Урок биологии 5 класс Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Мелькова Светлана  Михайловна

Урок   изучения нового материала. учащиеся знакомяться с  описаьтельным методом в биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок " Описательный метод"20.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок биологии 5 класс

Тема урока «: Методы изучения природы. Описательный метод»

Цель урока: формирование представлений об описательном методе в биологии.

Задачи:

- образовательные: продолжить формировать у учащихся представление об основных методах изучения природы

-развивающие: развивать умения работать с учебником, тестовыми заданиями, умение анализировать, сравнивать, работать с  графиком, таблицей, диаграммой; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию,  умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание  схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование  информации  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: работа в парах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: презентация по теме «Описательный метод».

Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель создаёт  эмоциональный  настрой на урок. Проверяет готовность учащихся к уроку.

2. Самоопределение к деятельности

Беседа по вопросам ( слайд№1)

1. Что понимается под  методом в биологии?

2. Перечислите основные методы  в биологии

3. Закончите предложение:

- Наблюдение – это …

-Измерение – это…

-Эксперимент-это

Учитель демонстрирует  слайд ( №2) и просит  учащихся   рассказать , что они  видят и какие методы  биологии   используют.

Учащиеся отвечают , что видят эксперимент про проращиванию гороха, методы наблюдение, эксперимент.

-А, какой еще  метод  вы  сейчас  использовали, когда рассказывали про данный  эксперимент?

Учащиеся отвечают метод – описательный.

Тема урока: «: Методы изучения природы. Описательный метод» ( слайд №3)

А, теперь попробуйте сформулировать  цель нашего урока, учащиеся предлагают варианты цели ( слайд №4)

3.Изучение материала

Слайд №5

 Учитель: Научное описание биологического объекта сильно отличается от художественного не только по своему назначению, но и по стилю.

Цель научного описания заключается в том, чтобы донести максимум информации до читателя, используя только «сухие» факты, их анализ. Для этого в описании применены научные термины, цифры, соблюдена последовательность. Каждый факт обоснован и доказан.

В художественном описании используются большое количество эпитетов, метафор, которые оказывают определенное воздействие на читателя, передают ему настроение эмоции, образы.

Таким образом, задача научного описания – сообщить читателю точные сведения, проанализировать, обобщить, установить причинно-наследственную связь факторов и пояснить их роль. Задача художественного описания – изобразить объект, как можно ярче, передать эмоции и впечатления.

Задание: дома  найти научное и художественное описание березы, записать его в тетрадь.

Описательный метод можно использовать схематически. Как вы думаете ввиде чего?

Слайд №6. Таблица.

Задание ( слайд№7) Составление таблицы, учащиеся  в парах выполняют в тетради.

Закрепление ( слайд №8). Работа с табличными  данными, задание, которое встретиться нам в ВПР. Учащиеся работа  в тетради, отвечают на вопросы.

Слайд №9.Схема.Учитель знакомит с понятием схема.

Задание ( слайд №10). Составить схему, используя  биологический текст : « Среды обитания». Учащиеся  работаю  в парах,  затем   проверка вместе  с учителем.

Слайд №11.Диаграмма. Учитель знакомит с понятием диаграмма, виды  диаграмм.

Закрепление материала ,работа  с диаграммами   слайды 12, 13, 14.

Слайд № 15.График. Учитель знакомит с понятием график.

Закрепление материала, работа с графиками слайды 16,17.

 Вопрос учителя Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы, диаграммы и графики?

Таблицы, схемы, диаграммы и графики используются в научных исследованиях для упорядочивания полученных результатов. Благодаря им удается сопоставить характеристики исследуемых объектов, сравнить полученные данные и проанализировать их, выявить какие-то закономерности и сделать предварительные прогнозы.

Слайд №18Анализ. Учитель знакомит с понятием анализ и последовательностью действий при анализе.

Закрепление материала. Анализ  биологического инструмента лупы( слайд № 19)

4.Закрепление материала

Работа со слайдом №20. Вставьте в текст пропущенные слова.

5.Рефлексия.

Используем метод пяти пальцев, ответь на вопросы

  1. Я понял тему урока….
  2. Как я оцениваю свою работу на уроке….
  3. Своё  настроение я  оцениваю…

Учитель выставляет оценки за урок.

6..Домашнее задание

Найти научное и художественное описание  березы, записать его в тетрадь.

Урок закончен. До свидания.  Спасибо всем, молодцы!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Урок биологии по теме "Биотические связи в природе", 9 класс

Разработка урока по биологии для 9 класса по теме:  "Биотические связи в природе"...

Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»

Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых;  на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...

Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс Тема урока: Какие бывают растения? Урок № 10 из раздела «Природа». Урок изучения нового материала.

Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями,  относящимися к той или иной группе.Оборудование урока: картина-таблица «Лес», гербарий (по группам) мать-и-ма...