Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Раздел «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».
Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами приготовления пищи, известными человеку еще в древности. Наукой она стала благодаря исследованиям и работам французского ученого, основоположника современной микробиологии и иммунологии Луи Пастера (1822-1895). В ХХ веке происходило бурное развитие молекулярной биологии и генетики с применением достижений химии и физики. Важнейшим направлением исследований явилась разработка методов культивирования клеток растений и животных. И если еще совсем недавно для промышленных целей выращивали только бактерии и грибы, то сейчас появилась возможность не только выращивать любые клетки для производства биомассы, но и управлять их развитием, особенно у растений. Главная цель применения этих методов - более полное использование потенциала живых организмов в интересах хозяйственной деятельности человека и сохранения его здоровья.
В настоящее время разрабатываются новые биотехнологические методы, требующие молодых специалистов, обладающих знаниями, умением работать с биологическими системами на современном компьютеризированном оборудовании. Наша задача, приблизить учащихся к дальнейшему изучению биологии и биотехнологии, формированию УУД через урочную и внеурочную деятельность, к пониманию значимости здоровья для всего человечества.
На уроках при изучении раздела «Биотехнология» используются современные педагогические технологии, позволяющие ученику реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, сохранить здоровье. Учитывается индивидуальность ученика - его интерес, темп работы, уровень обученности.
Тема раздела актуальна, так как позволяет не только познакомиться с новейшими открытиями биотехнологии, методами и перспективами изучения, но и формирует стремление к выбору активной жизненной позиции, направленной на сохранение здоровья личности, семьи, человечества, позволяет сделать выводы о значении открытий биотехнологии в области медицины, экологии и производства здоровых продуктов питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектирование современного урока по ФГОС | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока
в современной информационно-образовательной среде
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||
ПРЕДМЕТ | БИОЛОГИЯ | Класс 10, химико-биологический профиль | |||
ТЕМА УРОКА | БИОТЕХНОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ БУДУЩЕГО | ||||
ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для развития у учащихся познавательных интересов, эмоциональной сферы, гуманных и волевых качеств личности | |||||
Планируемые образовательные результаты: | |||||
предметные | метапредметные | личностные | |||
|
|
| |||
Решаемые учебные проблемы | С какой целью проводят клонирование растений? Как была создана овечка Долли? Быть или не быть клонированию человека? | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Биотехнология, клеточная инженерия, микроклонирование растений, клонирование овечки Долли, репродуктивное и терапевтическое клонирование человека, этические, юридические, психологические, медицинские и др. аспекты клонирования человека | ||||
Вид используемых средств ИКТ | Презентация учителя, презентация «экспертов», электронное учебное пособие «Биотехнология», компьютерный тест | ||||
Методическое назначение средств ИКТ | Оформление презентаций для проведения урока учителем, для защиты проекта, для проведения групповой работы. Наглядность | ||||
Аппаратное и программное обеспечение | Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, MyTest | ||||
Межпредметные связи | Биология, химия, психология, медицина | ||||
Начальные условия, подготовка к уроку | До урока:
Перед уроком:
| ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
ЭТАП 1. ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА | |||||
Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов | Настрой на урок. Настрой на групповую, индивидуальную и фронтальную работу. Мотивация на изучение нового материала. | ||||
Длительность этапа | 1 мин. | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Беседа | ||||
Методы обучения | Словесный, проблемный | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Титульный слайд презентации учителя | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Слушают, настраиваются на восприятие нового материала урока | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Транслятор, создание благоприятных условий для восприятия нового материала | ||||
Основные виды деятельности учителя | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Называет тему урока, представляет план урока, основных «экспертов» из числа учащихся, предварительно подготовивших учебный материал. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе | ||||
ЭТАП 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ | |||||
Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов | Знание научных объектов; свойств микроорганизмов, растений и животных для использования в биотехнологических исследованиях. Быстрое реагирование на поставленный вопрос. Решение заданий в нестандартной ситуации. Сотрудничество в группе. | ||||
Длительность этапа | 7 минут | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Брейн-ринг. Обсуждение в группах вопросов, нахождение ответа | ||||
Методы обучения | Аналитико-синтетический, проблемный, репродуктивный | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация «Биотехнология», слайды 2-8. Во время обсуждения поставленных задач перед группами и их выступлениями интерактивная доска отключена | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая форма. Решают поставленные задачи, анализируя условия заданий, картинки, делают выводы. Обсуждение и представление качеств микроорганизмов (группа 1), растений (группа 2), животных (группа 3), методов in vivo и in vitro (группа 4). | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Организатор брейн-ринга, координатор действий учащихся | ||||
Основные виды деятельности учителя | Представляет занимательные задания в картинках из области использования объектов живой природы биотехнологии в практической деятельности человека (ИЗО, медицина, легкая промышленность, пищевая промышленность, сельское хозяйство, цветоводство). Определяет время на решение заданий. Корректирует ответы. Регулирует работу интерактивной доски | ||||
ЭТАП 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. | |||||
Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов | Оперирование понятиями «биотехнология», «клеточная инженерия», «клонирование». Умение составлять схемы этапов клонирования растений и животных. Умение разворачивать информацию: по схеме составить рассказ. Умение отвечать на провокационные вопросы | ||||
Длительность этапа | 5минут + 4минуты + 4 минуты | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | «Научная лаборатория». Сотрудничество, взаимообучение в группе. Работа «экспертов». | ||||
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающий, репродуктивный, алгоритмический | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | После объяснения темы «экспертами» каждая группа открывает ноутбук. Презентация с макросами «Клеточная инженерия. Конструктор». Во время проверки выполнения задания включается интерактивная доска. | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая работа. «Эксперты», предварительно подготовленные, объясняют тему «Клонирование растений и животных». Другие члены группы по итогам прослушивания темы составляют схему последовательности этапов клонирования растений (слайд1) и животных (слайд2) в интерактивном конструкторе, «эксперты» наблюдают, помогают. Индивидуальная работа. По желанию один учащийся (не «эксперт») по схеме рассказывает (разворачивает информацию) о микроклонировании растений, отвечает на провокационные вопросы других учащихся. Фронтальная работа. Обсуждение полученных результатов. Рефлексия. | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Организатор и координатор самостоятельной деятельности учащихся | ||||
ЭТАП 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. | |||||
Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов | Определение научных подходов к клонированию человека. Умение представлять и обобщать разные точки зрения о проблеме клонирования человека. Навык публичного выступления. Умение отвечать на провокационные вопросы. | ||||
Длительность этапа | 5 минут (доклад) + 10 минут (дебаты) | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Ролевая игра «Дебаты» по итогам защиты проекта «Это противоречивое клонирование» | ||||
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающий, репродуктивный, исследовательский | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация «Это противоречивое клонирование» | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа - защита проекта в виде доклада. Групповая работа (состав групп изменен по интересам). В ходе дебатов утверждающая сторона продолжает высказывать мнение «за» клонирование, приводит аргументы; отрицающая сторона высказывает мнение «против» клонирования; судьи определяют, чья сторона была более убедительна | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Организатор и координатор защиты проекта, ролевой игры | ||||
Основные виды деятельности учителя | Регулирует работу интерактивной доски и ноутбуков. Предоставляет необходимые условия для доклада «эксперта». Ставит перед учащимися цель и задачи ролевой игры. Осуществляет смену состава групп: утверждающая сторона, отрицающая сторона, судьи. Ведет дебаты. | ||||
ЭТАП 6. ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КОРРЕКЦИЯ | |||||
Длительность этапа | 5 минуты | ||||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Компьютерное тестирование (модуль 8) - обучающая функция | ||||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Ноутбуки, MyTest | ||||
Методы контроля | Программированный | ||||
Способы коррекции | Повторное прохождение теста, индивидуальные беседы | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа. Учащиеся на ноутбуках решают тестовые задания с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, задания на соответствие. Программа выдает результат, демонстрирует допущенные ошибки. | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Координатор и помощник | ||||
Основные виды деятельности учителя | Организует индивидуальную работу учащихся с тестовой программой, индивидуально оказывает помощь. Определяет настроение после урока по методике «Цветопись» | ||||
ЭТАП 7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |||||
Длительность этапа | 3 минуты | ||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам | Самооценка. Оценивание группой и учителем «экспертов» и активных участников урока. Отметки. Домашнее задание:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока "Введение в историю Древнего мира"
История 5 класс...
Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет
Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников...
Технологическая карта урока Введение. Что изучает история
Технологическая карта урока Введение. Что изучает история...
Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Гаджеты в нашей жизни», Придаточные предложения условия (0 и 1 тип)».
Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Гаджеты в нашей жизни», Придаточные предложения условия (0 и 1 тип)»....
Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Страны и национальности», грамматическая конструкция have got/has got».
Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Страны и национальности», грамматическая конструкция have got/has got»....