"Воздух и его состав" (план-конспект урока)
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (8класс)
ТИП УРОКА:комплексный урок (на уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы учащихся).
ТЕМА: ВОЗДУХ И ЕГО СОСТАВ.
ФОРМА УРОКА: групповая работа по повторению пройденного материала (игра - интеллектуальное казино) и коллективное изучение нового материала.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Актуализировать знания и умения, обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода». Обратить их внимание на те вопросы, которые ими были недостаточно поняты.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1). Обобщение и контроль знаний обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода», самопроверка умений обучающихся дописывать уравнения химических реакций, оценивать свои знания, первичных навыков химического эксперимента, соблюдение техники безопасности.
2). Сформировать представление о составе воздуха, актуализировать знания, полученные о составе воздуха из курса природоведения, биологии, географии, а также сформулировать понятие об инертных газах, их открытии, применении.
3). Развивать умения обучающихся работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (8класс)
ТИП УРОКА: комплексный урок (на уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы учащихся).
ТЕМА: ВОЗДУХ И ЕГО СОСТАВ.
ФОРМА УРОКА: групповая работа по повторению пройденного материала (игра - интеллектуальное казино) и коллективное изучение нового материала.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Актуализировать знания и умения, обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода». Обратить их внимание на те вопросы, которые ими были недостаточно поняты.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1). Обобщение и контроль знаний обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода», самопроверка умений обучающихся дописывать уравнения химических реакций, оценивать свои знания, первичных навыков химического эксперимента, соблюдение техники безопасности.
2). Сформировать представление о составе воздуха, актуализировать знания, полученные о составе воздуха из курса природоведения, биологии, географии, а также сформулировать понятие об инертных газах, их открытии, применении.
3). Развивать умения обучающихся работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное.
ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА.
НА СТОЛАХ КОМАНД: табличка с номером команды, чистые листы для решения задач и выполнения упражнений при ответе на вопросы, ручки, калькулятор, конверт - кошель для накопления «денег», периодические системы химических элементов Д.И. Менделеева.
НА СТОЛЕ УЧИТЕЛЯ: лист с вопросами и ответами из «Банка знаний». «Банк» - 190 химонов для игры, лабораторный ящик: с колбой, заполненной кислородом, спиртовка, спички, древесная лучина, секундомер, карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы, черный ящик.
НА ДОСКЕ: схемы - рисунки (плакаты): 1) опыт Лавуазье по определению состава воздуха; 2) сжигание фосфора под колоколом, недорисованная на доске схема для получения и сбора кислорода.
дополнительный материал по новой теме (сообщения об инертных газах).
ХОД УРОКА: I. Организационный момент.
II. Повторение и обобщение пройденного материала по
теме: «Кислород. Получение, свойства и применение
кислорода».
1). Игра - «Интеллектуальное казино».
С каждого ряда приглашаются по четыре человека - игроки 3 команд, остальные учащиеся - зрители. Учитель приветствует команды и напоминает им правила игры.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Учитель сообщает стоимость всего «Банка знаний»: 190 химонов. Учитель задает вопрос и объявляет стоимость вопроса. Учащиеся обсуждают вопрос 30 секунд, отвечает команда, успевшая первой поднять табличку с номером команды. В случае правильного ответа команда зарабатывает в кошель определенное число химонов, если ответ неверный право отвечать получает следующая команда. Если все команды дают неверный ответ, право отвечать и заработать химоны имеют зрители. В конце игры команда запечатывает «конверт - кошель» и сдает учителю, который оценивает работу команд. Личные сбережения учащихся остаются у них до конца урока.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ «БАНКА - ЗНАНИЙ»
1. Закончить фразу: Кислород - это самый ... Ответ: - это самый распространенный химический элемент в земной коре (5 химонов)
2. Благодаря какому процессу на Земле существует свободный кислород?
Ответ: свободный кислород на Земле существует благодаря процессам, фотосинтеза, протекающим в зеленых частях растений на свету, когда из углекислого газа и воды образуются органические вещества и свободный кислород. (15 химонов).
3. Какое соединение является продуктом горения железа в
кислороде? Какова его химическая формула? Ответ: продуктом горения железа в кислороде является железная окалина Fе304 (10 химонов).
4. Чему равна средняя молекулярная масса воздуха? Ответ: средняя молекулярная масса воздуха равна 28,9~ 29 (5 химонов).
5. В каких баллонах хранят и транспортируют кислород? Ответ: кислород хранят и транспортируют в стальных баллонах голубого цвета. (10 химонов).
6. Дорисуйте на доске схему прибора для получения и сбора
кислорода?
Ответ: дорисовать пламя спиртовки, колбу для сбора кислорода вниз дном, или вверх дном в сосуде с водой (вытеснением воды). (15 химонов).
1. В каком количестве вещества сера вступает в реакцию горения с кислородом? Каким пламенем горит и какое соединение при этом образуется?
Ответ: сера вступает в реакцию горения с кислородом по уравнению: S + О2 = SО2 (образуется оксид серы IV или сернистый газ), участвует 1 моль серы, горит ярким синим пламенем. (15 химонов).
8. Эксперимент вопрос: как можно доказать, что в колбе находится кислород? Объясните и докажите экспериментально; (техника безопасности)
Ответ: тлеющей лучинкой, она вспыхнет, т.к. кислород - это газ, поддерживающий горение. (15 химонов).
9. Какая реакция называется реакцией горения, что образуется при реакции горения простых и сложных веществ?
