Конспект урока "Химический состав клетки" .
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока "Химический состав клетки" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии
для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Учитель высшей категории : Голоднова Светлана Юрьевна.
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», рисунки учащихся «клетка», «ткани», семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, йод, пестик , стакан с водой.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока
I. Мотивация
Ребята, добрый день! Присаживайтесь на свои места. Конечно у нас сегодня необычный урок, у нас с вами сегодня гости. Мы немого волнуемся? Как настроение ? Покажите мне пальчиком руки у кого какое :… Так, запомнили))
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
1. Актуализация пройденного материала.
А пока давайте вспомним что мы изучили на прошлом уроке?..... Да, строение клетки. Давайте вспомним и проверим наши знания.
- Что представляет собой клетка? Зачем она нужна?
- Какие главные части клетки вы знаете?
- К сегодняшнему уроку вы нарисовали разные клетки. Посмотрите и скажите: какие виды клеток здесь изображены. Кому они могут принадлежать?
- Чем отличаются растительные клетки от животных?
- А вот эти рисунки что изображают?
- Что такое ткань? Зачем она?
Молодцы, ребята, как вы считаете: вы все справились с домашним заданием? Вы можете мне помочь оценить ответы ваших одноклассников? Кого бы мы сегодня особенно похвалили за д/з? Оцените свою работу и работу товарищей в группе, поставьте предполагаемые вами баллы напротив фамилий. …. Спасибо.
А не было ли среди вас ребят, которые сегодня не отвечали или отвечали не очень много? Да, были. Можем ли мы оценить их ответ сейчас? Тогда , чтоб было честно, давайте все выполним небольшую работу и тогда каждый сможет получить оценку, а у кого то это будет уже вторая оценка.
Возьмите на столах листочки для выполнения кроссворда.
Смотрим на экран. ( Слайд № 1- кроссворд)
Задание : Ответьте на вопросы кроссворда. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово .
Л |
1.Какие структуры придают растительной клетке зелёный цвет?( слово во множественном числе)
| К |
2. Группа клеток, сходных по строению и функциям.
|
| К |
|
|
|
|
|
|
3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
| Е |
4. Тонкая эластичная структура клетки, ограничивающая её снаружи.
А |
5.Полость с клеточным соком, содержащим запас воды и растворённые в ней вещества.
Т |
6. Вязкое, полужидкое вещество внутри клетки.
Ключевое слово:__________________________
А теперь передайте свой лист соседу справа и проверим ответы: ( Слайд №2).
1. хлоропласты
2. ткань
3. микроскоп
4. мембрана
5. вакуоль
6. цитоплазма
Ключевое слово: клетка.
Оцените:
6-7 правильных ответов – оценка «5»
5 правильных ответов - оценка «4»
4 правильных ответа - оценка «3»
3 и менее правильных ответов - « ты не справился, повтори параграф 5 дома и у тебя всё получится ».
Поставьте оценку в оценочный лист.
2. Новый материал.
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). И так тема нашего урока « Химический состав клетки».
Ребята, а как вы считаете, как мы с вами можем узнать какие вещества находятся в такой малюсенькой клеточке? … проведём опыты… А откуда мы с вами можем почерпнуть сведения? … из учебника….. хорошо, попробуйте теперь проговорить мне, что мы с вами должны узнать сегодня на уроке?
- Узнать какие вещества содержатся в клетке.
- (Научиться опеделять их с помощью опытов.
- Узнать о значении этих веществ для клетки, используя учебник.)
Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно (в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1) вставить в схему «Вещества клетки» нужные слова. (Слайд № 3).
в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1
вещества клетки
_______?__________ ________?__________
Проверяем по экрану. ( Слайд № 4 ).
вещества клетки
органические вещества неорганические вещества
? ? ? ?
?
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Но вещества, из которых состоят клетки разнообразны .
Посмотрите, в нашей схеме ещё остались знаки вопросов. Давайте разберёмся с ними, найдите какие НЕОРГАНИЧЕСКИЕ вещества встречаются в живой клетке и как это можно доказать. Занесите названия неорганических веществ в тетрадь в правую колонку. (Работают 1-2 мин.). Какие вещества вы записали? Как это можно доказать? …Да, вода может испаряться из организма, а органические вещества сгорают.
Мы узнали, что для обнаружения ве-в можно использовать научный метод – опыт. Молодцы.
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что организм примерно на 80% состоит из воды.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико . Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.
- лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.
- хвощи – накапливают кремний.
Посмотрим их значение в клетке: (Слайд № 5)
Роль воды в клетке:
- Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
- Входит в состав цитоплазмы (определяет форму и объём клетки) .
- Составляет основу клеточного сока.
Роль минеральных солей в клетке:
- Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой.
- Входят в состав межклеточного вещества.
- Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы.
