Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты обучения
В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- соблюдать правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признание права каждого на собственное мнение;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательства, факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
2. Содержание учебного предмета.
Введение. Биология в системе наук (2ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке (11ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Лабораторные работы:
Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5ч.)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Глава 3. Основы генетики (12ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Лабораторные работы:
Изучение изменчивости у растений и животных.
Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека (3ч.)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа:
Составление родословных.
Тема 5. Основы селекции и биотехнологии (4ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 6. Эволюционное учение (8ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Лабораторная работа:
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (5ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (15ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Лабораторные работы:
Строение растений в связи с условиями жизни.
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
№п.п | № в теме | Тема урока | Дата |
1 | 1 | Введение (1ч.) | |
Эволюция живого мира на Земле (18ч.) | |||
Тема1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1ч.) | |||
2 | 2 | Естественная классификация живых организмов | |
Тема1.2. Развитие биологии в додарвинский период (1ч.) | |||
3 | 3 | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | |
Тема1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3ч.) | |||
4 | 1 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | |
5 | 2 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | |
6 | 3 | Формы естественного отбора | |
Тема1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2ч.) | |||
7 | 1 | Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания | |
8 | 2 | Выявление приспособленности к среде обитания | |
Тема1.5 Микроэволюция (3ч.) | |||
9 | 1 | Вид. Л.р. №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора» | |
10 | 2 | Популяция | |
11 | 3 | Видообразование | |
Тема 1.6. Макроэволюция (3ч.) | |||
12 | 1 | Биологические последствия адаптации | |
13 | 2 | Главные направления эволюции | |
14 | 3 | Тест по теме «Учение об эволюции органического мира» | |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (5ч.) | |||
15 | 1 | Современные представления о возникновении жизни | |
16 | 2 | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни | |
17 | 3 | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эру | |
18 | 4 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру | |
19 | 5 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека | |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (14ч.) | |||
Тема 2.1 Химическая организация клетки (4ч.) | |||
20 | 1 | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. | |
21 | 2 | Органические вещества. Углеводы. Липиды | |
22 | 3 | Органические вещества. Белки | |
23 | 4 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты | |
Тема 2.2 Обмен веществ (3ч.) | |||
24 | 1 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | |
25 | 2 | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов | |
26 | 3 | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание | |
Тема 2.3. Строение и функции клеток (7ч.) | |||
27 | 1 | Прокариотические клетки. Л.р. № 2 «Изучение клеток бактерий» | |
28 | 2 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды. | |
29 | 3 | Эукариотическая клетка. Ядро | |
30 | 4 | Л.р. № 3 «Изучение клеток растений и животных» | |
31 | 5 | Деление клеток | |
32 | 6 | Клеточная теория строения организмов | |
33 | 7 | Тест по теме «Клетка» | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6ч.) | |||
34 | 1 | Тема 3.1. Размножение организмов (3ч.) | |
35 | 2 | Бесполое размножение | |
36 | 3 | Половое размножение | |
Тема 3.2. Индивидуальное размножение организмов(3ч.) | |||
37 | 1 | Онтогенез. Эмбриональный период развития | |
38 | 2 | Онтогенез. Посэмбриональный период развития | |
39 | 3 | Общие закономерности развития | |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (12ч.) | |||
Тема4.1. Закономерности наследственности признаков (6ч.) | |||
40 | 1 | Основные понятия генетики. | |
41 | 2 | Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя | |
42 | 3 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя | |
43 | 4 | Генетика пола | |
44 | 5 | Взаимодействие генов | |
45 | 6 | Решение задач | |
Тема4.2. Закономерности изменчивости (3ч.) | |||
46 | 1 | Наследственная изменчивость | |
47 | 2 | Фенотипическая изменчивость | |
48 | 3 | Тест «Наследственность и изменчивость» | |
Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (3ч.) | |||
49 | 1 | Селекция, Центры многообразия и происхождения культурных растений. | |
50 | 2 | Методы селекции растений и животных | |
51 | 3 | Селекция микроорганизмов | |
Раздел 5. Взаимотношения организма и среды. Основы экологии (12ч.) | |||
Тема 5.1. Биосфера, структура и функции (7ч.) | |||
52 | 1 | Структура биосферы | |
53 | 2 | Круговорот веществ в природе | |
54 | 3 | Экологические факторы | |
55 | 4 | Биогеоценозы и биоценозы. Видовое разнообразие. | |
56 | 5 | Пищевые связи в экосистемах. Л.р. № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии» | |
57 | 6 | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами | |
58 | 7 | История формирования сообществ живых организмов | |
Тема 5.2. Биосфера и человек (5ч.) | |||
59 | 1 | Природные ресурсы и их использование | |
60 | 2 | Роль человека в биосфере | |
61 | 3 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | |
62 | 4 | Охрана природы и рациональное природопользование | |
63 | 5 | Экологические проблемы | |
Обобщение(5ч.) | |||
64 | 1 | Становление современной теории эволюции | |
65 | 2 | Клетка – структурная и функциональная единица живого | |
66 | 3 | Закономерности наследственности и изменчивости | |
67 | 4 | Взаимодействие организма и среды | |
68 | 5 | Итоговый контрольный тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...