Конспект урока "Химический состав клетки" .
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Голоднова Светлана Юрьевна

Конспект урока "Химический состав клетки" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии

для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Учитель высшей категории : Голоднова Светлана Юрьевна.

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

 

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь,  плакат «Строение клетки», рисунки учащихся «клетка», «ткани»,   семена   подсолнечника,    клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, йод, пестик , стакан с водой.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. 

Ход урока

I. Мотивация

Ребята, добрый день!   Присаживайтесь на свои места. Конечно у нас сегодня необычный урок, у нас с вами сегодня гости. Мы немого волнуемся? Как настроение ? Покажите мне пальчиком руки у кого какое :…  Так,  запомнили))

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

 

 1. Актуализация пройденного материала.

А пока давайте вспомним что мы  изучили на прошлом уроке?.....  Да, строение клетки.  Давайте вспомним и проверим  наши знания.

- Что представляет собой клетка? Зачем она нужна?

- Какие главные части клетки вы знаете?

- К сегодняшнему уроку  вы нарисовали   разные клетки. Посмотрите и скажите:  какие виды клеток  здесь изображены. Кому они могут принадлежать?

- Чем отличаются растительные клетки от животных?

- А вот эти рисунки что изображают?

- Что такое ткань? Зачем она?

Молодцы,  ребята, как вы считаете: вы все справились с домашним заданием? Вы можете мне помочь оценить ответы ваших одноклассников?  Кого бы мы сегодня особенно похвалили за д/з? Оцените свою работу и работу товарищей в группе, поставьте предполагаемые вами баллы напротив фамилий. ….  Спасибо.

 А не было ли среди вас ребят, которые сегодня не отвечали или отвечали не очень много? Да, были. Можем ли мы оценить их ответ сейчас? Тогда , чтоб было честно, давайте все  выполним небольшую работу и тогда каждый сможет получить оценку, а у кого то это будет уже вторая оценка.  

Возьмите на столах листочки для выполнения  кроссворда.

Смотрим на экран.  ( Слайд № 1- кроссворд)

Задание :  Ответьте на вопросы кроссворда. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово .

Л

1.Какие структуры  придают растительной клетке зелёный цвет?( слово во множественном числе)

 

К

2.  Группа клеток, сходных по строению и функциям.

 

 

К

 

 

 

 

 

 

3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

 

Е

4. Тонкая эластичная структура клетки, ограничивающая её снаружи.

А

5.Полость с клеточным соком, содержащим  запас воды  и растворённые в ней вещества.  

Т

           6. Вязкое, полужидкое вещество внутри клетки.

Ключевое слово:__________________________

 

А теперь передайте свой лист соседу справа и проверим ответы:  (   Слайд №2).

1. хлоропласты

2. ткань

3. микроскоп

4. мембрана

5. вакуоль

6. цитоплазма

 Ключевое слово:  клетка.

 Оцените:

 6-7 правильных ответов – оценка «5»

  5  правильных ответов -  оценка «4»

  4 правильных ответа -  оценка «3»

  3 и менее  правильных ответов -   « ты не справился, повтори параграф  5 дома и у тебя всё получится ».

Поставьте оценку в оценочный лист.

 2.  Новый  материал.

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку  химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). И так тема нашего урока « Химический состав клетки».

   Ребята, а как вы считаете, как мы с вами можем узнать какие вещества находятся в такой малюсенькой клеточке?   … проведём опыты… А откуда мы с вами можем почерпнуть сведения? …  из  учебника….. хорошо, попробуйте  теперь проговорить мне, что мы с вами  должны  узнать сегодня на уроке?

  1. Узнать какие вещества содержатся в клетке.

  1. (Научиться опеделять их с помощью опытов.
  2. Узнать о значении этих веществ для клетки, используя учебник.)

 Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25   и попробуйте самостоятельно (в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1)  вставить в  схему «Вещества клетки» нужные слова. (Слайд № 3).

в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1      

                                 вещества клетки

_______?__________                                   ________?__________

                 

Проверяем по экрану. ( Слайд № 4 ).

       

                                 вещества клетки

органические вещества                       неорганические вещества

?                              ?        ?        ?

                    ?

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав.

Но вещества, из которых состоят клетки  разнообразны .

 Посмотрите, в нашей схеме ещё остались знаки вопросов. Давайте разберёмся с ними, найдите какие НЕОРГАНИЧЕСКИЕ вещества  встречаются в живой клетке и как  это можно  доказать. Занесите названия неорганических веществ в тетрадь в правую колонку.  (Работают 1-2  мин.). Какие вещества вы записали? Как   это можно доказать? …Да, вода  может испаряться из организма, а органические вещества сгорают.

 Мы узнали, что для обнаружения ве-в можно использовать  научный метод – опыт. Молодцы.

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что  организм примерно на  80%    состоит из  воды.  

Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико . Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим  недостаток этого  элемента  рекомендуют  есть  морскую  капусту.

- лютики – накапливают  литий и по  их месту  произрастания  можно  судить о  химическом  составе почвы.

- хвощи –  накапливают кремний.

Посмотрим их значение в клетке: (Слайд № 5)

Роль воды в клетке:

  1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
  2. Входит в состав цитоплазмы (определяет форму и объём клетки)  .
  3. Составляет основу клеточного сока.