Вторая группа веществ - органические вещества - эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. Найдите в параграфе и впишите в тетрадь в левую колонку названия органических веществ….. Что у вас получилось? ….Правильно, проверяем всё по экрану ( Слайд №6)
вещества клетки
органические вещества неорганические вещества
белки углеводы вода минеральные соли
жиры
Да, к этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.
Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических? Кто за орг. ве-ва? Кто за неорг. ве-ва?
Давайте вместе подумаем : как можно это определить? С помощью опыта. Предложите сами проведение опыта ….. А если я вам напомню такой факт: неорганические вещества НЕ ГОРЯТ. …..Давайте сравним с тем планом, который есть у меня.
Слайд № 7.
-взвесить вещество,
-сжечь,
-взвесить оставшуюся золу – минеральные вещества,
-вычесть из исходной массы вес минеральных веществ ( получится масса органических веществ),
-сравнить массы.
Правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических. Вспомните , как горят дрова в костре. Дрова большие, тяжелые, а после их сгорания остаётся маленькая легкая горстка золы- минеральных веществ.
МЫ НАУЧИЛИСЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ ОПЫТ. Ребята, оцените свою работу на этом этапе урока, поставьте оценку в оценочный лист.
Ребята, а как же нам с вами можно доказать, что в живых клетках есть названные нами белки, жиры, углеводы? ... Итак, наша цель сейчас…(научиться ПРОВОДИТЬ опыт для определения орг. веществ в клетках ).
На столах перед каждым из вас лежит инструкция по проведению опыта для вашего стола. Внимательно изучите её…. Если нет вопросов, то приступайте к работе.
Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.
Определение крахмала
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт «Определение крахмала».
Цель: научиться…..(продолжите).
Оборудование: клубень картофеля, йод, салфетка.
Ход работы:
- На срез клубня картофеля капните йод. Напишите в этом пункте что наблюдаете? ( «Если капнуть на клубень картофеля йод, то мы увидим ...?... окрашивание».)
- Найдите в учебнике : какое вещество реагирует на йод посинением? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили.( « Вывод: это вещество - ….?....(…….) .»)
- Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт «Определение жира в клетке».
Цель: научиться…..(продолжите).
Оборудование: несколько семечек подсолнечника , пестик, салфетка.
Ход работы:
- Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Пестиком раздавите семена. Напишите в этом пункте
что наблюдаете? («Если раздавить семена ,то появляется …?... пятно на бумаге».)
- Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... .»)
- Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт « Определение белка в клетке».
Цель: научиться…..(продолжите).
Оборудование: стаканчик с водой, мука в марле, ножницы.
Ход работы:
- Опустите завёрнутую в марлю муку в стакан с водой на полминуты. Выньте, разрежьте нитку на марле, разверните и потрогайте полученное тесто пальчиком. Напишите в этом пункте
что наблюдаете? ( « Если мокрую муку потрогать, то на ощупь она будет …?.... , …?.....»)
- Найдите в учебнике : какое вещество обладает такими качествами? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... (…….) .»)
- Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
(Самостоятельная работа в малых группах.)
III. Закрепление
Ребята, вы закончили работу, давайте расскажем друг другу какие результаты получились в каждой группе ( Группа №1, №2, №3 отчитываются по плану : (слайд №8)
План отчета группы:
1.Какое оборудование использовали.
2. Что делали.
3. Какое вещество обнаружили.
4. Каково его значение в клетке.
Молодцы!!
И так, ребята, чему вы НАУЧИЛИСЬ сейчас, на этом этапе урока?... (Научились проводить опыты и делать выводы).
Ребята, поставьте , пожалуйста, себе последнюю оценку за самостоятельную практическую работу сами в оценочный лист, а я поставлю вам итоговую оценку после проверки ваших тетрадей. А сейчас давайте подведём итог всему сегодняшнему уроку:
- Что нового мы узнали? ( Наличие орг. и неорг. веществ в клетке; виды веществ; их значение; что их можно обнаруживать с помощью опытов.)
- Чему мы научились? (Находить материал в учебнике; проектировать опыты; проводить опыты и делать выводы.)
IV. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока? Покажите пальчиком.
Молодцы все. Спасибо!
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям - явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
VI. Домашнее задание.
Всем: Сложите , пожалуйста, тетради на своих столах в стопку и запишите д/з:
Параграф §6 , используя ресурсы интернета и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.
- Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
- Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Конспект открытого урока на тему "!Органические вещества, входящие в состав клетки" (9 класс)
Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.Личностная значимость изучаемого материала: по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений...
Конспект урока-проекта "Химический состав клетки"
Цель: организовать деятельность учащихся в новых условиях. Задачи. 1. Формирование представления о химическом составе клетки. 2. Развивать самостоятельность учащихся, их творческие и интеллектуальн...
Конспект урока биологии "Химический состав клетки"
В конспект урока прилагается технологическая карта...
Конспект урока "Химический состав клетки" для 5 класса
Данная разработка дает возможность провести урок по теме "Химический состав клетки" в 5 классе по биологии по линии В. В. Пасечника...
Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....