Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_t.n.marchenko.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Естественно -научное направление
Т.Н. Марченко, учитель биологии
МОБУГ №2 г.Новокубанска
Урок биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Технологическая карта урока
Основная часть | ||||||||||||
Предмет | Биология | Класс | 5 | |||||||||
Тема урока | Методы изучения природы | |||||||||||
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания | |||||||||||
Методы обучения | Проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические, мультимедийные | |||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||
Предметные: ознакомление
| Метапредметные:
| Личностные :
| ||||||||||
Решаемые учебные проблемы | 1. Знакомство с профессией орнитолога 2.Знакомство с методом наблюдения 3. Знакомство с методом описания 4. Знакомство с методом измерения 5. Знакомство с методом эксперимента 6.Знакомство с методом сравнения 7.Знакомство с методом моделирования | |||||||||||
Универсальные учебные действия | ||||||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||||
- сформировать интерес к окружающему миру, бережное отношение и любовь к природе; - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; - формирование умения анализировать информацию; - умение слушать, настраиваться на работу в группе; - умение проявлять инициативу; - осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; - развивать активность | - научить логически составлять цепь от простого к более сложному понятию; - логически анализировать услышанную информацию; - осознание цели предстоящей работы; умение составлять план предстоящей работы; - формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; - умение организовывать самостоятельную работу, нацеленную на успех; - умение применять полученные знания на уроке в жизненных ситуациях | - сформировать представление о целостности окружающего мира, его законах и методах изучения; - формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; | - формирование умения слушать и понимать речь других людей. - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; - учатся сопереживать, в связи с успехом или неудачей товарищей; - умение вовлекать родителей в совместную познавательную деятельность | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование | |||||||||||
Вид используемых на уроке ИКТ | Слайд-презентация "Профессия - орнитолог", видеофильм "Национальный парк «Редвуд» – удивительная природа." | |||||||||||
Интернет-ресурсы | http://pesni.fm/artist/videos | |||||||||||
Оборудование | Набор гербария различных видов растений, муляжи грибов, экспонаты по птицам, линейки, 2 пробирки, сахар, песок, вода, аквариумная рыбка в банке, гербарий листьев березы, комнатные растения - традесканция произрастающая в благоприятных условиях и в неблагоприятных условиях, конструктор "Лего". | |||||||||||
Подготовка кабинета | Парты расставлены так, чтобы учащиеся могли работать в группах по 6 человек, всего 5 групп. На парте у каждой группы стоит корзинка с муляжами грибов, карточки -задания и оборудование: 1 группа - муляж птицы 2 группа - гербарий листьев березы 3 группа - 2 пробирки, сахар, песок, вода 4 группа - аквариумная рыбка в банке 5 группа - комнатные растения - традесканция произрастающая в благоприятных условиях и в неблагоприятных условиях. | |||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||
1 этап - АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ | ||||||||||||
Деятельность учителя Учитель приветствует детей, принимает рапорт от старосты класса, проверяет присутствующих и готовность к занятию. Распределяет учащихся в группы по 6 человек. Представление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира живых организмов?». И так, давайте погрузимся в прекрасный таинственный мир. Демонстрация фильма "Национальный парк «Редвуд» – удивительная природа." В фильме демонстрируются различные виды животных. Кроме этого, представлены деревья , кустарники и травы лесного биогеоценоза. Учитель: выстраивает подводящий диалог: цепочка, вытекающих один из другого вопросов:
| Деятельность учащихся Вспоминают измерительные приборы. Вспоминают накопленный жизненный опыт. Определяют каких знаний им не хватает для изучения природных объектов. Учащиеся просматривают фильм. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся с помощью учителя отвечают – самый древний метод изучения природы – наблюдение, затем сравнение, измерение, самые сложные это эксперимент и моделирование. К доске выходит 1 учащийся и составляет цепочку на доске от простого к сложному методу изучения природы, остальные ученики составляют цепочку в тетради. Цепочка наблюдение →сравнение → измерение →эксперимент→ моделирование | |||||||||||
2 этап - СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ | ||||||||||||
Учитель создает проблемную ситуацию: показывает на экране 2 разных скворечника и задает вопрос, который пробуждает разные мнения: "Какими методами определяют скворечник, наиболее подходящий для жизни птиц". – Расскажите, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. – Какие науки ты знаешь? Чем занимаются учёные? (Жизненный опыт.) Учитель: - А сейчас мы с вами познакомимся с работой ученого -орнитолога и узнаем какие методы он использует. (Демонстрация презентации "Профессия - орнитолог" и рассказ учителя.) После презентации учитель задает вопрос:"Ребята, так кого называют орнитологом?" | Учащиеся рассматривают предложенные скворечники и отвечают на вопрос учителя, каждый по- разному, но совместно с учителем приходят к правильному выводу. Учащиеся рассказывают о методах изучения природы которыми они пользовались в различных жизненных ситуациях. Называют известные им науки и рассказывают чем занимаются ученые. Дети просматривают слайд-презентацию о профессии орнитолога и отвечают на вопрос: "Орнитолог- это ученый изучающий птиц." | |||||||||||
3 этап - ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | ||||||||||||
