Биология в сказках (биологический турнир)
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)

Дементьева Елена Владимировна

Цели мероприятия:

  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
  • развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, сообразительности через применение занимательных задач и примеров;
  • привитие интереса к литературным произведениям, биологии и математике (мероприятие приурочено к естественно-математической недели);
  • развитие взаимосвязи естественно-математического образования с  экологическим;
  • формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Дидактический материал по теме "Биология в сказках" может использоваться как на уроке биологии, так и во внеурочную деятельность. Данная подборка включает в себя  задания разного типа - на логику, память. 

Задания на занятии представлены в виде презентации, что позволяет учителю выявить и отработать все проблемные места в данной теме. После каждого задания следует слайд с ответом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_v_skazkah.docx256.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цели мероприятия:

  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
  • развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, сообразительности через применение занимательных задач и примеров;
  • привитие интереса к литературным произведениям, биологии и математике (мероприятие приурочено к естественно-математической недели);
  • развитие взаимосвязи естественно-математического образования с  экологическим;
  • формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Оборудование: компьютер (презентация, мультфильмы «Раз горох, два горох», «А, так сойдет», «Заяц, который любил давать советы» и другие), набор заданий, картинки животных, цветные карандаши.

Во время подготовки к игре среди учащихся выбираются две команды (4 – 6 учащихся). Каждая из них должна подготовить название и приветствие (девиз) своей команды. Остальные учащиеся зрители и болельщики.

Все задания оцениваются в один балл.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Дорогие, ребята!

В путешествие пойдем.

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

– Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями.

  1. Представление команд.
  • название;
  • девиз;
  • представление жюри.

1 конкурс  «ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА»

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали». После отгаданного животного, назвать 2 сказки или 2 мультфильма, где встречается данный герой.

◘    ГИ _ _ _ _ _   (правила сохранения здоровья)

    ПА _ _ _ _ ДНИК   (огороженный садик перед домом)

    ДВУСТ _ _ _ _ А   (охотничье ружьё)

    П _ _ _ _ ОК    (небольшой населённый пункт)

     _ _ _ _ _ КА   (вкусное прозвище автомобильного руля)

    Г_ _ _ _ _  (часть ноги от колена до стопы)

    БРА _ _ _ _ ЕР   (охотник вне закона)

    ЗА _ _ _ _ КА   (печная дверь)

    ГЛЮ _ _ _ _    (виноградный сахар в плодах,  мёде)

    ПО _ _ _ _ _    (окраска поверхностей мелом или известью)

 (Убежавшие звери: гиена, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, коза, белка)

2 конкурс «ГЕРОИ СКАЗОК»

  • Кто пел: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок) От каких животных уходил Колобок? (заяц, волк, медведь)
  • Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)
  • В каких сказках исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух)
  • Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
  • Какие ножки имела куриная избушка Бабы-яги? (куриные)
  • В чем смерть Кощея Бессмертного? (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
  • Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель)

3 конкурс  «СКАЗКИ ПРОСЯТ ПОМОЩЬ»

Сказки просят:
– А сейчас, друзья,  

Узнайте Вы нас!

  1. Отворили дверь козлята
    И… пропали все куда-то!        («Волк и семеро козлят»)
  2. В сказке небо синее,
    В сказке птицы страшные.
    Реченька, спаси меня,
    Реченька, спаси меня.     («Гуси-лебеди»)
  3. Вымолвил словечко –
    Покатилась печка.
    Прямо из деревни
    К царю да царевне.
    И за что, не знаю,
    Повезло лентяю.          («По щучьему велению»)
  4. Колотил да колотил
    По тарелке носом –
    Ничего не проглотил
    И остался с носом…       («Лиса и журавль»)
  5. А дорога – далека,
    А корзинка – нелегка,
    Сесть бы на пенек,
    Съесть бы пирожок…        («Маша и медведь»)
  6. Ах ты, Петя – простота,
    Сплоховал немножко,
    Не послушался Кота,
    Выглянул в окошко…    («Петушок Золотой гребешок»)
  7. Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца!..      («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  8. Мышка дом себе нашла,
    Мышка добрая была:
    В доме том, в конце концов
    Стало множество жильцов.      («Теремок»)
  9. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    («Три медведя»)

4 конкурс «СКАЗОЧНОЕ КАРАОКЕ»

Командам предлагается прослушать музыку из сказки или мультфильма. Задание: назвать сказку или мультфильм прослушанной музыки, назвать сказочных героев.

Песни: «Пластилиновая ворона», «Песенка мамонтенка», «В траве сидел кузнечик», «Песня черного кота», «Два веселых гуся», «Облака, белоснежные лошадки», «Волк и семеро козлят», «Лесной олень», «Песенка черепахи», «Осторожно Обезьянки».

Конкурс капитанов.

Решение задания – графический диктант:

Капитан 1 команды

Капитан 2 команды

http://www.kindergenii.ru/images/grdiktant/grdiktant40.jpg

Слон

2→,  1↑,  1→,  1↑,  1←,  1↑,  1←, 1↑, 1→, 1↓ ,1 →, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 6↓, 8→, 1↓, 1→, 1↓, 1←, 1↑, 1←, 10↓, 1←, 6↑, 1←, 6↓, 1←, 6↑, 4←, 6 ↓, 1←, 6↑, 1←, 6↓,1←, 6↑, 1←, 7↑, 2←, 2↑.                

Заяц

За правильно выполненное задание конкурса капитанов – 2 балла.

5 конкурс «ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА»

Отгадайте животное по описанию его хвоста.

 ◘ Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.

(Кенгуру)

 Его хвостик летом серый, а зимой белый.

(Заяц)

 Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.

(Корова)

 Нос пятачком, хвостик крючком.

(Свинья)

 Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.

(Белка)

 Он ловил хвостом рыбу в проруби.

(Волк)

 Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.

 (Лиса)

 Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.

(Мышь)

 Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается.

(Мыши и крысы.)

 Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы.

(Лошадь, причёска - конский хвост.)

 Он в известной сказке потерял свой хвост.

 (Ослик, а звали его Иа.)

 Сапоги со шпорами, хвост с узорами.

(Петух)

 Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.

(Змея)

 На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии.

(Гремучая змея.)

 У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.

(Человек)

Подведение итогов

Жюри подсчитывает количество баллов, набранных в ходе игры.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победительницей.

Награждение команд.

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологический турнир по теме "Птицы"

Материал может быть использован для проведения мероприятий к "Дню птиц" или при проведении предметной недели по биологии...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ, БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА, ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

Фрагменты нестандартных форм работ на уроках природоведения, географии, биологии и русского языка...

Биологический турнир "Удивительный мир растений"

Цели:Способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках, классах, семействах отдела “Покрытосеменные”.Показать необходимость этих знаний для повседневной жизни.Во...

Биологический турнир "Рыбы Нижегородской области".

Биологический турнир "Рыбы Нижегородской области"....

Биологический турнир по теме "Растения родного края"

Биологический турнир по теме "Растения родного края"Цель мероприятия: формирование эстетического отношения к природе.Задачи:- формирование познавательного интереса к предметам биологического цикла;- р...

Эколого-биологический турнир АВС

Вопросы эколого-биологического турнира составлены и распределены по порядку таким образом, что первые буквы ответов на вопросы  соответствуют порядку русского алфавита. Игру можно проводить...