Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Серикова Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

Модели учебных заданий, направленные  на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии:

( найдите в тексте возможные ошибки)

1.Наука о наследственности и изменчивости организмов называется (цитология). У эукариот в хромосомах расположены гены. Их местоположение на участке хромосомы называется ( аллель). Различные формы одного гена называют (локусом). Организмы с одинаковыми аллелями в гомологичных хромосомах называются гомозиготными.

2.Скрещивание, при котором родители отличаются по одному признаку, называется ( гомозиготным). У гибридов первого поколения проявляется доминантный признак. Признак, внешне не проявляющийся у гибридов первого поколения, называется (фенотипом). Совокупность всех генов одного организма называется генотипом. В хромосомах клеток (гомозиготного)  организма содержатся разные аллели одного гена.

( прочитайте текст, выполните задания, предложенные в конце текста)

1.Вирусы

В 1892 году русский ученый Д.И.Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни табака - так называемой табачной мозаики. Этот возбудитель проходил через бактериальные фильтры. Таким образом, здоровые растения табака можно заразить бесклеточным фильтратом сока больного растения. Через несколько лет Ф.Леффер и П. Фрош обнаружили, что возбудитель ящура - болезни, нередко встречающейся у домашнего скота, также проходит через бактериальные фильтраты. Наконец, в 1917 году Ф. д,Эррелль открыл бактериофаг - вирус, поражающий бактерии. Так были открыты вирусы растений, животных и микроорганизмов. Эти три события положили начало новой науке - вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.

Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями ряда опасных заболеваний - оспы, гепатита, энцефалита, краснухи и других. Вирусы обитают только в клетках, это внутриклеточные паразиты. В свободно живущем, активном состоянии они не встречаются и не способны размножаться вне клетки. В настоящее время вирусы рассматриваются не только как возбудители инфекционных заболеваний, но и как переносчики генетической информации между видами. Если у всех клеточных организмов обязательно имеются две нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК, то вирусы содержат только одну из них. На этом основании все вирусы делят на две большие группы ДНК содержащие и РНК  содержащие. В отличие от клеточных организмов у вирусов отсутствует собственная система, синтезирующая белки. Вирусы вносят в клетку только свою генетическую информацию. С матрицы вирусной ДНК или РНК - синтезируется информационная РНК, которая служит основой синтеза вирусных белков рибосомами инфицированной клетки.

Молекула ДНК вирусов или их геном может встраиваться в геном клетки хозяина и существовать в таком виде неопределенно долгое время. Таким образом, паразитизм вирусов носит особый характер - это паразитизм на генетическом уровне. Посещение вирусом любой клетки не проходит для нее бесследно, даже если в результате такого «визита» клетка погибает, то разрыв хромосом, изменения в порядке расположения генов, а также изменения в самих генах остаются в «генетической памяти» клеток.

Два основных свойства вирусов обнаружил их первооткрыватель Д.И. Ивановский: они столь малы, что проходят через такие фильтры, которые задерживают бактерии; вирусы, в отличие от клеток, невозможно выращивать на искусственных питательных средах.

Вирусы представляют собой автономные генетические структуры, неспособные, однако, развиваться вне клетки. Полагают, что вирусы и бактериофаги - обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни.

Выполните следующие задания:

1. Используя информацию текста, выпишите этапы изучения вирусов в хронологическом порядке.

2. Изобразите схематические механизм действия вируса в клетке хозяина.

3. Используя информацию текста, приведите примеры основных свойств вирусов.

4. Выскажите свое мнение к тезису: «Паразитизм вирусов носит особый характер - это паразитизм на генетическом уровне.»

(  задания на установление соответствия)

Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т. Моргана и их характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА:

А) закон сцепленного наследования                                                           1) Г. Мендель

Б) закон расщепления                                                                                   2) Т. Морган

В) закон единообразия гибридов

Г) использование плодовой мушки – дрозофилы

Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера

Е) использование растительных объектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...

Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии.

Как осуществить процесс формирования естественнонаучной грамотности? Сделать его не только увлекательным для ребёнка, но и продуктивным....

"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии "

Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников PISA .Результаты ...

"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».

Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...

Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности

Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...