Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Живая подлодка"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Данный урок посвящен изучению внешнего строения дождевого червя. Используется понятия метапредмет, метазадача. Данный урок - урок реализации метапредметных УУД .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_zhivaya_podlodka.doc | 50.5 КБ |
zhivaya_podlodka.ppt | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» г.о. Саранска
Технологическая карта урока по теме «Живая подлодка»
Разработала: учитель биологии
Назимкина Ольга Юрьевна.
Тема: Живая подлодка
Цели:
1) образовательная:
- создать условия для получения обучающимися знаний о малощетинковых червях, их образе жизни, особенностях внешнего строения, связанных со средой обитания, выявить их более сложное строение по сравнению с изученными типами червей; познакомиться с новыми терминами и понятиями.
2) развивающая:
- создать условия для развития предметных компетенций посредством выделения существенных признаков малощетинковых червей, сравнения их с другими типами червей, умения делать умозаключения на основе сравнения.
3) воспитательная:
- понимание важности мер охраны дождевых червей; выявить значение дождевых червей в природе и в жизни человека.
Формирование и развитие УУД:
1) личностных: формирование способности обучающихся давать самооценку своей деятельности на уроке, личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений; построение системы моральных ценностей;
2) регулятивных: формирование способностей обучающихся ставить учебные задачи, планировать работу, умение оценивать свою деятельность в соответствии с критериями, умение вести записи в тетради;
3) познавательных: формировать умения выделять главную мысль в тексте, ставить вопросы разного уровня к тексту, описывать, сравнивать, обобщать, соотносить изучаемый материал с уже изученным, формулировать проблему. Оперировать понятиями;
4) коммуникативных: формировать умение работать в паре, проявлять инициативу и сотрудничество в поиске верного решения, владение монологической и диалогической формами речи; осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера.
Задачи урока: посредством развития универсальных учебных действий создать условия для формирования компетенций:
1) личностных: знание основных признаков и правил отношения к живой природе, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам:
2) метапредметных: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Давать определение понятиям, наблюдать,решать метазадачи, составлять схемы, классифицировать, доказывать, делать выводы; умение работать с разными источниками биологической информации;
3) предметных – посредством выделения существенных признаков малощетинковых червей, умения классифицировать, определять значение, различать на таблицах и других наглядных пособиях представителей малощетинковых червей.
Тип урок: урок исследование
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые.
Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании.
Образовательная технология: развитие критического мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока; раздаточный материал,лабораторное оборудование, живые объекты- дождевые черви.
УМК:
1.Константинов В. М. Биология. 7 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко ; под ред. В. М. Константинова. - М. : Вентана-Граф, 2010.
2. Константинов В. М. Биология. Животные. 7 класс [Текст] : методическое пособие для учителя / В. М. Константинов. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Ход урока
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап | ||
Приветствие. Организация рабочих мест. - Ребята сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Я знаю, все вы молодцы и надеюсь, что сегодня мы это увидим. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу. Мы начинаем наш урок. | Приветствие. Организация рабочих мест. Улыбаются друг другу. | |
2.. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. 3.. Первичное усвоение новых знаний . | Историческая справка. Вопрос-размышление. Слайд №1.2,3 Каковы особенности жизни дождевых червей? Какое строение они имеют? Какие классы различают в типе Кольчатые черви?. | ответы детей на поставленные вопросы. |
Значит, сегодня мы будем знакомиться? | ||
