Школьная экостанция по переработке пищевых отходов
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)
В прошлом году в наша школа вошла в число 10 экспериментальных площадок регионального грантового проекта «Передвижная экологическая станция «Экоумница». У нас было установлено оборудование для утилизации пищевых отходов школьной столовой, функционирует первая экологическая «точка роста» в Нижнем Новгороде в рамках проекта.
Проанализировав опыт биокомпостирования пищевых отходов в нашей школьной столовой при помощи двух кухонных утилизаторов «Smartcara Innovation (PCS-500D)» с загрузкой по 4 кг, мы решили изучить возможность снижения выбросов СО2 при установке в нашей школе двух автокомпостеров «rNATURE» с загрузкой до 25 кг ежедневно.
Мы убедились, что компостирование пищевых отходов школьной столовой в двух больших автокомпостерах «rNATURE25» будет более экологичным, чем традиционный вывоз пищевых отходов, а также более выгодным с экономической точки зрения (если учесть, что их стоимость окупится через 7 лет эксплуатации).
Снижение выбросов углекислого газа при компостировании пищевых отходов двумя автокомпостерами «rNATURE» загрузкой по 25 кг каждый в школе составит 3,946 тонн за учебный год.
На данный момент региональный проект «Передвижная экологическая станция «Экоумница» получил поддержку правительства Нижегородской области, поэтому внедрение биокомпостирования в школах - это ближайшая перспектива экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkolnaya_ekostantsiya_po_pererabotke_pishchevyh_othodov.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Снижение выбросов углекислого газа при компостировании пищевых отходов в столовой
руководители - Чердакова Арина Валерьевна, Кочеткова Ирина Германовна,
г. Нижний Новгород
Одной из наиболее актуальных задач современного мира является предотвращение загрязнения окружающей среды. Многие люди выбрасывают остатки еды в мусорное ведро вместе с пластиком и картоном. Когда пищевые отходы гниют и разлагаются под действием внешних факторов, выделяется сероводород и другие газы, что приводит к нарушению процессов жизнедеятельности и заболеваниям растений, животных и человека. Также к данной проблеме относятся растущие объемы пищевых отходов, снижение общих затраты на вывоз ТКО.
Цель проекта: проанализировав опыт биокомпостирования пищевых отходов школьной столовой при помощи кухонного утилизатора «Smartcara Innovation (PCS-500D)», изучить возможность снижения выбросов СО2 при установке в нашей школе двух автокомпостеров «rNATURE» с загрузкой до 25 кг ежедневно.
Материалы и оорудование: один вид биокомпоста (из плова с курицей), реактивы (NaOH, Cu(OH)2, I2, H2SO4, HNO3), штатив, спиртовка, кухонный утилизатор «Smartcara Innovation (PCS-500D)» объемом 4л. https://disk.yandex.ru/i/-5b7N0fN5ANd8Q
Наша школа вошла в число 10 экспериментальных площадок регионального грантового проекта «Передвижная экологическая станция «Экоумница».
В ноябре каждый день активисты проекта собирали сырьё и с помощью уникального прибора-дегидратора Кухонный утилизатор «Smartcara Innovation (PCS-500D)» емкостью 4 л из пищевых остатков в школьной столовой изготавливали до 800 граммов эксклюзивного органического сырья, которое мы называем биокомпостом. Он получался каждый день разным по содержанию белков, жиров и углеводов, это позволило использовать такой состав в качестве экологичного корма для птиц и домашних животных. Учащиеся 6 Б, 8 Б и 9 Г классов инициировали акцию «Поможем животным вместе», которая была направлена на поддержку обитателей приюта «Сострадание» в Нижнем Новгороде. Также были проведены экологические занятия «Покормите птиц зимой», на которых ребята начальных классов и ясельной группы детского сада научились использовать биокоспост для птичьих кормушек.
При экспериментальном использовании двух кухонных утилизаторов «Smartcara Innovation (PCS-500D)» в кабинете биологии и в столовой школы №91 в течение месяца мы убедились, что это интересно и не сложно, а главное - очень эффективно.
Мы узнали, что химический состав полученного компоста представляет собой преимущественно глюкозу, белки и крахмал. Это было подтверждено следующими качественными реакциями, проведенными с использованием полученного в биокомпостере сухого субстрата под руководством учителя химии:
Субстрат+конц HNO3=>нагрев (получился осадок)
Субстрат+ CuSo4+NaOH=>голубой раствор, с бледно голубым осадком)
Субстрат с йодом стал фиолетовым
субстрат+ конц H2SO4=>нагрев(становится оранжево-коричневый) далее добавляли CuSO4 и NaOH (тёмный раствор)
Благодаря утилизатору из остатков пищи у нас получается рассыпчатый субстрат, который мы научились использовать так:
в качестве удобрения для растений (приготавливали рабочий раствор, затем разводили его и применяли при поливе и опрыскивании растений 1-2 раза в месяц);
в качестве корма для зерноядных птиц в зимний период (если для утилизации в компостер помещали остатки круп, макарон и хлеба),
в качестве корма для домашних животных приюта «Сострадание» (при изготовлении биокомпоста из остатков мясных блюд).
