Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Марченко Татьяна Николаевна
Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на основе примерной программы авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой В соответствии с примерной программой по биологии, и в соответствии с ФГОС основного общего образования. В соответствии с типологией данный урок относится к уроку «открытия» нового знания, построенный на основе системно-деятельностного и проблемно-развивающего обучения, с применением здоровьесберегающих технологий. Цель урока: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_t.n.marchenko.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                   Естественно -научное направление

                                                                                                                                                         Т.Н. Марченко, учитель биологии

                                                                                                                                                                  МОБУГ №2 г.Новокубанска

                                                                                                                                                                 

Урок биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Технологическая карта  урока

Основная часть

Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Методы изучения природы

Тип урока:  

Урок «открытия» нового знания

Методы обучения

Проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические, мультимедийные

Планируемые образовательные результаты

Предметные: ознакомление

  • с профессиями людей, изучающими природу;
  • с методами и приборами, необходимыми для изучения природы;
  • овладение  методами  исследовательской и проектной деятельности.

Метапредметные:

  • умение проводить простейшие наблюдения, измерения, сравнения, эксперименты, опыты;
  • составлять план наблюдения;
  • сформировать  логическую цепь в построении наблюдений и проведении экспериментов в лабораторных и природных условиях  среды.

Личностные :

  • формирование познавательного интереса к исследованию природы и осознание ценностей живых объектов;
  • воспитать бережное отношение к природе;
  • научить объяснять, доказывать  и защищать свои идеи, сравнивать свои точки зрения  и точки зрения оппонентов, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Решаемые учебные проблемы

1. Знакомство с профессией орнитолога

2.Знакомство с методом наблюдения

3. Знакомство с методом описания

4. Знакомство с методом измерения

5. Знакомство с методом эксперимента

6.Знакомство с методом сравнения

7.Знакомство с методом моделирования

Универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- сформировать интерес к окружающему миру,  бережное отношение и  любовь к природе;

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- формирование умения анализировать информацию;

- умение слушать, настраиваться на работу в группе;

- умение проявлять инициативу;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

-  развивать активность

- научить логически составлять  цепь от простого к более сложному понятию;

- логически анализировать услышанную информацию;

- осознание цели предстоящей работы; умение составлять план предстоящей работы;

- формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

 - умение организовывать самостоятельную работу, нацеленную на успех;

- умение применять полученные знания на уроке в жизненных ситуациях

- сформировать представление о целостности  окружающего мира, его законах и методах изучения;

- формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 

- формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

- формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- формирование умения слушать и понимать речь других людей.

- планирование учебного сотрудничества со  сверстниками;

 - формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;

- учатся сопереживать, в связи с успехом или неудачей товарищей;

- умение вовлекать родителей в совместную познавательную деятельность

Основные понятия, изучаемые на уроке

Орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование

Вид используемых на уроке ИКТ

Слайд-презентация  "Профессия -  орнитолог",  видеофильм "Национальный парк «Редвуд» – удивительная природа."

 Интернет-ресурсы

http://pesni.fm/artist/videos

Оборудование

Набор  гербария различных видов растений, муляжи  грибов, экспонаты по птицам, линейки, 2 пробирки, сахар, песок, вода,  аквариумная рыбка в банке, гербарий листьев березы, комнатные растения - традесканция произрастающая в благоприятных условиях и в неблагоприятных условиях, конструктор "Лего".

Подготовка кабинета

Парты расставлены так, чтобы учащиеся могли работать в группах по 6 человек, всего 5 групп. На парте у каждой группы стоит корзинка с муляжами грибов, карточки -задания и оборудование:

1 группа - муляж птицы

2 группа - гербарий листьев березы

3  группа - 2 пробирки, сахар, песок, вода

4  группа - аквариумная рыбка в банке

5  группа - комнатные растения - традесканция произрастающая в благоприятных условиях и в неблагоприятных условиях.

Организационная структура урока

1 этап - АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Деятельность учителя

Учитель  приветствует детей, принимает рапорт от старосты класса, проверяет присутствующих и  готовность к занятию. Распределяет учащихся в группы по 6 человек.

Представление материала, позволяющего  осуществить переход к изучению нового материала.

Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?». И так, давайте погрузимся в прекрасный таинственный мир.

 Демонстрация фильма "Национальный парк «Редвуд» – удивительная природа." В фильме демонстрируются  различные виды животных. Кроме этого, представлены  деревья , кустарники и травы лесного биогеоценоза.

Учитель: выстраивает подводящий диалог:  цепочка, вытекающих один из другого вопросов:  

  1. Ребята, на примере биогеоценоза леса вы убедились в  многообразии видов растений и животных леса, как мы можем их различить и для чего нам это нужно? Выслушивает ответы учеников.
  2.  Какими способами мы можем изучить окружающий нас мир живой природы?
  3. Какой самый древний метод изучения природы?

Деятельность учащихся

Вспоминают измерительные приборы.

Вспоминают накопленный жизненный опыт.

Определяют каких знаний  им не хватает для изучения природных объектов.

Учащиеся просматривают фильм. Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся с помощью учителя отвечают – самый древний метод изучения природы – наблюдение, затем сравнение, измерение,  самые сложные это эксперимент и моделирование.

К доске выходит 1 учащийся и составляет   цепочку на доске от простого к сложному методу изучения природы, остальные ученики составляют цепочку в тетради.

Цепочка

наблюдение сравнение  измерение  эксперимент моделирование

2 этап -  СОЗДАНИЕ  ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Учитель создает проблемную ситуацию: показывает на экране  2 разных  скворечника и задает вопрос, который  пробуждает разные мнения: "Какими методами определяют скворечник, наиболее подходящий для жизни птиц".

– Расскажите, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой.

– Какие науки ты знаешь? Чем занимаются учёные? (Жизненный опыт.)  

Учитель: - А сейчас мы с вами познакомимся с работой ученого -орнитолога и узнаем какие методы он использует. (Демонстрация презентации "Профессия -  орнитолог" и рассказ учителя.)

После презентации учитель задает вопрос:"Ребята,  так кого называют орнитологом?"

Учащиеся рассматривают предложенные скворечники и отвечают на вопрос учителя, каждый по- разному, но совместно с учителем приходят к правильному выводу.

Учащиеся  рассказывают о методах изучения природы которыми они пользовались в различных жизненных ситуациях.

Называют известные им науки и рассказывают чем занимаются ученые.

Дети просматривают слайд-презентацию о профессии орнитолога и отвечают на вопрос: "Орнитолог- это ученый изучающий птиц."

3 этап -  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Учитель

 -Ребята, выберите из предложенных муляжей грибов в корзинке съедобные и несъедобные грибы.

- Ответьте на вопрос: "Как вы определили где съедобные, а где  несъедобные грибы?

- Ребята,  так зачем нам нужно   знать методы и способы изучения природы? "

-А теперь, давайте сформулируем тему урока, цели и задачи, которые нам с вами предстоит решить на уроке.

Учитель записывает тему урока на доске.

Учащиеся распределяют грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные. Отвечают на вопросы.

Совместно с учителем формулируют тему урока: "Методы изучения природы",  определяют цели – научиться методам изучения природы,  и ставят перед собой  задачи : как правильно наблюдать, описывать , ставить эксперименты , проводить исследования и  вести лабораторную работу.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

4 этап -  ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

I.Учитель:"А сейчас,  ребята мы с вами станем настоящими исследователями! У каждой группы на парте стоит оборудование и лежит карточка с заданием. (Приложение )  Внимательно прочитайте задание и выполните его. Выберите ответственного в группе, который потом расскажет о результатах вашей работы."

II.Учитель: Ребята, а теперь давайте сделаем вывод: "При изучении природы исследователи применяют такие методы исследования как: наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент."

 Учащиеся выполняют лабораторную работу.

Затем рассказывают  о результатах своей работы и о методе, который  использовали:                                                                              1 группа - о методе описания,                                                           2 группа - о методе измерения,                                                           3  группа - о методе эксперимента,                                               4  группа - о методе наблюдения,                                                       5  группа - о  методе сравнения.

Учитель: "Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнемся."

Физкультминутка. Демонстрация видеофрагмента  с сайта http://pesni.fm/artist/videos.

