вариант 2.

  1. Закончите предложения

А) Последовательность из  трех расположенных друг за другом нуклеотидов называется …

Б) Триплет расположенный на верхушке т-РНК, по генетическоме коду соответствующий той аминокислоте, которую предстоит переносить этой т-РНК, называется …

  1. Выберите правильный ответ
  1. Транскрипцией называется процесс

А) образования и-РНК

Б) удвоения ДНК

В) образования белковой цепи на рибосомах

Г) соединения т-РНК с аминокислотами

  1. Знаки препинания генетического кода

А) кодируют определенные белки

Б) запускают синтез белка

В) прекращают синтез белка

Г) начинают трансляцию

  1. Процесс самоудвоения молекулы ДНК

А) транскрипция

Б) трансляция

В) репарация

Г) репликация

  1. Биосинтез белка происходит на

А) хромосомах

Б) митохондриях

В) рибосомах

Г) пластидах

  1. Перечислите свойства генетического кода
  2. Решите задачу

Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая: АГГ ЦЦТ ТАА ЦТА. Какова будет последовательность азотистых оснований в и-РНК и т-РНК?

Вариант 3.

  1. Закончите предложения

А) Триплетные сочетания нуклеотидов ДНК, соответствующие той или иной из 20-и аминокислот, входящих в состав белков называют …

Б) Перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка, называется …

  1. Выберите правильный ответ
  1. Ген кодирует информацию о структуре

А) нескольких белков

Б) одного белка

В) одной аминокислоты

Г) одной из комплементарных цепей ДНК

  1. Синтез белка завершается в момент

А) узнавания кодона антикодоном

Б) появления на рибосоме «знака препинания»

В) поступлением и-РНК на рибосому

Г) во время транскрипции

  1. Процесс, в результате которого происходит считывания информации с молекулы ДНК

А) трансляция

Б) транскрипция

В) трансформация

Г) модификация

  1. Роль рибосом в синтезе белка заключается

А) синтезе т-РНК

Б) росте цепи ДНК

В) сборке полипептида

Г) синтезе аминокислоты

  1.  Перечислите свойства генетического кода
  2. Решите задачу

Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая: АТТ ГЦА ААТ ТТЦ. Какова будет последовательность азотистых оснований в и-РНК и т-РНК?

III. Сообщение нового материала

  1. Вводная беседа

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Деление клетки. Митоз». Откройте тетради, запишите. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия? Молодцы! Совершенно верно, цель нашего занятия – раскрыть  особенности деления клеток, изучить  механизм митоза и его биологическую роль.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. В их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

Как происходит процесс деления клеток?

Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?

Какое значение имеет деление клеток?

Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нам сегодня предстоит дать ответ.

  1. Объяснительный рассказ

Размножение – одно  из важнейших свойств живых организмов. К размножению способны все живые организмы без исключения. Только размножение, т.е. воспроизведение себе подобных, позволяет сохраняться всем видам бактерий, грибов, растений, животных.

Итак, записываем,  размножение – воспроизведение себе подобных.

Способы размножения у различных организмов могут сильно отличаться друг от друга, но B основе любого вида размножения лежит деление клеток.

Существует три основных способа деления клеток: амитоз, митоз, мейоз (Схема на доске).

Амитоз – прямое деление клетки, характерно для стареющих и патологических клеток

Митоз – непрямое деление клетки, характерно для соматических клеток.

Мейоз – редукционное деление, характерно для половых клеток.  

Деление клеток, впрочем, происходит не только при размножении организмов, как, например, у одноклеточных существ - простейших и бактерий. Развитие многоклеточного организма из одной-единственной клетки включает в себя миллиарды делений клеток. Кроме того. Продолжительность жизни многоклеточного организма превышает время жизни большинства составляющих его клеток. Поэтому почти все клетки многоклеточных организмов должны делиться, чтобы заменять погибающие клетки. Интенсивное деление клеток необходимо и при ранениях организма, когда нужно восстановить поврежденные органы и ткани.

Итак давайте подведем небольшой итог: 1) У одноклеточных организмов деление лежит в основе размножения; 2) У многоклеточных организмов деление клетки – основа их роста и развития.