В нескольких других школах-участницах регионального грантового проекта «Экоумница» уже прошли экспериментальные этапы по использованию бытового компостера «Smartcara Innovation (PCS-500D)» на 4 кг отходов и автокомпостера «rNATURE» на 25 кг отходов. Мы узнали об этом из новостей проекта в соцсетях и при общении с лидерами регионального проекта.
https://vk.com/wall-178559608_1155
Первоначально в нашей большой школе на 1042 ученика предлагалось в качестве эксперимента установить автокомпостер rNATURE, который перерабатывает любую органику в премиальный компост всего за 24 часа, сокращая объем пищевых отходов на 80—97%.
Биокомпост, получаемый в большом автокомпостере (в отличие от того, что мы производили в кухонном утилизаторе), производится с использованием ферментативных процессов, поэтому полностью готов к применению для выращивания растений. Технология переработки в нём основана на методе ускоренной ферментации путем управления развитием естественных аэробных бактерий. Процесс естественно биологический, без гниения. При переработке отходы стерилизуются, измельчаются и ферментируются, превращаясь в высокопитательный компост мелкого помола. Компактное мобильное оборудование закрытого типа может быть размещено в любом отапливаемом помещении, имеющим вентиляционный выход. Водоснабжение и водоотведение не требуется. Процесс полностью автоматический, для обслуживания требуется 1 человек.
Таблица 1. Характеристики автокомпостера rNATURE
Характеристики | Значения |
Переработка отходов | 25 кг/день |
Вес машины | 600 кг |
Размеры (Д х Ш х В) мм | 2000 х 750 х 1125 |
Мощность (3 фазы, 380 V, 50Гц) | 2 кВт |
Возможное применение | Офисы, рестораны, небольшие помещения |
Этот способ получения компоста очень подходит для решения проблемы утилизации пищевых отходов в нашей школе. Но, к сожалению, пока техничесокго помещения для его размещения в столовой найти не получилось. Поэтому мы решили подсчитать, насколько эффективным будет использование именно большого автокомпостера в нашей школе (если такая возможность будет в дальнейшем, так как стоимость автокомпостера «rNATURE» на 25 кг отходов - 1,125 млн рублей ).
Экономическая целесообразность применения большого автокомпостера в нашей школе
Возьмём для расчётов нашу школьную столовую, в которой питаются начальные, средние и старшие классы (1-11 классы):
1042 ученика, из которых питаются горячими блюдами примерно 625 человек.
Порция горячего блюда на человека составляет примерно 240 г, это 150 килограммов готовой еды на всех питающихся.
В среднем около 30% всего количества несъеденной пищи выбрасывают, что составляет 50 кг пищевых отходов ежедневно.
Стационарный кухонный утилизатор, который устанавливают в подсобном помещении школьной столовой, перерабатывает 25 л за 10 часов ежедневно. То есть, целесообразно установить по два утилизатора в каждой большой школе, чтобы пищевые отходы не разлагались в мусорных контейнерх и на свалках, выделяя в атмосферу неприятные запахи и значительное количество газов.
Таблица 2. Сравнительный анализ затрат при разных видахутилизации пищевых отходов
Вид утилизации отходов | Время для утилизации (1 цикл) | Электропотребление в час | Стоимость электроэнергии, руб./ кВт/ч (в 2024 г) | Потраченная электроэнергия на утилизацию, кВт/ч и рубли за месяц | Кол-во отходов в день, л | Кол-во вывозимых отходов в месяц, Л (кг) | Цена за вывоз пищевого мусора в день, руб | Итого затрат за месяц и за учебный год, руб |
Биокомпостирование, 2 компостера вместимостью примерно 25 кг (литров) | 10 часов | 1.0 кВт | 4.8 | 10* 21 день* 2 компостера = 420 кВт/ч 420* 4,8 руб за 1 кВт/ч * 21 день= 2016 рублей | 50 | 50-25*2=0 , то есть все 50 кг перерабатываем | ||
Традиционный вывоз пищевых отходов | От 2 недель до 5-6 лет | - | - | - | 50 | 50*21 день = 1050 л | 2000* | 2 000 * 21 день = 42 000 в месяц; 42 000 * 8 = 336 000 за уч год |
*https://calculator.carbonfootprint.com/calculator.aspx?lang=ru&tab=2 прайс-лист Экоменеджент в Нижнем Новгороде. Стоимость вывоза пищевых отходов - от 45 руб за 1 кг. Для удобства расчётов используем усреднённую цифру - 2 000 рублей
Теперь подсчитаем, сколько пищевых отходов будет накапливаться за учебный год с сентября по май включительно без учёта каникулярного времени (8 месяцев), а также выбросы углекислого газа при компостировании в школе и при вывозе пищевых отходов и их дальнейшем разложении. Данные представлены в Таблице 3.
