Конспект урока по теме "Бесполое размножение организмов"
рабочая программа по биологии

Латышева Жанна Владимировна

Конспект урока по теме "Бесполое размножение организмов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bespoloe_razmnozhenie_rasteniy.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии №2

Тема: Бесполое размножение организмов

 Цель: Выявить особенности бесполого размножения и его видов, а также его биологическую роль.

Задачи:

Образовательные: 1) обеспечить в ходе урока усвоение нового материала по данной теме; 2) способствовать усвоению учащимися понятий: бесполое размножение, почкование, фрагментация, споры, вегетативное размножение; 3) обозначить основные виды бесполого размножения и дать им характеристику; 4) сформировать знания о значении бесполого размножения;

Развивающие: 1) продолжить формирование навыкав работы с учебником; 2) развить умения раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции; 3) учить анализировать факты в определённой логической последовательности;  4) развивать умения выделять главное, сравнивать; 5) совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; 6) развивать умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные: 1) Формирование научного мировоззрения учащихся, при изучении бесполого размножения и его основных видов; 2) стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии; 3) осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся; 4) воспитание эстетического отношения к миру.

Формируемые УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения способов размножения, представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: систематизировать сведения о формах размножения; сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом размножении.

Понятия: бесполое размножение, почкование, фрагментация, споры, вегетативное размножение.

Оборудование: учебник

Вид урока: Комбинированный


Методы, приемы и средства обучения

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рада вас видеть на уроке. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Поэтому все улыбнулись друг другу, нашим гостям. Настроились на урок. Дежурный, скажите отсутствующих.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос у доски с использованием плаката «Схема митоза»

II.  Проверка знаний умений и навыков по домашнему заданию

Начнем наш урок с проверки домашнего задания (10 минут)

  1. Что такое размножение? (Воспроизведение себе подобных)
  2. Какие существуют три способа деления клетки? (Амитоз, митоз, мейоз)
  3. Что такое амитоз?
  4. Что такое мейоз?
  5. Дайте определение митозу. (Непрямое деление клетки, в результате которого образуются две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным набору родительской клетки.)
  6. Дайте определение жизненному циклу клетки. (Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели, называется)
  7. Что такое интерфаза?
  8. Перечислите периоды интерфазы. (Пресинтетический, синтетический, постсинтетический)

Кто желает выйти к доске и рассказать по плакату митоз?

III. Сообщение нового материала

  1. Вводная беседа

Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни – от старости, другие – из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара или ловим на озере рыбу. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась”. Скажите, ребята, а какой процесс должен идти, чтобы численность вида не уменьшалась?

Ответ: размножение.

Правильно, молодцы!

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Бесполое размножение организмов». Откройте тетради, запишите. Цель нашего занятия выявить особенности бесполого размножения и его видов, а также его биологическую роль.

  1. Объяснительный рассказ

Все организмы, обитающие на Земле, размножаются двумя основными способами – бесполым и половым. Бесполое размножение наиболее древнейший способ размножения на Земле,  характеризуется тем, что новая особь развивается из неполовых (соматических клеток), в процессе размножения участвует одна особь и новые организм являются точной копией материнской особи, а при половом размножении новая особь развивается в результате слияния специализированных клеток – гамет, в процессе размножения участвуют,  как правило, две особи и новые организмы не идентичны родительским.

Работа с учебником

Откройте учебники на странице 84. Изучите содержание параграфа 3.1  и заполните таблицу:

Виды бесполого размножения.

Виды

Характеристика

Примеры

1. Деление

клетки

Материнская особь делится на две и более дочерние клетки.

Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты)

б) митотическое бинарное деление(простейшие, одноклеточные водоросли)

в) множественное деление, или  шизогонию (малярийный

плазмодий, трипаносомы).

Бактерии, простейшие (инфузории, эвглена зеленая) одноклеточные водоросли (хламидомонада)

2.Почкование

Новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи.

Дрожжи, гидра

3.Деление тела (фрагментация)

Новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь.  В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея

4.Спорообразование

Размножение посредством спор. Споры растений – это гаплоидные клетки, покрывающиеся специальной оболочкой, защищающей их от вредного воздействия. У большинства видов образуются в особых органах – спорангиях.

Хвощи, плауны, папоротники, мхи, лишайники, грибы

5.Вегетативное

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста).

Герань, картофель, луковичные, смородина, ирис, бегония

Проверка таблицы.

Преимущества бесполого размножения

  1. Организмы, появившиеся бесполым путем, обычно развиваются значительно быстрее.
  2. Быстро увеличивается численность видов.

Недостатки бесполого размножения

  1. Не происходит увеличение генетического разнообразия, которое очень важно при изменениях условий существования вида.

По этой причине большинство живых организмов на земле периодически или постоянно размножаются половым путем

IV. Закрепление изученного материала.

1.Верны ли следующие суждения?

  1. При бесполом размножении участвует один или несколько родителей; -
  2. Спорами  размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники; +
  3. Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни; +
  4. При бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской? +
  5. Для простейших характерно деление пополам. +
  6. Гидра размножается почкованием. +
  7. Мхи и папоротники размножаются почкованием.  –
  8. При бесполом размножении образуется один новый организм; -
  9. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +
  10. Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +

2. Определите способ бесполого размножения

Примеры организмов

Способы бесполого размножения

  1. Картофель

Клубни

  1. Смородина

Черенки, отводки

  1. Земляника

Усы

  1. Дождевой червь

Фрагментация

  1. Дрожжевой  гриб

Почкование

  1. Папоротник

Споры

  1. Амёба

Деление клетка (бинарное)

  1. Подберёзовик

Спорообразование

  1. Тюльпан

Луковицами

Д/з. § 3.1, записи в тетрадях

 + новые понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Размножение комнатных растений черенками"

Материал содержит конспект урока по цветоводству  на тему "Размножение комнатных растений черенками"...

Урок по теме "Размножение организмов" 5 класс ФГОС

Урок в 5 классе (ФГОС)по теме "Размножение организмов", с использованием современных образовательных технологий....

Открытый урок натему "Формы размножения организмов"

Вопросы урока:—Что такое размножение?—Что такое бесполое размножение?—Формы бесполого размножения.—Что такое половое размножение?—Формы полового размножения.—Биологическое значение размножения для орг...

Конспект урока на тему Размножение организмов

виды размножения: половое , бесполое...

конспект урока "Строение и размножение рептилий"

Методическая разработка для проведения урока биологии в 7 классе. Возможно использование в классах с углубленным изучением предмета...

Конспект урока по теме " Размножение Млекопитающих"

Конспект урока по теме " Размножение Млекопитающих"...

конспект урока по теме "Размножение споровых растений"

Конспект урока 6 класса по биологии "Размножение споровых растений"...