Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)
Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного подхода.
В данном материале представлена разработка урока по курсу «Биология 5 класс» на основе УМК «Биология. 5 - 9 класс» И.Н.Пономарёвой и др. (концентрический курс)
Урок разработан с использованием технологий системно – деятельностного подхода, построен таким образом, что ученик 5 класса поставлен в условия, где он должен научиться мыслить самостоятельно, проявить себя творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_izucheniya_prirody_5_klass5.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС
Тема: «Методы изучения природы» (3)
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать методы биологии;
– формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение, моделирование.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
- Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Познавательные УУД
- Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
- Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
- Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. Отгадайте загадки: 1.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес. Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. 2.Невидимкой, осторожно он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво белой краскою одной! 3.У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт – гвоздь упадёт - Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста? - Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Что такое наблюдение и какие другие методы использует наука? 1 Составление плана (основные методы науки). 2 2. – Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают. 1 – Как ты понимаешь смысл слов «эксперимент», «метод»? (Жизненный опыт.) – Какие науки ты знаешь? Чем занимаются учёные? (Жизненный опыт.) | Учебник, рисунки и мультимедий-ные пособия, иллюстриру-ющие опыты и эксперименты. Рисунки научных приборов, микроскоп и препараты из окружающих предметов. | Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
II. Совместное открытие знаний. | 1. – Чем занимается наука и что такое наблюдение? Обсуждение версий. Комментированное чтение рубрики с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения (обозначения в тексте учебника). 3 2. Работа в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки). 1 2 2 Группа №1. Объясните с помощью текста на с. 12-14 Что такое наблюдение?. Группа №2. Объясните с помощью текста на с. 12-13, что такое описание? Группа №3. измерение, эксперемент.1 2. Подведение результата изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. 4 Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. | Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3. Формирование умения владеть смысловым чтением. 4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные УУД 3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. ТОУУ Личностные УУД 2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. | |
III. Самостоятельное применение знаний. | Задания в рабочей тетради 1-4. Самооценка по алгоритму. | ||
IV. Итог урока. | – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет? Домашнее задание. Изучить П. 3, выполнить задание в ТПО 5-6. При этом объясняем учащимся, что оцениваться будут и ответы на вопросы, и дополнения к ответам учащихся. 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по природоведению в 5 классе по теме ""Методы изучения природы"
Урок природоведения "Методы изучения природы", 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ...
Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...
Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"
Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на ос...
Конспект урока в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома....
Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.
Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и подробное описание этап...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"...
Тест по биологии "Методы изучения природы" (5 класс)
Проверочный тест к уроку биологии "Методы изучения биологии" 5 класс....