Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fgos.docx | 24.19 КБ |
stroenie_kletki.ppt | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Урок №9 «Строение растительной клетки. Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
УМК: Пасечник В.В.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о клетке как о живой единице растительного мира
Задачи:
- обучающие: изучить строение растительной клетки; рассмотреть особенности строения и функции органоидов растительной клетки;
-развивающие: сформировать умения работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты; описывать ход лабораторной работы, делать биологические рисунки и формулировать выводы;
-воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через организацию парной работы.
Планируемые результаты:
-личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
-метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений.
-предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, вырабатывать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии.
УУД:
Личностные:
1.Принятие социальной роли обучающегося.
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные:
1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2. Устанавливать причинно следственные связи.
3.Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о царстве Растения.
Основные понятия: царство Растения, клетка, органоиды клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, вакуоли, микроскоп, препарат..
Оборудование: компьютеры, доступ Интернет, экран, проектор, учебники Пасечник В.В. «Биология. 5 класс», рабочие тетради Пасечник В.В., микроскопы учебные, мензурки с водой, пипетки, марля, разбавленный раствор йода, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, луковицы, мел, доска.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Ресурсы |
1.Организационный момент (2 минуты) | Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | |
2.Актуализация знаний (4 минуты) | - На прошлом уроке мы познакомились с увеличительными приборами и правилами работы с ними. - Какие увеличительные приборы вы знаете? - Когда, где и кем был сконструирован первый совершенный микроскоп, какое увеличение он давал? - Дома вы изучили правила работы с микроскопом, проверьте, как выполнил домашнее задание ваш сосед по парте. - Поднимите руку, кто за домашнее задание получил оценку «хорошо», оценку «отлично». Фиксирует оценки некоторых учащихся. | Взаимодействуют с учителем , думают, рассуждают, логически выстраивают свой ответ. Работают в парах, проверяют выполнение домашнего задания, при необходимости корректируют ответ товарища, оценивают друг друга. | Учебник: Рис. 16 «Лупы» Рис.17«Световой микроскоп» Стр.32 Информация о А.Левенгуке. Стр. 32-33«Порядок работы с микроскопом» |
3.Целеполагание (2 минуты) | - Сегодня на урок вы принесли репчатый лук, для урока приготовлены световые микроскопы. Как выдумаете, что мы будем рассматривать под микроскопом? Что мы можем увидеть? Для чего нам это необходимо? - Каковы наши цели на сегодняшний урок? | Взаимодействуют с учителем, рассуждают, делают предположения. Формулируют цель и задачи урока. | |
4. Первичное усвоение учебного материала (5 минут) | - Рассмотрите рис.18 на стр.34учебника, познакомьтесь с порядком приготовления препарата кожицы чешуи лука на стр.36, проговорите в парах порядок работы. | Работают индивидуально. Работают в паре. Знакомятся с понятиями: препарат, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, кожица чешуи лука. | Учебник стр.36-37 |
5. Лабораторная работа №3 (12 минут) | Приступайте к выполнению лабораторной работы. | Работают в парах. Выполняют лабораторную работу №2 «Приготовление кожицы чешуи лука, его изучение под микроскопом» согласно порядку, указанному на с.36-37 учебника. | Учебник стр.36-37. Лабораторное оборудование |
6. Осознание и осмысление учебного материала (5 минут) | Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите? Окрасьте препарат иодом и вновь рассмотрите препарат. Что изменилось? Хорошо ли видны органоиды клетки? Что можно сделать? Зарисуйте увиденное. - Обозначьте органоиды клетки на своём рисунке. | Работают в парах и индивидуально. Анализ и синтез информации. Перевод информации в знаково-символьную систему. | Рабочая тетрадь Учебник с.35, рис19. «Клеточное строение кожицы лука» |
