Урок биологии в 5 классе Тема: «Методы изучения природы»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кривошеева Алена Сергеевна

На данном уроке мы узнаем о том, что такое наука и научный факт. Поговорим о том, с помощью чего изучают окружающий мир. Познакомимся с методами изучения природы и проследим взаимосвязь между понятиями: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

А также мы проведем практическую работу, посвященную наблюдению за ростом корней и листьев лука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadya_biologiya.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе

Тема: «Методы изучения природы»

ХОД УРОКА:


1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята. На данном уроке мы узнаем о том, что такое наука и научный факт. Поговорим о том, с помощью чего изучают окружающий мир. Познакомимся с методами изучения природы и проследим взаимосвязь между понятиями: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

А также мы проведем практическую работу, посвященную наблюдению за ростом корней и листьев лука.

2.Проверка знаний учащихся.

Фронтальный опрос

Работа по карточкам (индивидуально)

Ф.И _________________________________________________

1. В приведенном ниже списке выберите и подчеркните одной чертой природные тела, двумя – природные явления.

Гроза, пень, снегопад, холм, радуга, бабочка, восход солнца, дуб, распускание листьев, туман

2.Установите соответствие между естественными науками и объектами их изучения. Соедините прямыми линиями соответствующие строки.

Астрономия                                                                живая природа                                                                    

Химия                                                                          земная поверхность

Биология                                                                      вещества

География                                                                    небесные тела

Проверка 
3.Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1) Отгадайте загадки:

1.В парке, в сквере и в саду

В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это…(ЛИСТОПАД)

2.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (СНЕГ)

3.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне. (МОРОЗ)

- Скажите, пожалуйста, на чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста? (наблюдал за изменениями в природе)

Человек уже на протяжении многих сотен лет наблюдает, записывает, зарисовывает, анализирует и систематизирует полученные знания о природе.

Человек использует методы. Разные методы. И сегодня мы начнем с вами знакомиться с этими методами более подробно.

Тема нашего урока: Методы исследования в биологии.

- Какова же цель нашего урока? (познакомиться с методами изучения природы)

4.Совместное открытие знаний.

Для начала давайте разберемся, что же такое метод?

Запись в тетрадь.______________________

Метод – способ, прием (с греч.) МЕТОД – способ познания или исследования; способ достижения цели или решения конкретной задачи

Работа с учебником по рядам:

Работа с параграфом 4 и заполнение таблицы.

Учебник стр. 29 «Метод наблюдения в природе», изучить текст и заполнить таблицу

Название метода

Сущность метода

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

восприятие  объектов природы  с  целью  получения  первичных  данных  для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Проверка - О каком первом методе вы узнали из текста и в чем его сущность?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в учебниках был описан такой случай.

Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

Показывает картинку с увеличительным прибором и просит назвать за чем или за кем можно наблюдать с помощью данного прибора.

Физкульминутка

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/07/04/publikatsiya.docx_image1.jpg

Практическая работа.

На столах стоят стаканы с водой, баночки с сахаром, солью, мелом и пищевой содой

Практическая работа «Растворение веществ (сахар, соль, мел, пищевая сода в воде»

Ход работы:

  1. Насыпать в стакан 1 чайную ложку сахара, соли, мела, пищевой соды
  2. Налить до 1/3 стакана воды.
  3. Размешать.
  4. Наблюдение: сахар в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть

Наблюдение: соль в воде растворилась/ не растворилась так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть

Наблюдение: мел в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть

Наблюдение: пищевая сода в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Подчеркнуть

5. Вывод (записать на карточке):

- сахар в воде растворим/нерастворим;

соль в воде растворима/нерастворима;

 мел в воде растворим/нерастворим 

пищевая сода в воде растворима/нерастворима

- такой метод изучения природы называется ________________________

VIII. Домашнее задание Параграф 4, р.т. все задания параграфа №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по природоведению в 5 классе по теме ""Методы изучения природы"

Урок природоведения "Методы изучения природы", 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ...

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного ...

Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...

Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на ос...

Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.

Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и  подробное описание этап...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе  по теме "Методы изучения природы"...

Урок биологии 5 класс Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»

Урок   изучения нового материала. учащиеся знакомяться с  описаьтельным методом в биологии....