Урок биологии в 5 классе Тема: «Методы изучения природы»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
На данном уроке мы узнаем о том, что такое наука и научный факт. Поговорим о том, с помощью чего изучают окружающий мир. Познакомимся с методами изучения природы и проследим взаимосвязь между понятиями: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
А также мы проведем практическую работу, посвященную наблюдению за ростом корней и листьев лука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadya_biologiya.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
Тема: «Методы изучения природы»
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент
Здравствуйте, ребята. На данном уроке мы узнаем о том, что такое наука и научный факт. Поговорим о том, с помощью чего изучают окружающий мир. Познакомимся с методами изучения природы и проследим взаимосвязь между понятиями: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
А также мы проведем практическую работу, посвященную наблюдению за ростом корней и листьев лука.
2.Проверка знаний учащихся.
Фронтальный опрос
Работа по карточкам (индивидуально)
Ф.И _________________________________________________
1. В приведенном ниже списке выберите и подчеркните одной чертой природные тела, двумя – природные явления.
Гроза, пень, снегопад, холм, радуга, бабочка, восход солнца, дуб, распускание листьев, туман
2.Установите соответствие между естественными науками и объектами их изучения. Соедините прямыми линиями соответствующие строки.
Астрономия живая природа
Химия земная поверхность
Биология вещества
География небесные тела
Проверка
3.Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1) Отгадайте загадки:
1.В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это…(ЛИСТОПАД)
2.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (СНЕГ)
3.Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне. (МОРОЗ)
- Скажите, пожалуйста, на чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста? (наблюдал за изменениями в природе)
Человек уже на протяжении многих сотен лет наблюдает, записывает, зарисовывает, анализирует и систематизирует полученные знания о природе.
Человек использует методы. Разные методы. И сегодня мы начнем с вами знакомиться с этими методами более подробно.
Тема нашего урока: Методы исследования в биологии.
- Какова же цель нашего урока? (познакомиться с методами изучения природы)
4.Совместное открытие знаний.
Для начала давайте разберемся, что же такое метод?
Запись в тетрадь.______________________
Метод – способ, прием (с греч.) МЕТОД – способ познания или исследования; способ достижения цели или решения конкретной задачи
Работа с учебником по рядам:
Работа с параграфом 4 и заполнение таблицы.
Учебник стр. 29 «Метод наблюдения в природе», изучить текст и заполнить таблицу
Название метода | Сущность метода |
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. | восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними. |
Проверка - О каком первом методе вы узнали из текста и в чем его сущность?
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в учебниках был описан такой случай.
Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.
Показывает картинку с увеличительным прибором и просит назвать за чем или за кем можно наблюдать с помощью данного прибора.
Физкульминутка
Практическая работа.
На столах стоят стаканы с водой, баночки с сахаром, солью, мелом и пищевой содой
Практическая работа «Растворение веществ (сахар, соль, мел, пищевая сода в воде»
Ход работы:
- Насыпать в стакан 1 чайную ложку сахара, соли, мела, пищевой соды
- Налить до 1/3 стакана воды.
- Размешать.
- Наблюдение: сахар в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть
Наблюдение: соль в воде растворилась/ не растворилась так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть
Наблюдение: мел в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть
Наблюдение: пищевая сода в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть
5. Вывод (записать на карточке):
- сахар в воде растворим/нерастворим;
соль в воде растворима/нерастворима;
мел в воде растворим/нерастворим
пищевая сода в воде растворима/нерастворима
- такой метод изучения природы называется ________________________
VIII. Домашнее задание Параграф 4, р.т. все задания параграфа №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по природоведению в 5 классе по теме ""Методы изучения природы"
Урок природоведения "Методы изучения природы", 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ...
Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного ...
Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...
Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"
Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на ос...
Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.
Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и подробное описание этап...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"...
Урок биологии 5 класс Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»
Урок изучения нового материала. учащиеся знакомяться с описаьтельным методом в биологии....