7. Закрепление и применение учебного материала (5 минут) | - Какие сходства и различия вы обнаружили? - Посмотрите на экран (демонстрируется клетка кожицы лука - Сделайте вывод об обязательных клеточных структурах. | Умение слушать и слышать, сравнивать, анализировать и делать выводы, правильно использовать биологические термины. Озвучивают результаты своих наблюдений и размышлений, делают выводы. | Учебник Компьютер учителя, проектор, экран, видеофрагмент «Строение растительной клетки» |
8. Проверка уровня усвоения знаний и умений (5 минут) | Перед вами «Интерактивный рисунок растительной клетки с характеристиками составных частей». Войдите в тестовый режим, определите названия органоидов клетки, включите режим проверки, если у вас есть ошибки, сравните свои ответы с правильными. | Работа индивидуальная. Используя ИКТ – технологии, на практике применяют знания, полученные на уроке, выполняют самопроверку знаний о строении растительной клетки. | |
9. Информация о домашнем задании (2 минуты) | Запишите в дневник домашнее задание: Базовый уровень: изучить параграф 7. Ответить на вопросы после параграфа 1-3/ | Записывают домашнее задание в дневник | |
10. Рефлексия. Итоговая часть урока (3 минуты) | - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? - Достигли ли мы этих целей? - Что особенно удалось, что не получилось, в чём причина? - Каковы могут быть наши планы на следующий урок? | Анализируют свою учебную деятельность, делают выводы, намечают план работы на следующий урок. |
Используемые источники
Пасечник В.В.
Формулирование выводов по проделанной работе.
- кожица чешуи лука состоит из клеток;
- клетки можно рассмотреть под световым микроскопом;
- под световым микроскопом можно рассмотреть;
- органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Увеличительные приборы – ?
Как определить увеличение светового микроскопа?
Определите порядок слов . Живое, все, из, состоит, клеток.
Правильный ответ : Все живое состоит из клеток.
Составьте схему из предложенных слов: Ядро, цитоплазма , клетка, вакуоли, оболочка, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, органоиды, хлорофилл.
Правильный ответ : Клетка органоиды Оболочка ядро цитоплазма вакуоли пластиды хлоропласты хромопласты лейкопласты
Пластиды Хлоропласты
Итак, повторите еще этапы приготовления микропрепарата:
Микроскоп поставили, Препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек!
Дольки это клетки клетка ядро С ядрами внутри,
Вакуоли крупные В клетке рассмотри вакуоли
Снаружи - оболочка, Под нею - цитоплазма. Зелёные пластиды Искать будешь напрасно.
Что нового вы узнали на уроке? 1.Растения состоят из клеток. 2. Разные клетки имеют одинаковое строение: оболочку, цитоплазму, ядро. Запиши выводы в тетрадь.
Вопросы для закрепления. Как вы готовили препарат кожицы лука?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа № 7 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»
Лабораторная работа № 7 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» Цель работы: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, а также со строением дрожжей.Оборудовани...
Конспект урока "Строение растительной клетки"
Конспект урока по ФГОС. Разработан к линии учебников Пасечник В.В....
Разработка урока "Строение растительной клетки" 5 класс ФГОС
STRONG { font-weight: bold; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Урок по теме «Строение клетки» проводится в 5 классе после изучения темы «Усройство ув...
Презентация урока "Строение растительной клетки" 5 класс
Знакомство с новым материалом на данном уроке идёт наряду с выполнением лабораторной работы «Строение клетки кожицы чешуи лука», что очень актуально при изучении курса биологии...
Тема урока: «Строение растительной клетки» 5 rk
(Программа Пасечник Биология .Бактерии. Грибы . Растения . Издательство «Дрофа»)Тема урока: «Строение растительной клетки»Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний...
Лабораторная работа « Приготовление препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа по биологии...
Презентация открытого урока " Строение растительной клетке"
Открытый урок по теме "Строение клетки" 5 класс по учебнику По редакцией В.В. Пасечник, А.А. Каменский Г. Г. Швецов Биология 5-6 классУрок представлен в виде презентации....