Эссе "Я - учитель"
материал

Татьяна Егоровна Астахова

Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2025"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - Учитель»

Хороший учитель – как свеча.

                                                                                           Он растворяет себя для того,

                                                                                 Чтоб дать другим свет.

Автор неизвестен.

Учитель… Мыслители всех времен подчеркивали высокое общественное значение учителя.

В жизни каждого из нас наступает такое время, когда начинаешь задумываться о том, кем ты хочешь стать. Ведь выбор профессии, если он верен, сделает тебя счастливым, и об этом выборе ты никогда не пожалеешь.

Я стала учителем. И повлияло на этот осознанный выбор первое знакомство со школой и моей первой учительницей. Мы не просто учились в школе, мы жили школой, а Инна Евгеньевна вдохновляла нас на добрые дела.

Как – то я прочитала очень интересное высказывание, к сожалению, неизвестного автора. «Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами». Какие мудрые слова! И как это важно в педагогической профессии уметь вдохновлять. Не заставлять, не требовать, не добиваться, а именно вдохновлять. Вот это умение и делает учителя хорошим. Я учитель, и хочу быть хорошим учителем. Каждый урок стараюсь продумывать до мелочей.  Прежде чем переступить порог класса, думаю, зачем иду? нужен ли мой урок моим ученикам? чем и на что смогу вдохновлять их? Мысленно заранее провожу каждый урок. Ищу, пробую, ошибаюсь и снова ищу. Самое главное для меня – построить его так, чтобы детям хотелось работать, чтобы никто не скучал, не предпочел игру в мобильном телефоне тому, что происходит на уроке. Самое страшное для меня – почувствовать, что не смогла пробудить в детях желание узнать новое, увидеть в их глазах безразличие и равнодушие. На ум приходят слова польского и советского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут предать. Не бойся друзей – в худшем случае они могут предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Обучение и воспитание – процесс единый. Прекрасно понимаю, что моя задача – помочь каждому ребенку стать не равнодушным обывателем, а настоящим Человеком. А для этого каждого школьника (шаловливого и тихого, замкнутого и общительного, послушного и непоседливого, скромного и назойливого) необходимо уважать. И если ты, учитель, научишься уважать каждого, то заслужишь и так необходимого в нашей работе ответственного уважения.

Что значит хорошо преподавать, учить? Думаю, что необходимо обеспечить на каждом уроке чувство комфорта и положительные эмоции. А для этого прежде всего заинтересовать школьников, сделать так, чтобы им нравилось то, что они делают.

Возможности предмета биология это позволяет. Ведь это наука жизни.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, чтобы учитель был не над ними, а вместе с ними.

На своих уроках я стараюсь использовать различные методы, приёмы обучения. Ведь не только и не столько полученные знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах. Уверена, что большие возможности для развития познавательной активности, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе технология сотрудничества. Работая в составе группы, обучающиеся составляют план действий, распределяют обязанности, а затем при подведении итогов отчитываются о проделанной работе, дополняя друг друга. Работа в группе способствует тому, что каждый может отстаивать свою точку зрения или принимать чужую, если она оказалась более убедительной. Важно и то, что воспитывается уважение к чужому мнению.

Ученик будет с удовольствием идти на урок, если ему нравится то, что он будет делать.

Не буду перечислять все методы обучения и воспитания, которые уже использую, с которыми знакомлюсь из опыта коллег. Хороших и опытных коллег немало. Конечно, их опыт, если он интересен тебе, надо использовать. Но бездумно копировать его не стоит. В связи с этим хочу привести слова А.М. Горького: «Учитесь у всех, не подражайте никому». Вдумайтесь, на сколько это верно! Ведь никакая чужая разработка урока, если её не пропустить через себя, ничего хорошего не даст. Все мы разные, тем и хороши. И дети у нас со своими особенностями.

Методы преподавания должны быть разнообразными и применяться в зависимости от многих факторов: конкретных условий, состава детского коллектива, индивидуальности самого учителя и т. д. Но бесспорно, что в нашей работе не обойтись без трудолюбия и терпения. Хочу обратиться к словам Леонардо да Винчи: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, а плод сладок».

Какие бы инновации не вводились (сегодня без них не обойтись), но без учителя их введение не достигнет цели. Учитель – это тот человек, который каждый день приходит в класс, встречается со своими учениками и становится их наставником, старшим товарищем, другом.

Настоящий учитель растёт вместе со своими учениками. Самое страшное – думаешь, что ты уже всё знаешь, всего достиг, все понимаешь.

Учитель только тогда станет настоящим, когда он не успокаивается на достигнутом, постоянно ищет новые ответы на старые вопросы, находит необычное в обычном. Дети все очень разные. Не всегда и не всех удается увлечь, а тем более зажечь. Но к этому надо стремиться.

Наша профессия трудна, но и благодарна и благородна.

Самая большая награда для меня – это достижения каждого моего ученика. Для одних – это победы на олимпиадах и конкурсах, для других – это маленькие победы и открытия, преодоление собственных ошибок и неудач. Задача учителя – помочь каждому найти свою дорогу, не просто подставить плечо, а создать условия, чтобы ребенок сам покорил свою вершину.

Каждый из нас знает, что учитель и сам учится всегда. Мне очень близки слова Николая Рериха: «Самое лучшее, что можно сделать для усовершенствования мира – это усовершенствовать себя». Достичь этой высокой планки очень трудно. Но только если ты к этому стремишься, у тебя появляется право советовать и учить.

Не тот учитель, что дает знания, а тот, кто живет рядом со своими учениками, мечтает вместе с ними и ищет решения их проблем.

Чтобы стать таким учителем, я вновь и вновь обращаюсь к трудам великих педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского и других, знакомлюсь с опытом коллег в районе, области, в интернете (куда ж без него сегодня).

Уверена, что если решил быть учителем, то должен соответствовать этому высокому званию.

В конце хочу обратиться к высказыванию Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...