план-конспект урока "Химический состав клетки" 6 кл.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Долгополова Вита Викторовна

план-конспект урока "Химический состав клетки" 6 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6klass_himicheskiy_sostav_kletki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шелестовская средняя школа»

Октябрьского района Волгоградской области

 

 Лабораторная работа

«Обнаружение неорганических и органических веществ в растении»

                         6 класс

                                                                              2024

Цель урока: рассмотреть химический состав клеток растений.

Планируемые результаты обучения:

1. Предметные. Описывать химический состав клетки растений. Различать и называть органические и неорганические вещества клеток растений. Объяснять функции воды, минеральных и органических веществ в растительной клетке. С помощью эксперимента доказывать присутствие в клетках растений органических и неорганических веществ.

2. Метапредметные. Развивается умение определять понятия, делать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.

3. Личностные. Формируется бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Оборудование: видеопроектор, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Актуализация субъектного опыта (5 мин)

Фронтальный опрос по домашнему заданию.

  1. Изучение нового материала и его первичное закрепление (33 мин)

Клетки всех живых организмов состоят из тех же химических элементов, которые встречаются и в неживой природе. 98% массы клетки – углерод, водород, кислород и азот. 2% массы клетки – это 8 элементов (K, Na, Ca, Cl, Mg, Fe, P, S).

Состав клеток может различаться в зависимости от типа клеток и функций. Например, в растительных клетках больше углеводов, а в животных – белков и жиров.

Химический состав клетки

Неорганические вещества

Органические вещества

Вода, минеральные соли

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины, эфирные масла и др.

Вещество

Функции в клетке

Вода

1) Придает клетке упругость, 2) определяет ее форму, 3) участвует в обмене веществ

Минеральные соли (соли Ca, K, P и др.)

Используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и т.д.). При недостатке нарушаются процессы жизнедеятельности клетки

Углеводы

1) Источник энергии в клетке, 2) входят в состав оболочек клеток, придают им прочность, 3) запасающие вещества (крахмал)

Белки

1) Входят в состав клеточных структур, 2) регулируют процессы жизнедеятельности, 3) запасаются в клетках

Жиры

1) дают энергию при расщеплении, 2) являются питательными веществами для семян

Нуклеиновые кислоты

Хранят наследственную информацию и передают ее потомкам

Лабораторная работа №2 «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении»

Часть 1. Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях

Цель – обнаружить воду и минеральные вещества в растениях.

Материалы и оборудование: кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян, пробирка, спиртовка, пипетка, пинцет, металлическая пластинка.

Ход работы:

1. Положите в пробирку кусочки стебля (корня, листьев или несколько семян) и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

2. Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

3. Сделайте вывод, как подтвердить наличие воды и минеральных веществ в растениях.

Часть 2. Обнаружение органических веществ в растениях

Цель – обнаружить органические вещества в растениях.

Материалы и оборудование: зерна пшеницы, клубень картофеля, семена подсолнечника, марля, лист бумаги, раствор иода, крахмал, стакан с водой, ступка с пестиком, пробирка, пинцет, металлическая пластинка.

Ход работы:

Начертите таблицу и занесите в нее результаты опытов:

Образец растения

Что наблюдали

Какое вещество содержится

Зерна пшеницы

Клубень картофеля

Семена подсолнечника

Опыт 1. Приготовление теста из зерен пшеницы

Возьмите зерна пшеницы, разотрите в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста. Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.

Опыт 2. Определение крахмала в зернах пшеницы

а) Перелейте часть мутной жидкости в пробирку и капните в нее 2-3 капли раствора иода. Жидкость посинеет.

б) Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Затем капните в пробирку 2-3 капли раствора иода. Вода с крахмалом тоже станет синей.

Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается иодом в синий цвет.

Опыт 3. Определение крахмала в клубне картофеля

Капните каплю раствора иода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне тоже есть крахмал.

Опыт 4. Определение клейковины

Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу – клейковину или растительный белок.

Опыт 5. Определение жиров

Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги: вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие жира в семенах подсолнечника.

Сделайте общий вывод, каков химический состав растений.

  1. Подведение итогов учебного занятия, рефлексия (2 мин)

Домашнее задание: изучить §3.

Ссылки по теме:

https://youtu.be/vOJ5j-lHyYA Теория РЭШ

https://youtu.be/qkQQqucjEEQ Инфоурок

https://youtu.be/nYp-j2BD-Dg Онлискилл

Опыты:

https://youtu.be/3WNu4WcKsoo определение органических веществ

https://www.youtube.com/shorts/D-Po4NLheeM?feature=share определение крахмала