Лабораторная работа: Внешнее строение дождевого червя. Слайд 4.Обсуждение выводов с учителем. Подведение итогов исследования.2.Самостоятельная работа с текстом учебника: Найдите в п.19 рисунки и определите продольный и поперечный разрезы тела дождевого червя. Слайд 53. Слайд № 6 По рисунку 66 определите системы внутренних органов дождевого червя. Сравните с ключами, поставьте оценки. 4.Каковы отличительные особенности размножения малощетинковых от многощетинковых Слайд № 7 - 5.Сообщение о пиявках. слайд№8 | Обучающиеся изучают инструктивную карту на стр 89.и выполняют лабораторную работу. Самостоятельно делают выводы. Взаимоконтроль в парах. Выставление оценки на листах самоконтроля. Обучающиеся выполняют задания. Обучающиеся работают с рисунком учебника , работают с ключом ставят оценку. Обучающиеся работают с рис.67,отвечают на вопрос ,проверяют попарно и сверяют с ключом. | |
4. Первичная проверка понимания 5.Закрепление | Работаем с слайдом№9 задание Биологический лабиринт. - Слайд 10 Заполните схему: «Тип Кольчатые черви» Учитель предлагает решить метазадачу: Вычислите, сколько дождевых червей(количество и общая масса) живёт на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 кв.м. составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0,2г. Слайд12 | На партах имеется задание» Биологический лабиринт. Обучающиеся решают, проверяют ключом. Осуществляют взаимопроверку. Обучающиеся заполняют, проверяют заполнение схемы ключом. Осуществляют взаимопроверку. Обучающиеся решают задачу. Взаимопроверка. Ключ-слайд13 |
6. Рефлексия | Слайд13 Учитель предлагает отгадать загадки и объяснить, что же общего между дождевым червём и подводной лодкой. Слайд14 Проанализируйте свои оценки в листах взаимоконтроля. Спасибо всем за работу. Урок окончен. | Обучающиеся отвечают на вопрос, анализируют свои результаты. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. | Дом. задание: п.19,зад.4 стр.93. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Выяснить особенности внешнего строения малощетинковых червей, связанных со средой обитания, Выявить их более сложное строение по сравнению с изученными типами червей
Историческая справка В 1881 году вышла в свет книга Ч. Дарвина «Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни». В этом сочинении Ч. Дарвин писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли значительно более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда … … Плуг принадлежащий к числу древнейших орудий земледельца, но еще задолго до появления плуга почва правильно обрабатывалась дождевыми червями и всегда будет обрабатываться ими…»
Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения, провести наблюдения за реакцией дождевого червя на раздражение Выводы:
Определить продольный и поперечный разрезы тела дождевого червя 1. 2.
Определить системы внутренних органов дождевого червя Кровеносная, Выделительная, Половая, Пищеварительная Нервная
Размножение червей Каковы отличительные особенности размножения малощетинковых от многощетинковых?
Класс «Пиявки»
Биологический лабиринт «Тип кольчатые черви» Около 12000 видов Ответы: 1 6 7 3 8 13 12 18 14 15 20
Заполнить схему: «Тип Кольчатые черви» Царство: Тип: Класс Класс Класс 1. 2. 1. 2. 1. 2.
Царство: Животные Тип: Кольчатые черви Класс Многощетинковые 1.Пескожил 2.Нереис Класс Малощетинковые Класс Пиявки 1.Дождевые черви 2.Трубочник 1.Рыбья 2. Медицинская
Задача : Вычислите, сколько дождевых червей (количество и общая масса) живет на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 м 2 составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0,2 г. Решение : 2 сотки = 200 1 м 2 450 * 200 = 90 000 –особей 0,2 * 90 000 = 18 000 г = 18 кг Ответ: на 2 сотках живет 90 000 дождевых червей, общей массой 18 кг.
Рефлексия Её достаточно везде, Живёт она всегда в воде: В любом пруду, в любом болоте Всегда её полно найдёте. Но к ней не надо прикасаться - Она ведь может присосаться. Любая … Крупная, малявка Укусит, это ведь - … У меня нет рук и ног, Сам я тонкий, как шнурок. Для любого рыбака Я наживка для крючка. Фрукты – вот моё жильё, И они же – пища! Червоточиной зовут Вход в моё жилище. Если бы можно было распределить по всей поверхности суши почву, перепахиваемую дождевыми червями за каждые 10 лет , то получился бы слой толщиной в 5 с м. Гусеница может поднять груз, приблизительно в 25 раз тяжелее от собственного веса, муравей в 100 раз, пиявка в 1500 раз . Пиявка, насосавшись крови курильщика, отпадает мёртвой. Самые крупные пиявки, обитающие в Южной Америке, достигают до 45 см в длину, а их хобот — 15 см. Эти пиявки могут нападать на кайманов, анаконд и других крупных животных, в том числе людей. Известен случай, когда несколько крупных особей убили корову.
Что же между ними общего??? Дети, большое спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
технологическая карта урока биологии в 5 классе. Введение в биологию.
Технологическая карта содержит все разделы урока по обновленным ФГОС....