Конспект урока "Строение растительной клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока по ФГОС. Разработан к линии учебников Пасечник В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_biologii_po_teme_stroenie_kletki.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология.
Класс: 5
Тема урока: « Строение растительной клетки»
Цель: Сформировать у обучающихся понятие клетка, познакомить со строением клетки.
Познавательные УУД:
умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Метапредметные:
- определять важность знаний о строении клетки;
- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;
- оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД:
-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оснащение урока: учебник, рабочий лист с заданиями, динамическая модель клетки.
Технологическая карта урока «Строение растительной клетки.»
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Орг.момент | Вступительное слово учителя. Учитель приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать. Только лишь оценку «5» | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку Поднимают руки, кто готов отвечать на 5 |
2 | Актуализация знаний, постановка проблемы, целеполагание | – Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.Прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем? Загляните на часок В нашу клетку – теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. Так какая же тема урока? Какую цель мы с вами преследуем, изучая клетку? | Отвечают на вопросы Записывают тему в рабочем листе Определяют цели урока |
3 | Изучение нового материала Обобщение и закрепление полученных на уроке сведений Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание | А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие, для этого нам надо воспользоваться дополнительной информцией. Выдаёт детям дополнительные источники информации. (Приложение 1) Так что же такое клетка? Кто ее открыл? Кто еще занимался изучением клеток? А знаем ли мы из чего состоит клетка? Работа по учебнику 1 .Изучаем строение клетки по учебнику. Стр 35. Учебника, рис. 19 и 20, выполнение задания №1 в карточке.(риложение 2) Посмотрим, что у нас получилось. Обменяйтесь карточками с соседом. 2. Изучаем функции частей клетки. В учебнике Стр. 34-36 и работаем с дополнительной информацией. Выполняем задание №2 в карточке. А теперь проверим, что у нас получилось. Задание№3(в карточке): выберите правильные утверждения. Теперь проверим: если все правильно или есть одна ошибка – то отметка «5», если две-три то –«4», если более трех то –«3» Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы.. Самооценка знаний обучающихся (Светофор) Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно; Желтый – некоторые задания вызвали затруднения; Зеленый – Задания были трудными, многое не понял. §7 читать, ответить устно на вопросы, заполнить словарь, создать модель клетки(аппликация или из пластилина) | работают с дополнительными источниками информации Работают в раб. листе, осуществляют взаимо- и самоконтроль, выставляют баллы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.. читают, заполняют, выбирают. оценивают свои работы
отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение осуществляют маркировку текста, |
Приложение 1 Дополнительная информация.
Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Одни — всего лишь из одной клетки (многие бактерии и протисты), другие являются многоклеточными. Клетка — единица жизни на Земле и обладает всеми признаками живых организмов. Клетки способны размножаться, расти, обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде. Изучением строения клетки и принципов ее жизнедеятельности занимается цитология(от греч. китос— ячейка, клетка и логос – учение, наука). Клетка включат различные органоиды (от орган и др.-греч. эйдос — вид) - постоянные структуры в клетках живых организмов. Каждый органоид осуществляет определённые функции, жизненно необходимые для клетки.
История открытия клетки. Большинство клеток имеют маленькие размеры и поэтому их нельзя рассмотреть невооруженным глазом. Поэтому открытие клетки стало возможным только после изобретения увеличительного прибора — микроскопа. Это произошло в конце XVI — начале XVII в. Однако только спустя полвека, в 1665 г. англичанин Роберт Гук применил микроскоп для исследования живых организмов и увидел клетки. Цитоплазма - обязательная часть клетки, заключенная в клетке. Характерная особенность цитоплазмы клетки — постоянное движение . Оно обнаруживается, прежде всего, по перемещению органоидов клетки, например хлоропластов. Двигаясь цитоплазма перемещает вещества по клетке. Если движение цитоплазмы прекращается, клетка погибает, так как, только находясь в постоянном движении, она может выполнять свои функции. Таким образом функции цитоплазмы: перемещение веществ по клетке и связывание между собой всех частях клетки. Ядро- имеет важнейшее значение в жизнедеятельности клетки, так как регулирует все жизненные процессы клетки, и служит хранилищем наследственной информации, содержащейся в хромосомах. Хромосомы находятся в ядре.
Пластиды:
Различают три вида пластид — лейкопласты, хромопласты и хлоропласты.
Лейкопласты — бесцветные пластиды, которые располагаются в органах растений, недоступных для солнечного света (например, в корневищах, клубнях). На свету в них образуется хлорофилл.
Хромопласты — пластиды, содержащие желтый, оранжевый, красный и фиолетовый пигменты. Они расположены в основном в плодах и лепестках цветков, что придает этим органам растений соответствующую яркую окраску.Хлоропласты –содержащие зеленый пигмент хлорофилл.
Пластиды разных видов отличаются друг от друга наличием или отсутствием тех или иных пигментов. В лейкопластах пигменты отсутствуют, в хлоропластах содержится зеленый пигмент, а в хромопластах — красный, оранжевый, желтый и фиолетовый пигменты.
Растительная клетка в отличие от животной имеет вакуоль и пластиды.
Приложение 2
Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Выполните Задание №1 «Строение растительной клетки»
Обозначьте части клетки на схеме. Что можно обозначить цифрой 6? А чего на рисунке не хватает?
1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ |
2. Выполните задание №2 «Функции органоидов клетки»
Заполните таблицу
Название органоида | Выполняемая функция |
| Сохраняет целостность клетки, придает форму |
| |
| |
| |
|
Продолжите предложение:
- Целлюлоза – вещество придающее………….
- Пигмент- это…..
ЗАДАНИЕ №3. Проверьте свои знания строения клетки. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Цитоплазма разрушается при нагревании и клетка погибает.
2. Хлоропласты бесцветные.
3. Цитоплазма внутри клетки двигается и перемещает вещества.
4. Ядро содержит хромосомы.
5. Вакуоль пустая.
6.Ядро выполняет функцию: хранение наследственной информации.
7.Клетки растений и клетки животных ничем не отличаются.
8. Мембрана не пропускает вещества в клетку
Продолжите предложения:
Я узнал..
Я умею…
У меня есть вопросы..
Отметка (выставляется учителем)__________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Плазмолиз в растительной клетке"
Презентация "Плазмолиз в растительной клетке"...
презентация "Строение растительной клетки"
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"...
План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"
Цель урока: изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...
Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»...
Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс
Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...
конспект урока по биологии 6 класс на тему "Растительная клетка"
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИЦель: рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готов...
Конспект открытого урока " Растительная клетка" 30.01.2024г.
Конспект открытого урока "Растительная клетка"...