Ответ: реакция горения - это реакция взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом с образованием оксидов и выделением теплоты и света. (5 химонов).
10. Всегда ли при реакции горения углерода в кислороде образуется углекислый газ? При каких условиях возможно образование другого соединения, что это за вещество? Чем оно опасно для человека?
Ответ: при недостатке кислорода при горении углерода образуется оксид углерода (II) (угарный газ) - ядовитое
вещество, вдыхание его паров опасно для жизни человека. (20 химонов).
11. Во что превращается кислород при t=183С и
р=101,325кПа?
Ответ: кислород при этих условиях сжижается и превращается в бледно-синюю жидкость. (15 химонов).
12. Как называется электрохимический способ разложения
воды?
Ответ: электрохимический способ разложения воды называется электролизом воды. (20 химонов)
13. Какое из свойств кислорода вы считаете наиболее важным поддерживать дыхание (т.е. жизнь) или поддерживать горение?
Ответ: поддерживать дыхание - это более важное свойство, т.к. благодаря кислороду существует жизнь на земле.. (10 химонов).
14. Какое из соединений железа богаче железом Fе0 или
Fe2О3 ? Ответ: Мr (FеО) =56+16=72
Мr (Fe2О3)=112+48=160
оксид железа (II) богаче железом, чем оксид железа (III). (15 химонов).
15. Какова сумма всех коэффициентов в управлении
реакции разложения хлората калия? Ответ: 2 КСlO3 = 2KCl + ЗО2 (7). (10 химонов).
16. Кто, по-вашему, может при задержании дыхания дольше обойтись без кислорода воздуха курильщик или спортсмен? Почему?
Ответ: выдержит тот, у которого больше объем легких, но конечно спортсмен, т.к. у него натренированные легкие, ау курильщика легкие ослаблены, загрязненные сажей и др. токсичными смолами. (5 химонов).
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ КОМАНД:
команда, накопившая от 100 химонов и более, получает «5». команда, накопившая от 80 химонов до 100, получает «4». команда, накопившая от 60 химонов до 80, получает «3».
2). После этой работы участники команд занимают свои места и все учащиеся на карточках в течении 5 минут индивидуально выполняют задание, полученное от учителя на карточках. Затем учащиеся попарно меняются своими работами и, глядя на экран, где располагаются ответы, самостоятельно проверяют и оценивают своего соседа. Работы сдают учителю для перепроверки.
III. Изучение нового материала.
1). Открываем тетради, записываем число и новую тему урока.
2). Фронтально учащиеся повторяют знания, полученные о составе и свойствах воздуха на уроках природоведения, биологии и географии, отвечая на вопросы учителя.
3). Затем один из учащихся по схеме - плакату у доски рассказывает об опыте, доказывающим основной состав воздуха (опыт Лавуазье), а учитель показывает опыт, доказывающий состав воздуха (видео ролик).
4). Учитель сообщает, что о жизни и деятельности французского химика Лавуазье подготовлен учащимся специальный материал, с которым желающие могут ознакомится на стенде «К уроку» в рубрике «Жизнь и деятельность замечательных людей».
5). А еще начинает учитель кроме азота и кислорода в конце XIX века в воздухе были обнаружены еще 5 простых газообразных веществ, перечисляет их: гелий, неон, аргон, ксенон, радон и сообщает о их положении в таблице Д.И. Менделеева. В это время выходят учащиеся с сообщением об инертных газах. Учащиеся класса слушают и после выступлений записывают названия инертных газов в свои тетради (на экране презентация энертных газов).
6). Учитель подводит итог сказанному и акцентирует особое внимание учащихся на применении и свойствах инертных газов, поясняет, почему инертные газы называют благородными газами.
7). Учащиеся открывают параграф учебника, находят таблицу «Состав воздуха» и переносят ее в тетрадь.
8). Особое внимание учитель уделяет вопросу о загрязнениях воздуха (рассказ сопровождается презентацией).
Итак, все вопросы рассмотрены, в тетрадях у учащихся записана важнейшая информация о составе воздуха.
IV. Закрепление изученного материала.
Теперь для закрепления полученных знаний предлагается учащимся игра «Да - Нет».
В закрытой коробке (так называется черный ящик) находится нечто относящееся к теме: «Воздух и его состав». Учитель предлагает узнать, что лежит в коробке. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет». Нужно достичь цели, задав учителю наименьшее число вопросов, (в коробке - воздух). Целесообразно сыграть несколько раз, уменьшая каждый раз число вопросов, предшествующих разгадке. Вопросы могут быть следующими, например:
- Это твердое вещество? - Нет.
- Это жидкое вещество? - Нет.
- Это смесь веществ? - Да.
- Это смесь газов? - Да.
- Это окружает нас? - Да.
- Этим мы дышим? - Да.
- Это воздух? - Да.
V. Д/з параграф 22 (самостоятельно изучить горение веществ в воздухе, условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров).
Учитель объявляет конкурс на составление кроссвордов по темам: «Кислород» и «Воздух и его состав».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".
Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....
Урок химии по теме "Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе".
Урок по химии для учащихся 8 класса....
Урок защиты проектов «Изучение состава воздуха. Экологические проблемы загрязнения воздуха и его охрана»
Урок защиты проектов по теме "Состав воздуха, его роль, значение и охрана". Для определения содержания проектов заранее были предложены несколько тем. Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем и...
конспект урока и презентация 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"
урок 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"...
Конспект урока "Воздух. Свойства воздуха".
Конспект урока по учебному предмету "Живой мир" для учащихся 5 класса с ОВЗ....
Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"...
Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"
Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деяте...