Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
методическая разработка по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chumakova_plan_po_samorealizatsii.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района РТ"
Программа самообразования учителя биологии
Тема: «Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования»
Срок реализации: 2016 – 2018 год
Учитель первой категории:
Чумакова Т.Н.
2017г.
Данные учителя
Фамилия Имя Отчество: Чумакова Татьяна Николаевна
Образование: Высшее, Казанский государственный педагогический университет
Квалификация: учитель биологии и химии
Специальность: биология
Место работы: МБОУ «СОШ №11 ЗМР РТ»
Должность: учитель биологии.
Год | Педагогический стаж работы | Квалификационная категория | Примечание |
2016 - 2017 | 12 лет | первая |
Актуальность самообразования учителя: самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег Особенно это становится актуальным в условиях перехода на ФГОС ООО.
Цели самообразования:
- Систематизация накопленного опыта работы;
-Представление результатов профессиональной деятельности;
-Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;
-Оценка профессиональной компетенции;
Задачи самообразования:
-Повышение профессионального уровня;
- Достижение более высокие результаты в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);
-Развитие инновационного поведения, нового педагогического мышления;
-Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры.
Ожидаемые результаты:
Учитель должен:
- приобрести знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;
- осознать самообразование как постоянной потребности педагога.
В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д
Содержание и формы реализации программы
Направления | Формы |
Систематическое обучение | -курсы, -методические семинары, вебинары |
Педагогическое общение | -участие в работе ГМО учителей биологии, -проведение открытых уроков, -посещение открытых уроков коллег, -участие в тематических конкурсах, -сообщение докладов, -презентации. |
Практика | -разработка методических материалов, -обобщения педагогического опыта по теме самообразования, -разработка уроков с внедрением темы самообразования. |
Индивидуальная работа | -Изучение методической литературы по теме, -Знакомство с опытом коллег. |
Примерный план
реализации программы на 2016-2018 гг.
№ п/п | Наименование мероприятий | Организационно-педагогические мероприятия | Сроки реализации |
1. Научно-теоретическая подготовка | |||
1.1 | Развитие: 1.Знаний теоретических основ предметов. Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д. 2. Знаний новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).
| 1.Чтение научно-методической литературы по биологии и химии. 2. Обзор в Интернете информации по биологии и инновационным технологиям 3.Прохождение курсов повышения квалификации | Регулярно |
1.2 | Повышение квалификации по биологии. | 1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии. 4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных 5.Участие в работе по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся. | В течение года |
2.Методическая подготовка | |||
2.1 | Совершенствование: | 1. Разработка конспектов уроков 2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах | Регулярно |
2.2. | Разработка программно-методического обеспечения а) научно-методическая работа
| 1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.
| В течение года |
2.3. | б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы | 1.Проведение открытых уроков, мероприятий для учителей школы, республики. 2. Выступление на заседании ШМО и ГМО 3. Работа в школьной лаборатории | В течение года, по плану ШМО и ГМО |
2.4. | в) Опытно-экспериментальная работа.
| 1.Разработка программ 2. Подготовка исследовательских работ учащихся | В течение года |
3.Психолого-педагогическая подготовка | |||
3.1 | Совершенствование: 1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы 2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств | 1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии. 3.Изучение работы лучших учителей школы, города, республики | Систематически |
Примерный план
реализации программы на 2016-2018 гг
Направления | Мероприятие | Сроки |
Систематическое обучение | 1)Семинары ГМО учителей биологии. | в соотв. с планом ГМО |
Педагогическое общение | 1)Проведение открытого урока по биологии и географии «Жизнь животных на разных материках» с применением темы самообразования. | Март 2017 г в соотв. с планом школьного МО учителей естественнонаучного цикла. |
2) Выступление на республиканском научно-методическом семинаре для учителей биологии и химии РТ с темой «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии в рамках реализации ФГОС общего образования | Март 2017 г. В соответствии с планом работы МС | |
3)Посещение открытых уроков коллег. | В течение года | |
Практика | предварительная подготовка отчета по теме самообразования | ежемесячно |
Индивидуальная работа | 1)Посещение интернет библиотеки научной литературы. 2)подготовка к открытым мероприятиям 3)Приобретение методической литературы, 4)разработка уроков, 5)создание своего сайта и веб страницы. | ежемесячно в соотв. с планом МО постоянно еженедельное обнавление сайта. |
Заключение
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"
В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие системно-деятельностному подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...
Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Использование педагогических технологий ТРИИК на уроках биологии в условиях реализации ФГОС
Тема урока: «Как человек изменил Землю»Предмет: биологияУМК: «Живой организм» (линейный принцип построения)Класс: 5 классКоличество часов: 1...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»
С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательно...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»
С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательно...