Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_i_mnogoobrazie.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 37» города Смоленска
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/Е.А.Иванова / Протокол № ______ от « » августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «СШ №37» ______/Г.Н. Звонарева / от « » августа 2017 г. | РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета. Протокол № _____ от « » августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №37» _______/Г.В.Шуневич / Приказ №_____ от « » сентября 2017 г. |
Рабочая программа элективного курса
по биологии
« Система, многообразие и эволюция живой природы»
10 класс
Учитель Л.Ф. Горчанинова
2017-2018 учебный год
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне и составлена на основании:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05.2012г. № 413;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Примерной программы среднего общего образования по биологии;
- Авторской программы Захарова по биологии М: Дрофа;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ № 37»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ «СШ №37»;
- Учебного плана МБОУ «СШ №37» на текущий учебный год.
Согласно учебному плану МБОУ «СШ №37» на изучение элективного курса на этапе среднего общего образования в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация по биологии проводится по итогам учебного года, в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СШ №37»» и в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №37» на текущий учебный год в форме итогового тестирования.
Выпускник на углубленном уровне научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
- оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
- устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
- обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
- проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
- выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
- сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
- выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержани
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Содержание элективного курса: « Система, многообразие и эволюция живой природы».
РАЗДЕЛ № 1. СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ и ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. (21 ЧАС)
Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.
Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.Лишайники.
Особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразие и место в системе органического мира. Характерные признаки царства Грибы, отличающие его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификация, отделы (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенности организации их основных представителей, роль в природе и жизни человека, в его хозяйственной деятельности.
Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
- съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
Строение шляпочного гриба
Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.
Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.
Особенности процессов жизнедеятельности растительного организма.
Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Особенности организации низших растений – водорослей, их распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями, приспособленность водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и практическое значение.
Особенности Зелёных водорослей, Красных и Бурых водорослей.
Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов, рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Сравнение их между собой и с водорослями, обоснование более сложную организации мхов по сравнению с водорослями.
Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными, роль в природе и практическое значение. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе.
Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Папоротниковидными.
Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.
Особенности организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными. Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений.характеристики семейств.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
- строение клетки и тканей высших растений;
- строение органов высших растений;
- основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
- многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
- многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
- многообразие и особенности строения лишайников.
Лабораторные и практические работы
Строение растительной клетки..
Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.
Особенности строения, жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших, их основные типы (Саркожгутиконосцы), многообразие видов, среда обитания и приспособленность к жизни в ней основных представителей Простейших каждого из типов, значение Одноклеточных в природных сообществах, в жизни человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
Многообразие простейших
Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Губки.
Происхождение, многообразие видов, особенности строения и жизнедеятельности губок как примитивных многоклеточных.
Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Кишечнополостные.
Особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных.
Многообразие Кишечнополостных, классы Сцифоидных, Коралловых полипов, разнообразное значение Кишечнополостных в природных сообществах, практическое значение.
Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Черви.
Особенности строения, жизнедеятельности Плоских, Круглых и Кольчатых червей как более высокоорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кишечнополостными; многообразие видов. Сравнение типов червей между собой.
Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Моллюски.
Особенности строения и жизнедеятельности Моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кольчатыми червями, происхождение Моллюсков. Особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.
Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Членистоногие.
Особенности строения Членистоногих как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Кольчатыми червями, многообразие видов, объединённых в классы.
Общая характеристика класса Паукообразных, особенности строения, жизнедеятельности, связанные с наземной средой обитания. Представители класса Паукообразных на примере отрядов Скорпионы, Пауки и Клещи, многообразие видов, образ жизни, приспособленность к жизни на суше. Особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания.
Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Иглокожие.
Повторение особенностей Типа Иглокожих - донных морских животных, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, их роль в водных природных сообществах.
Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы.
Особенности организации рыб как водных позвоночных, их классификация, многообразие видов.
Характерные признаки основных групп Хрящевых и Костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение.
Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные.
Особенности строения, жизнедеятельности Земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде.
Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.
Особенности строения, жизнедеятельности Пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, их происхождение.
Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы.
Основные особенности организации птиц и их широкое распространение на нашей планете, происхождение птиц. Многообразие птиц, особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоёмов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы), их роль в природе и значение в жизни человек. Особенности организации птиц, связанные с жизнью в степях и пустынях, антарктических морях; осёдлые, кочующие и перелётные птицы, роль пернатых в природе.
Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие.
Прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять основные среды жизни, сходство с Пресмыкающимися; отметить их происхождение от зверозубых рептилий. Особенности строения и жизнедеятельности Млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных, особенности строения нервной системы, органов чувств, систем внутренних органов, обеспечивающих высокий уровень обмена веществ. Особенности размножения, развития плацентарных млекопитающих, основные отряды, роль их основных представителей в природных сообществах.
Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки и тканей животного организма;
- многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
- многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
Строение животной клетки и тканей животного организма..
Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
Особенности строения рыб.
Особенности строения птиц связанные с полётом.
Особенности строения млекопитающих
Раздел №2 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (7 ЧАСОВ)
Место человека в органическом мире. Ткани их строение и функции. Опорно-двигательная система.
Основные особенности человека; черты сходства человека и с животными и с человекообразными обезьянами, различия между ними; место человека в системе органического мира.
Характерные для человека особенности; черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными.
Основные типы и виды тканей, их локализация и функции в организме человека.
Строение и функции скелета; особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Типы соединения костей.
Основные функции и особенности опорно-двигательного аппарата; строение и химический состав костей.
Строение и свойства мышечной ткани, особенности строения и функций скелетных мышц; основные группы мышц тела человека.
Условия функционирования мышц; система, которая управляет сокращениями мышц, условия, повышающие работоспособность мышц.
Дыхательная, мочевыделительная системы, система органов размножения. Строение кожи.
Сущность процесса дыхания, значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и членораздельной речи; меры профилактики заболевания голосовых связок.
Влияние среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная ёмкость лёгких.
Процесс регуляции дыхательных движений. Возможные заболевания и нарушения органов дыхания, гигиенические требования к воздушной среде, правила дыхания; необходимость проветривания в жилых помещениях; приёмы оказания первой помощи при нарушении дыхания; искусственное дыхание, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности.
Строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализации почек в организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Влияние заболеваний почек на здоровье человека; роль гигиены питания, питьевого и солевого режима.
Строение и функции покровного органа - кожи; защитная, рецепторная, выделительная и теплорегуляционная функции кожи, правила гигиены кожи.
Особенности полового размножения, сущность оплодотворения, строение половой системы; особенности строения и функции половой системы, желёз человека.
Особенности роста и развития ребёнка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма.
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения.
Внутренняя среда организма, её состав; роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства её состава. Плазма крови, её функции, свёртывание крови.
Защитные свойства организма; инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, аллергия; виды иммунитета, значение анализа крови при установлении диагноза; сущность СПИДа.
Группы крови, их отличительные признаки, совместимость крови по группам; переливание крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Движение крови и лимфы, её значение для организма; особенности строения органов и кровообращения; пульс, кровяное давление.
Формирование анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия.
Формирование анатомо-физиологических понятий: кровяное давление, пульс.
Различные виды кровотечений, первая помощь при повреждении сосудов; роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Система органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; понятия пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; роль питательных веществ в организме.
Особенности строения пищеварительной системы человека; процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляция этих процессов; влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.
Особенности строения желудка; свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении; процесс нервно-гуморальной регуляции отделения желудочного сока.
Этапы пищеварения в кишечнике; роль печени, поджелудочной железы и желёз кишечника в переваривании пищи.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
Витамины и авитаминозы, нормы рационального питания; развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма.
Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Понятие гуморальной регуляции; железы эндокринного аппарата, особенности работы желёз внутренней секреции, их отличие от желёз внешней секреции, роль гормонов в жизнедеятельности человека.
Строение нервной системы, её функции; зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы; механизм нервной регуляции.
Строение спинного мозга, его функции; составные части центрального отдела нервной системы; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций.
Строение основных отделов головного мозга, выполняемые функции; особенности микроскопического строения мозга.
Особенности строения полушарий переднего мозга, функции долей и зон коры больших полушарий; строение и функции головного мозга человека; сравнение строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.
Анализаторы, их строение и функции.
Понятие анализатор и особенности строения на примере зрительного анализатора; строение и функции глаза, его частей, особенности восприятия окружающего мира, гигиена зрения.
Анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; их связующая роль организм-среда; правила гигиены слуха и равновесия.
Различные виды анализаторов, их локализация в организме; представление о строении и функциях каждого из них.
Свойства анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость; роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека.
Рефлекторная теория поведения, особенности врождённых и приобретённых форм поведения; рефлексы: безусловные и условные, рефлекторная дуга и характер деятельности нервной системы. Роль и физиологическая природа различных видов торможения; торможение условных рефлексов как приспособление организма к различным условиям жизни; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.