Таблица 3. Расчет количества пищевых отходов и выбросов СО2 в школе за учебный год
Параметры расчетов | За месяц | За учебный год (8 месяцев) | Выбросы СО2 за учебный год, т |
Количество пищевых отходов | 1050 кг | 8 400 кг | с помощью Калькулятора углеродного следа https://calculator.carbonfootprint.com/calculator.aspx?lang=ru&tab=2 7,306 т |
Стоимость услуг по вывозу мусора | 42 000 руб | 336 000 руб | - |
Количество электроэнергии для работы компостера | 420 кВт/ч | 3 360 кВт/ч | с помощью Калькулятора углеродного следа -https://calculator.carbonfootprint.com/calculator.aspx?lang=ru&tab=2 3,36 т |
Стоимость электроэнергии | 2 016 руб | 16 128 руб | - |
Разница в сумме оплаты электроэнергии и оплаты вывоза мусора за месяц и учебный год | 42 000 - 2 016 = 39 948 рублей | 336 000 - 16 128 = 319 872 рубля. То есть, экономия составит почти 320 тысяч рублей за учебный год! | - |
Снижение выбросов СО2 | - | - | 7,306 т - 3,36 т = 3,946 тонн в год |
Разница в сумме оплаты электроэнергии за учебный год и оплаты вывоза мусора составит 319 872 рубля. Мы заплатим в 9 раз меньше за использование электроэнергии для работы автокомпостера, чем за вывоз пищевых отходов на свалку, а также сможем использовать полученный биокомпост на следующие цели:
- Для озеленения школьных помещений (рассаживание комнатных растений в кабинетах и рекреациях в полученный нами грунт, а не приобретенный готовый почвенный состав)
- Для озеленения пришкольной территории (клумбы, газоны, березовые и кустарниковые аллеи)
Для этого ежегодно приобретается большое количество не только почвенного грунта, но и удобрений. Мы поинтересовались у заместителя директора по административно-хозяйственной части, сколько средств тратится на приобретение необходимых для посадки и ухода за растениями грунта и удобрений. Оказалось, что сумма в разные годы составляла от 2 000 до 20 000 рублей. Теперь и этих расходов можно избежать.
Если учесть, что стоимость автокомпостера «rNATURE25» на данный момент - 1,125 млн рублей, то приобрести его школа самостоятельно не сможет, это можно осуществить только в рамках организации экостанций в школах (эта инициатива изложена в грантовом проекте «Экоумница», в котором команда нашей школы является экологической «Точкой роста»).
Стоимость двух автокомпостеров окупится через 7 лет эксплуатации:
1 125 000 рублей за один автокомпостер * 2 / 319 872 рублей экономии в год = 7,03 лет
С учетом экономии на приобретении удобрений и почвенного грунта ( до 20 тысяч в год) этот период будет ещё короче - чуть больше 6,5 лет.
Экологическая целесообразность использования больших автокомпостеров в школе
При гниении пищевых отходов на свалках выделяется свалочный газ - биогаз, образующийся в результате разложения органических веществ. Гниение происходит под воздействием бактерий, принадлежащих к двум большим семействам: ацидогенов и метаногенов. Ацидогены производят первичное разложение мусора на летучие карбоновые кислоты, метаногены перерабатывают летучие карбоновые кислоты в метан (CH4) и диоксид углерода (CO2). В результате свалочный газ состоит из примерно 50–75 % метана (CH4), 25–50 % CO2 и примесей азота, сероводорода и органических веществ.
