Эколого-биологический турнир АВС
методическая разработка (9 класс) по теме

Раиса Поликарповна Трефилова

 Вопросы эколого-биологического турнира составлены и распределены по порядку таким образом, что первые буквы ответов на вопросы  соответствуют порядку русского алфавита. Игру можно проводить как командно, так и индивидуально. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эколого-биологический турнир

 

Автор: Трефилова Раиса Поликарповна.  

Место работы: МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край.

Должность: учитель биологии.

Цель: Создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие внимания и быстроты реакции.
  • Внедрение новых игровых форм проверки знаний.

Оборудование: ручки, листы бумаги, жетоны.

 Пояснение к игре

 Вопросы составлены и распределены по порядку таким образом, что первые буквы ответов соответствуют порядку русского алфавита. Игру можно проводить как командно, так и индивидуально. Количество команд и игроков не ограничено. Временной отрезок игры также определяется организаторами.

Правила  игры: 

Ведущий задает вопросы, а игроки пишут ответы на специально подготовленных листах, которые потом сдаются помощникам и проверяются. Ответы могут сдаваться после каждого вопроса или нескольких (в зависимости от удобства проверки). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Вместо вопросов с ответами на буквы Й, Ь, Ъ, Ы – следуют блиц-вопросы, т.е. немного сложнее, чем остальные и ответ может быть на любую букву алфавита, за правильные ответы на эти вопросы начисляется 3 балла. Или игра проводится в устном варианте. Тогда игрокам, правильно ответившим на вопрос, выдается жетон. Для разнообразия можно 1 раунд провести устно, а второй - письменно. В конце игры подводятся итоги, лучшие игроки награждаются. Между раундами проводится рекламная пауза, в ходе которой рекламируются книги и периодические издания экологической тематики, исполняются номера художественной самодеятельности, в которых упоминаются названия растений, животных, природных объектов или явлений, о которых шла речь в вопросах.

 

Раунд 1

  1. А- Название какого цветкового растения переводится как «звезда» (астра)
  2. Б- Наука о растениях (ботаника)
  3. В– Растение, которое любят кошки (валериана)
  4. Г– Коллекция засушенных растений (гербарий)
  5. Д– Одна из жизненных форм растений (дерево)
  6. Е– Хвойное новогоднее дерево (ель)

Ё         Ё   - Колючий любитель грибов (ёж)

  1. Ж- Уборка зерновых культур (жатва)
  2. З- Время года (зима)
  3. И- Донные отложения (ил)

Й   - Вещество, содержащееся в коре березы, которое придает ей белый цвет (бетулин)

  1. К- Лист какого дерева изображен на флаге Канады (клен)
  2. Л- Из коры какого дерева наши предки плели лапти (липа)
  3. М- Огромное соленое водохранилище (море)
  4. Н- Время суток (ночь)
  5. О- Из какого дерева делают спички (осина)

Раунд 2

  1. П– Индейцы Южной Америки называли это растение «след белого человека» (подорожник)
  2. Р- Королева цветов (роза)
  3. С– Белый мох, в стеблях которого найдено вещество, обладающее бактерицидными свойствами. Этот мох использовали во время войны в качестве перевязочного материала (сфагнум)
  4. Т– Продукт длительного разложения растительных останков под действием воды и солнца (торф)
  5. У- Граница между Европой и Азией (Урал)
  6. Ф– Как в современной медицине называется траволечение (фитотерапия)
  7. Х– Зеленый цвет растениям придает…(хлорофилл)
  8. Ц- Из корней этого растения делают заменитель кофе (цикорий)
  9. Ч– Тонизирующий напиток, родом с Цейлона (чай)
  10. Ш– Дикая роза (шиповник)
  11. Щ- Исполнительница желаний (щука)

Ь   - Самый большой и дурно пахнущий цветок (раффлезия)

  1. – Леса с преобладанием какого дерева называют «листвяги» (лиственница)

Ъ  - Выделяемые растениями вещества, которые уничтожают или сокращают количество вредных микроорганизмов, бактерий, насекомых (фитонциды)

  1. Э– Вид, встречающийся только в какой-то одной местности (эндемик)
  2. Ю- Часть света (юг)
  3. Я– Плодовое дерево (яблоня)

В конце игры проводится рефлексия:

-   Что нового узнали в ходе игры?

  • Что понравилось ?
  • Что поразило во время игры? Чему ты удивился?
  • Ваши предложения.

По итогам игры проводится награждение победителей.

Литература

  1. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991;
  2. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2002;
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994;
  4. Я познаю мир: ботаника. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003;
  5. Я познаю мир: загадочные растения. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Сценарии мероприятий и праздников эколого-биологической направленности

Этот сборник (авторский и взят из разных источников) сценариев адресован учителям экологии, биологии, химии, природоведения для использования во внеклассной работе,при проведении предметных недел...

эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"

Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Использование элементов ИКТ на занятиях кружка эколого-биологической направленности

Из опыта работы кружка эколого-биологической направленности "Юный натуралист". Методические подходы к использованию элементов ИКТ на данных занятиях....