Физиологическая сущность сна, природа сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; необходимость выполнения правил гигиены сна.
Особенность высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания и мышления; способность к трудовой деятельности в становлении человека, его поведение; память, её виды, роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся (на основе УУД) | Дата |
Раздел № 1. Система и многообразие организмов (21 час) | |||
1. | Систематика. Основные систематические группы живых организмов. | Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | |
2 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | |
2 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп | |
3 | Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.
| Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | |
4 | Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | |
5 | Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп | |
6 | Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |
7 | Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |
8. | Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |
9 | Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. | Познавательные: Обобщает понятия – осуществляет логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Регулятивные: Составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. | |
10 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Губки. | Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Регулятивные: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке | |
11 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Кишечнополостные. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | |
12 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Черви. | Познавательные: Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Преобразовывает информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Регулятивные:Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные: Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Личностные:Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. | |
13 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Моллюски. | Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Регулятивные:Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке | |
14 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Членистоногие. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради. | |
15 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Иглокожие. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради. Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп Личностные: Понимание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения | |
16. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы. | Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Регулятивные:Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке | |
17. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | |
18. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся. | Познавательные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты; развивают навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
19. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы. | Познавательные: Анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные:Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные:умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
20. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие. | Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Личностные:умение применять полученные знания в своей практической деятельности. | |
21. | Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных. | Познавательные: : поиск решения проблемы , выдвижение гипотез, сравнение Регулятивные: умение выделять главное, составление плана действий Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе | |
22. | Место человека в органическом мире. | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; Личностные:участвовать в творческом, созидательном процессе | |
23. | Дыхательная система. | Познавательные: уметь характеризовать способы передвижения животных. Устанавливают взаимосвязь строения опорно-двигательных систем и способов передвижения животных. Выявляют, чем различаются первичная, вторичная и смешанная полости тела животных Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; Личностные: готовность к саморазвитию | |
24. | Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения. | Познавательные: уметь устанавливают взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявляют отличительные особенности дыхательных систем животных разных систематических групп. Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Личностные: Осмысливать важность изучения данной темы. | |
25. | Система органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; Регулятивные:выстраивать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Личностные: Осмысливать важность изучения данной темы. Понимать важность взаимосвязи компонентов внутренней среды. Интерпретируют результаты своей деятельности. Рефлексируют. | |
26. | Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | Познавательные: формулировка цели, поиск необходимой информации, сравнение Регулятивные: умение работать с текстом и атласом, выделять главное Коммуникативные: объяснять результаты работы в группе, сотрудничество, коррекция Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе | |
27. | Анализаторы, их строение и функции. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: Осмысливать важность изучения данной темы. | |
28. | Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека. | Познавательные: умения приводить доказательства, рефлексия способов действия Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, выделять общую точку зрения в дискуссии; Личностные: формулировать собственное мнение, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |
29. | Мочевыделительная системы, система органов размножения. Строение кожи. | Познавательные: постановка целей и задач, выдвижение гипотез Регулятивные: умение работать с текстом, выделять главное, планировать свою деятельность под руководством учителя Коммуникативные: планировать свою деятельность под руководством учителя Личностные: формулировать собственное мнение, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |
30. | Строение кожи. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Регулятивные: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные:участвовать в творческом, созидательном процессе | |
31. | Ткани их строение и функции.. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; Регулятивные :выстраивать последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами Личностные: формулировать собственное мнение, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |
32. | Опорно-двигательная система. | Познавательные: постановка целей и задач, выдвижение гипотез Регулятивные: умение работать с текстом, выделять главное, планировать свою деятельность под руководством учителя Коммуникативные: планировать свою деятельность под руководством учителя Личностные: формулировать собственное мнение, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |
33 | Тренировочные тестирования.. | Познавательные: Через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций. Регулятивные: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Коммуникативные: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи. Личностные:Наличие познавательного интереса | |
34 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | Познавательные: Умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, рисунки); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. Личностные:Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа элективного курса по математике «Построение графиков функций, уравнений и соответствий», 9 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи элективного курса, требования к знаниям и умениям учащихся, формы и методы, используемые в преподавании, учебно-тематический план....
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Practise Your English » для 10-11 классов
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Practise Your English»Автор программы: Лызлова И.А., Коновалова В.Г.Количество часов: 68Источник программы: Сборник элек...
Рабочая программа элективного курса «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)
Элективный курс «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)...
Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс
Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...
Рабочая программа элективного курса учебного предмета "Математика" "Проценты на все случаи жизни", 11 класс.
Элективный курс «Проценты на все случаи жизни» предназначен для реализации в старших классах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное зна...