Дети встают и выполняют упражнения.

III. Учитель:  демонстрирует учащимся конструктор "Лего" и модель собранную из него.

- Ребята, скажите вам всем известен конструктор "Лего"?   Я думаю, известен и  многие из вас собирали  из деталей разные модели. При изучении природы тоже создают модели, то есть применяют метод моделирования. Благодаря развитию компьютерной техники в наше время особенно широко используется метод моделирования. Что это за метод и для чего он применяется вам поможет узнать учебник на странице 14-15.

Учитель: Ребята, так для чего применяют метод моделирования?

Учащиеся работают с учебником и отвечают на вопрос учителя: " Используя метод моделирования можно сделать прогноз на последующие годы."

5 этап: Учебные действия  по реализации плана. Выражение решения, применение нового знания

Учитель: Далее, дети вам предстоит выполнить задание в печатной рабочей тетради на странице 19 задание №3, а после выполнения проведите взаимопроверку и поставьте оценки друг другу.

Учащиеся индивидуально работают в рабочих тетрадях, выполняют задание №3 на странице 19. Затем проводят взаимопроверку и выставляют  оценки друг другу- работа в парах. 

6 этап - РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)

Цель: формирование выводов и подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Учитель: Ребята, а сейчас,  как настоящие исследователи мы с вами проведем эксперимент - вырастим «Дерево успеха», и посмотрим какое оно у нас получится.

«Дерево успеха»- на дерево нужно повесить листики: зеленые -было все понятно и интересно, желтые -не очень понятно и интересно, красные -ничего не понял и не интересно. Возьмите каждый по листику, и повесьте на дерево.

 Выставление оценок за урок.

Учащиеся ведут диалог с учителем, а затем берут листики из корзинки и вешают на дерево.

7 этап - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель

  • Ознакомьтесь с текстом параграфа №3, ответьте на вопросы в конце параграфа.
  • Совместно с родителями прорастить семена фасоли и описать свои действия по порядку в тетради.
  • В печатной  рабочей тетради выполнить задание 5а на  странице 9.

Учитель

Ребята, урок окончен, до свидания.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Подают дневник на оценку учителю.

Список использованной литературы

        1. Биология: 5 класс; учебник для общеобразовательных организаций/ И.Н.Пономарева, И.В.Николаев. О.А.Корнилова; под ред.  И.Н.Пономаревой. -М.: Вентана - Граф, 2014. -128 с.

        2. Биология 5 класс Методическое пособие к учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5 класс" ФГОС. - М.: Вентана - Граф, 2014. -80 с.

        3. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ О.А.Корнилова, И.В.Николаев, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2015. - 80 с.

        4. http://pesni.fm/artist/videos

          5. http://www.youtube.com/watch?v=mNlSxHjoDLA

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки-задания для 4 этапа - ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Карточка -1  группа.

 Рассмотрите муляж птицы и опишите ее. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Карточка -2 группа.

Измерьте длину листьев березы и составьте график, где по оси Х отметьте количество листьев данной длины, а по оси У отметьте длину листа. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Карточка -3 группа. 

В 1- пробирке  растворите сахарный песок в воде, а во 2- пробирке растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Карточка - 4 группа. 

Проведите наблюдение за аквариумной рыбкой и составьте план наблюдения.  Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Карточка -5 группа. 

Сравните комнатные растения - традесканцию произрастающую в благоприятных условиях и традесканцию произрастающую в неблагоприятных условиях. Сделайте вывод,  расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9кл. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и ...

Интегрированный урок биология + английский язык «Взаимоотношения человека и природы»

Естественно-научное направление: интгрированный урок биологии и английского языка.Класс 10"В" - химико-биологический профиль. Программа среднего (полного) образования по биологии (профиьный урове...

Урок биологии по теме "Биотические связи в природе", 9 класс

Разработка урока по биологии для 9 класса по теме:  "Биотические связи в природе"...

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"

Практическая работа на уроке биологии в 5 классе. Тема "Методы изучения природы"....

Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»

Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых;  на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...

урок биологии в 5 классе "Науки о природе"

Урок потроен на основе проблемно-диалогического обучения...

Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».

Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга Предмет: биология.      ...