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой.
  2. Входят в состав межклеточного вещества.
  3. Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы.

Вторая группа веществ - органические вещества  - эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. Найдите в параграфе и впишите в тетрадь в левую колонку названия органических веществ…..  Что у вас получилось?  ….Правильно, проверяем всё  по экрану ( Слайд №6)

                                 вещества клетки

органические вещества                       неорганические вещества

белки                         углеводы              вода                      минеральные соли

              жиры      

 Да, к    этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических? Кто за орг. ве-ва? Кто за неорг. ве-ва?

Давайте вместе подумаем : как можно это определить?  С помощью опыта. Предложите сами проведение опыта ….. А если я вам  напомню такой факт: неорганические вещества НЕ ГОРЯТ. …..Давайте сравним с тем планом, который есть у меня.

Слайд № 7.

-взвесить вещество,

-сжечь,

-взвесить оставшуюся золу – минеральные вещества,

-вычесть из исходной массы вес минеральных веществ ( получится  масса органических веществ),

-сравнить массы.

  Правы из вас оказались те, кто считал,  что  органических  веществ в клетках больше, чем неорганических. Вспомните , как горят дрова в костре. Дрова большие, тяжелые, а после их сгорания остаётся маленькая легкая горстка золы- минеральных веществ.

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ ОПЫТ. Ребята, оцените свою  работу на этом этапе урока, поставьте оценку в оценочный лист.

Ребята, а как же нам с вами можно доказать, что в живых клетках есть названные нами белки, жиры, углеводы? ... Итак, наша цель сейчас…(научиться ПРОВОДИТЬ опыт для определения   орг. веществ в клетках  ).

 На столах   перед каждым из вас лежит инструкция по проведению опыта для вашего стола. Внимательно изучите её…. Если нет вопросов, то приступайте  к работе.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

 Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

               Опыт «Определение крахмала».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: клубень картофеля, йод, салфетка.

Ход работы:

  1. На срез клубня картофеля капните йод.  Напишите в этом пункте что наблюдаете?  ( «Если капнуть на клубень картофеля йод, то мы увидим  ...?...  окрашивание».)
  2. Найдите в учебнике : какое вещество реагирует на йод посинением? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили.( « Вывод: это вещество - ….?....(…….)  .»)
  3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

Опыт «Определение  жира в клетке».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: несколько семечек подсолнечника , пестик,  салфетка.

Ход работы:

  1. Возьмите  салфетку  между листочками  положите несколько семечек подсолнечника.  Пестиком  раздавите семена. Напишите в этом пункте

что  наблюдаете? («Если раздавить семена ,то  появляется  …?... пятно на бумаге».)

  1. Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?....  .»)
  2. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

       

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

Опыт « Определение белка в клетке».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование:  стаканчик с водой, мука в марле, ножницы.

Ход работы:

  1. Опустите завёрнутую в марлю муку в стакан с водой на полминуты. Выньте, разрежьте нитку на марле, разверните и потрогайте полученное тесто пальчиком. Напишите в этом пункте

что  наблюдаете? ( « Если мокрую муку потрогать, то на ощупь она будет …?.... , …?.....»)

  1. Найдите в учебнике : какое вещество обладает такими качествами? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... (…….) .»)
  2.  Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

(Самостоятельная работа в малых группах.)  

III. Закрепление  

 Ребята, вы закончили работу, давайте расскажем друг другу какие результаты получились в каждой группе ( Группа №1, №2, №3 отчитываются по плану : (слайд №8)

План отчета группы:

1.Какое оборудование использовали.

2. Что делали.

3. Какое вещество обнаружили.

4. Каково его значение в клетке.

Молодцы!!

И так, ребята,  чему  вы НАУЧИЛИСЬ  сейчас, на этом этапе урока?... (Научились проводить опыты и делать выводы).

 Ребята, поставьте , пожалуйста, себе последнюю оценку за  самостоятельную практическую работу сами в оценочный лист, а  я поставлю вам  итоговую оценку  после проверки ваших тетрадей.  А сейчас давайте подведём итог всему сегодняшнему уроку:

  1. Что нового мы узнали? ( Наличие орг. и неорг. веществ в клетке; виды веществ; их значение; что их можно обнаруживать с помощью опытов.)
  2. Чему мы научились? (Находить материал в учебнике; проектировать опыты; проводить опыты и делать выводы.)

IV. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока? Покажите пальчиком.

Молодцы все. Спасибо!

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям -  явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

VI. Домашнее задание.  

Всем:  Сложите , пожалуйста, тетради на своих столах в стопку и запишите д/з:

Параграф   §6 , используя ресурсы интернета и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.

Используемая литература:

  1. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
  2. Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Конспект открытого урока на тему "!Органические вещества, входящие в состав клетки" (9 класс)

Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.Личностная значимость изучаемого материала: по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений...

Конспект урока-проекта "Химический состав клетки"

Цель: организовать деятельность учащихся в новых условиях. Задачи. 1. Формирование представления о химическом составе клетки. 2. Развивать самостоятельность учащихся, их творческие и интеллектуальн...

Конспект урока биологии "Химический состав клетки"

В конспект урока прилагается технологическая карта...

Конспект урока "Химический состав клетки" для 5 класса

Данная разработка дает возможность провести урок по теме "Химический состав клетки" в 5 классе по биологии по линии  В. В. Пасечника...

Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....