Учитель -Ребята, выберите из предложенных муляжей грибов в корзинке съедобные и несъедобные грибы. - Ответьте на вопрос: "Как вы определили где съедобные, а где несъедобные грибы? - Ребята, так зачем нам нужно знать методы и способы изучения природы? " -А теперь, давайте сформулируем тему урока, цели и задачи, которые нам с вами предстоит решить на уроке. Учитель записывает тему урока на доске. | Учащиеся распределяют грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные. Отвечают на вопросы. Совместно с учителем формулируют тему урока: "Методы изучения природы", определяют цели – научиться методам изучения природы, и ставят перед собой задачи : как правильно наблюдать, описывать , ставить эксперименты , проводить исследования и вести лабораторную работу. Учащиеся записывают тему урока в тетради. | |||||||||||
4 этап - ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ | ||||||||||||
I.Учитель:"А сейчас, ребята мы с вами станем настоящими исследователями! У каждой группы на парте стоит оборудование и лежит карточка с заданием. (Приложение ) Внимательно прочитайте задание и выполните его. Выберите ответственного в группе, который потом расскажет о результатах вашей работы." II.Учитель: Ребята, а теперь давайте сделаем вывод: "При изучении природы исследователи применяют такие методы исследования как: наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент." | Учащиеся выполняют лабораторную работу. Затем рассказывают о результатах своей работы и о методе, который использовали: 1 группа - о методе описания, 2 группа - о методе измерения, 3 группа - о методе эксперимента, 4 группа - о методе наблюдения, 5 группа - о методе сравнения. | |||||||||||
Учитель: "Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнемся." Физкультминутка. Демонстрация видеофрагмента с сайта http://pesni.fm/artist/videos. | Дети встают и выполняют упражнения. | |||||||||||
III. Учитель: демонстрирует учащимся конструктор "Лего" и модель собранную из него. - Ребята, скажите вам всем известен конструктор "Лего"? Я думаю, известен и многие из вас собирали из деталей разные модели. При изучении природы тоже создают модели, то есть применяют метод моделирования. Благодаря развитию компьютерной техники в наше время особенно широко используется метод моделирования. Что это за метод и для чего он применяется вам поможет узнать учебник на странице 14-15. Учитель: Ребята, так для чего применяют метод моделирования? | Учащиеся работают с учебником и отвечают на вопрос учителя: " Используя метод моделирования можно сделать прогноз на последующие годы." | |||||||||||
5 этап: Учебные действия по реализации плана. Выражение решения, применение нового знания | ||||||||||||
Учитель: Далее, дети вам предстоит выполнить задание в печатной рабочей тетради на странице 19 задание №3, а после выполнения проведите взаимопроверку и поставьте оценки друг другу. | Учащиеся индивидуально работают в рабочих тетрадях, выполняют задание №3 на странице 19. Затем проводят взаимопроверку и выставляют оценки друг другу- работа в парах. | |||||||||||
6 этап - РЕФЛЕКСИЯ (итог урока) | ||||||||||||
Цель: формирование выводов и подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учитель: Ребята, а сейчас, как настоящие исследователи мы с вами проведем эксперимент - вырастим «Дерево успеха», и посмотрим какое оно у нас получится. «Дерево успеха»- на дерево нужно повесить листики: зеленые -было все понятно и интересно, желтые -не очень понятно и интересно, красные -ничего не понял и не интересно. Возьмите каждый по листику, и повесьте на дерево. Выставление оценок за урок. | Учащиеся ведут диалог с учителем, а затем берут листики из корзинки и вешают на дерево. | |||||||||||
7 этап - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||||||||||||
Учитель
Учитель Ребята, урок окончен, до свидания. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Подают дневник на оценку учителю. |
Список использованной литературы
1. Биология: 5 класс; учебник для общеобразовательных организаций/ И.Н.Пономарева, И.В.Николаев. О.А.Корнилова; под ред. И.Н.Пономаревой. -М.: Вентана - Граф, 2014. -128 с.
2. Биология 5 класс Методическое пособие к учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5 класс" ФГОС. - М.: Вентана - Граф, 2014. -80 с.
3. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ О.А.Корнилова, И.В.Николаев, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2015. - 80 с.
4. http://pesni.fm/artist/videos
5. http://www.youtube.com/watch?v=mNlSxHjoDLA
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки-задания для 4 этапа - ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Карточка -1 группа.
Рассмотрите муляж птицы и опишите ее. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Карточка -2 группа.
Измерьте длину листьев березы и составьте график, где по оси Х отметьте количество листьев данной длины, а по оси У отметьте длину листа. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Карточка -3 группа.
В 1- пробирке растворите сахарный песок в воде, а во 2- пробирке растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Карточка - 4 группа.
Проведите наблюдение за аквариумной рыбкой и составьте план наблюдения. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Карточка -5 группа.
Сравните комнатные растения - традесканцию произрастающую в благоприятных условиях и традесканцию произрастающую в неблагоприятных условиях. Сделайте вывод, расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 9кл. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Цель урока: Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и ...
Интегрированный урок биология + английский язык «Взаимоотношения человека и природы»
Естественно-научное направление: интгрированный урок биологии и английского языка.Класс 10"В" - химико-биологический профиль. Программа среднего (полного) образования по биологии (профиьный урове...
Урок биологии по теме "Биотические связи в природе", 9 класс
Разработка урока по биологии для 9 класса по теме: "Биотические связи в природе"...
Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"
Практическая работа на уроке биологии в 5 классе. Тема "Методы изучения природы"....
Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»
Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых; на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...
урок биологии в 5 классе "Науки о природе"
Урок потроен на основе проблемно-диалогического обучения...
Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».
Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга Предмет: биология. ...