Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)

Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного подхода.

В данном материале представлена разработка урока  по курсу «Биология 5 класс» на основе УМК «Биология. 5 - 9 класс» И.Н.Пономарёвой и др. (концентрический курс)

Урок разработан с использованием технологий системно – деятельностного подхода, построен таким образом, что ученик 5 класса поставлен в условия, где он должен научиться мыслить самостоятельно,  проявить себя творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_izucheniya_prirody_5_klass5.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

Тема: «Методы изучения природы» (3)

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать методы биологии;

– формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение, моделирование.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  2. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
  4. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Отгадайте загадки:

 1.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.

2.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

3.У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт – гвоздь упадёт

- Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Что такое наблюдение и какие другие методы использует наука?     1

Составление плана (основные методы науки).      2

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают. 1

– Как ты понимаешь смысл слов «эксперимент», «метод»? (Жизненный опыт.)

– Какие науки ты знаешь? Чем занимаются учёные? (Жизненный опыт.)

Учебник, рисунки и мультимедий-ные пособия, иллюстриру-ющие опыты и эксперименты. Рисунки научных приборов, микроскоп и препараты из окружающих предметов.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II. Совместное открытие знаний.

1. – Чем занимается наука и что такое наблюдение?

Обсуждение версий. Комментированное чтение рубрики с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения (обозначения в тексте учебника).             3

2. Работа в группах  (каждая группа занимается изучением определённого метода науки).   1  2  2

Группа №1. Объясните с помощью текста на с. 12-14

Что такое наблюдение?.

Группа №2. Объясните с помощью текста на с. 12-13, что такое описание?

Группа №3. измерение, эксперемент.1 2.

Подведение результата изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.     4

Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Формирование умения владеть смысловым чтением.

4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

ТОУУ

Личностные УУД

2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

III. Самостоятельное применение знаний.

Задания  в рабочей тетради 1-4. Самооценка по алгоритму.

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?

Домашнее задание.

Изучить П. 3, выполнить задание в  ТПО 5-6.

При этом объясняем учащимся, что оцениваться будут и ответы на вопросы, и дополнения к ответам учащихся. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по природоведению в 5 классе по теме ""Методы изучения природы"

Урок природоведения "Методы изучения природы", 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ...

Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...

Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на ос...

Конспект урока в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома....

Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.

Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и  подробное описание этап...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе  по теме "Методы изучения природы"...

Тест по биологии "Методы изучения природы" (5 класс)

Проверочный тест к уроку биологии "Методы изучения биологии" 5 класс....