Одной из характерных особенностей мусорных свалок является их неоднородность. В среднем около 75 % муниципальных отходов — это биоразлагаемые органические материалы. Вещества, содержащиеся в отходах, существенно различаются по скорости разложения. Отходы пищи разлагаются быстро (Рекомендации по расчету образования биогаза и выбору систем дегазации на полигонах захоронения твердых бытовых отходов, Москва, 2003)
Рассчитаем количество биогаза, который образуется при разложении всех пищевых отходов столовой за учебный год (8 месяцев):
В статье https://cyberleninka.ru/article/n/raschet-obrazovaniya-biogaza-pri-utilizatsii-othodov-na-poligonah/viewer (Горбовская А.Д., Хмиш В., СПбГПУ, Расчет образования биогаза при утилизации отходов на полигонах, стр.2) находим, что Модель Табасарана - Реттенбергера позволяет определить удельное количество биогаза на тонну отходов и его общее количество, образовавшееся к определенному моменту времени:
G = 1,868 C . (0,014 T + 0, 28) м3,
где G - удельная эмиссия биогаза (м 3 /т отходов);
1,868 – количество биогаза, образующегося из 1 кг органического углерода, м 3 /кг;
C - общий органический углерод (кг/т отходов) колеблется, в зависимости от морфологического состава, времени и способа хранения отходов в широких пределах, для организованных полигонов находится в диапазоне 150-220 кг/т). Зная, что в составе исследуемых пищевых отходов преобладают углеводы и белки, для расчетов мы взяли значение 220 кг/т;
T - температура (°С). Мы предположили, что с учётом сезонов за учебный год (с осени до конца весны) температура при разложении пищевых отходов не поднимется выше 20 0С.
Рассчитаем общее количество биогаза, выделяющееся из тонны пищевых отходов:
1,868 . 220 (0,014 . 20 + 0,28) = 230,1 м3/т
Тогда при разложении образовавшихся в нашей школе за 8 месяцев 8 400 кг (8,4 т) пищевых отходов образуется:
230,1 м3/т . 8,4 т = 1 933 м3 биогаза
Как указано в статье https://ru.wikipedia.org/wiki/Свалочный_газ#Состав,
количество углекислого газа в биогазе составляет 25-50%. На начальном этапе разложения пищевых отходов образуется максимальное количество углекислого газа, значит, его количество за учебный год составит до 50%:
1 933 : 2 = 966,5 м3 или 0,966 т
По калькулятору углеродного следа https://calculator.carbonfootprint.com/calculator.aspx?lang=ru&tab=2 мы подсчитали, что выбросы углекислого газа при работе автомобильного двигателя, осуществляющего перевозку пищевых отходов к месту утилизации (50 км от города Нижнего Новгорода и столько же в обратную сторону) за 8 месяцев составят 6.34 тонны. Общая сумма выбросов СО2 при утилизации пищевых отходов школьной столовой за год составит:
6,34 т + 0,966 т = 7,306 т
Снижение выбросов углекислого газа при ежедневном компостировании пищевых отходов в двух автокомпостерах с загрузкой по 25 кг составит
7,306 т - 3,36 т = 3,946 тонн в год
Вывод
Мы убедились, что компостирование пищевых отходов школьной столовой в двух больших автокомпостерах «rNATURE25» будет более экологичным, чем традиционный вывоз пищевых отходов, а также более выгодным с экономической точки зрения (если учесть, что их стоимость окупится через 7 лет эксплуатации).
Снижение выбросов углекислого газа при компостировании пищевых отходов двумя автокомпостерами «rNATURE» загрузкой по 25 кг каждый в школе составит 3,946 тонн за учебный год.
На данный момент региональный проект «Передвижная экологическая станция «Экоумница» получил поддержку правительства Нижегородской области, поэтому внедрение биокомпостирования в школах - это ближайшая перспектива экологического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по английскому языку в 8 классе по УМК М.З. Биболетовой на тему "Переработка отходов (Why throw away? Why not recycle?)"
Урок тесно связан с проблемой экологии, которая очень актуальна в наше время. Обучающиеся не только получают знания, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, но и учатся бегло говорить на английском ...
Презентация по теме "Переработка отходов"
Презентация "Recycling" отражает тему урока и наглядно обогащает его. Данный материал описывает методы переработки материалов. Он обогащает лексический запас учащихся и дает тему для дальнейшего обсуж...
Классный час в 8 классе на тему: «Охрана окружающей среды. Переработка отходов».
Цель:· Формирование знаний, умений и навыков экологически грамотного поведения учащихся в природной среде;· воспитан...
Переработка промышленных отходов
8 класс...
«Экономические выгоды вторичной переработки отходов»
необходимый материал к году экологии в росии...
Проект «Полезные пищевые отходы»
Автор работы: Лоскутникова Иринаученица 9 классаМБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Руководитель: Муруева Р.Д., учитель химии высшей категории, заслуженный учитель Республики Бурятия....
Разговоры о важном. Урал. Взгляд эколога вторичная переработка полимерных отходов на Урале.
Статья о переработке полимеров на Урале. Статья вошла в методический сборник Разговоры о важном. Урал...