Основным способом деления клетки является митоз. Митоз включает в себя ряд последовательных фаз, в результате которых сначала разделяется ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. В результате получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки.

Запишем определение: Митоз – непрямое деление клетки, в результате которого образуются две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным набору родительской клетки.

Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели, называется жизненным циклом.

Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называется интерфазой. Именно в эту фазу происходит подготовка к делению.

Интерфаза состоит из трех периодов: 1) пресинтетического(G1), 2)синтетического (S), 3) постсинтетического (G2).

  1. Пресинтетический (G1), длится 6-8 часов. В клетке активизируются процессы биологического синтеза, она растет и готовится к следующему периоду. 2n2c,  где n – количество хромосом, c – количество молекул ДНК.
  2. Синтетический (S) длится 8-12 часов, главный в митотическом цикле. Происходит редупликация молекулы ДНК (удвоение).  В  результате чего каждая хромосома состоит их двух хроматид, а число хромосом не изменяется. Нити, составляющие двойную спираль ДНК,  расходятся, и к каждому нуклеотиду обеих нитей последовательно подстраиваются комплементарные нуклеотиды. Т. о. возникают две одинаковые двойные спирали ДНК. 2n4c.
  3. Постсинтетический (G2) относительно короткий  длится 4-6 часов. В это время происходит удвоение центриолей, митохондрий и пластид. Происходит накопление белков  энергии для предстоящего деления. 2n4c.

Митоз

Заполнение таблицы по ходу объяснения.

Характеристика фаз митоза

Фазы

Характеристика

Рисунок

1.Профаза

2n4c

1) Спирализация хромосом

2) Центриоли расходятся к полюсам клетки.

3) Начинает формироваться веретено деления.

4) Ядерная оболочка исчезает.

http://fce-study.netdna-ssl.com/2/images/upload-flashcards/42/90/56/9429056_m.jpg

2.Метафаза

2n4c

1)Хромосомы в плоскости экватора, образуют так называемую метафазную пластинку.

2)Завершается образование митотического веретена.

3)Нити веретена деления, идущие от центриолей, прикрепляются к каждой хромосоме в области центромеры.

https://cellbiology.med.unsw.edu.au/cellbiology/images/thumb/0/08/Mitosis_metaphase_NIH.JPG/120px-Mitosis_metaphase_NIH.JPG

3.Анафаза

4n4c

1)Каждая хромосома расщепляется на две хроматиды, которые с этого момента называются дочерними хромосомами.

2)Благодаря нитям веретена деления дочерние хромосомы расходятся к противоположным полюсам клетки.

http://beginningofyear.wikispaces.com/file/view/mitosis%20cell.jpg/470689794/171x160/mitosis%20cell.jpg

4.Телофаза

2n2c

1)Дочерние хромосомы, состоящие из одной хроматиды, достигают полюсов клетки и раскручиваются.

2)Вокруг них формируются ядерные оболочки, в результате чего возникают 2 ядра.

3)Происходит деление цитоплазмы, органоиды распределяются между двумя клетками.

4)Клетки отделяются друг от друга.

http://www.moralesbiology.com/uploads/9/7/8/6/9786451/9638960.png?156

Биологическое значение митоза

  1. В результате этого способа деления образуются клетки с наследственной информацией, которая качественно и количественно идентична информации материнской клетки.
  2. Митоз обеспечивает поддержание постоянного набора хромосом в ряду поколений клеток.
  3. Служит клеточным механизмом процессов роста и развития организма.
  4. Лежит в основе регенерации и бесполого размножения.

Д/з. § 2.14, зарисовать стадии митоза в таблицу, новые понятия, вопросы в конце §.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Конспект урока "Химический состав клетки" .

Конспект урока "Химический состав клетки" ....

Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.

Предмет: биологияУровень образования: среднее общее образованиеТема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостояте...

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс, курс "Основы общих закономерностей". На уроке используется цифровой элемент обучения и тематический модуль....

Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»...

Конспект урока "Химический состав клетки" для 5 класса

Данная разработка дает возможность провести урок по теме "Химический состав клетки" в 5 классе по биологии по линии  В. В. Пасечника...

Конспект урока "Строение растительной клетки"

Конспект урока по ФГОС. Разработан к линии учебников Пасечник В.В....