Обобщение опыта "Приемы и методы формирования математической грамотности на уроках биологии"
методическая разработка по биологии
Обобщение опыта в рамках семинара: «Формирование функциональной математической грамотности учащихся как ключ к повышению качества образования». Существует единая система оценки качества образования – это ВПР, НИКО, ГИА, олимпиады.
Одной из проблем, решение которых в сфере образования, является ключевой: достижение выпускниками школы высокого уровня функциональной грамотности, одной из составляющих которой является математическая грамотность. Чаще всего мы на уроках биологии формируем грамотность в соответствии со своим профилем, используем рекомендованные дидактические материалы на уроках и во внеурочной деятельности для формирования своего направления функциональной грамотности, т.е. естественно-научной, что вполне обоснованно. Но при этом теряется один из важнейших принципов обучения – интеграции, как комплексного подхода к формированию функциональной грамотности, предусматривающего возможность в рамках одной предметной области формировать все 6 направлений функциональной грамотности.
Предмет биология имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, более того этот предмет представляет огромное поле деятельности. Во – первых в программный материал входит ряд лабораторных и практических работ, включающие в себя задания, направленные на формирование математической грамотности. В данном материале рассматриваются различные приемы формирования математической грамотности на уроках биологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности , в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Лабораторная работа « Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними» (5 класс) На окуляре микроскопа стёрлась надпись, обозначающая увеличение. Найдите увеличение окуляров, если увеличение объектива 40, а общее 800 ? Алексей рассмотрел клетки листа элодеи под микроскопом, на котором было указано : – увеличение объектива — 40; – увеличение окуляра — 10. Какое увеличение даёт данный микроскоп?
Лабораторная работа « Определение составА семян » (6 класс) Используя приведенную ниже таблицу, ответьте на вопросы СОСТАВ СЕМЯН РАСТЕНИЙ Растения Содержание веществ, в % Вода Белки, жиры, углеводы Минеральные соли Пшеница 13,4 84,7 1,9 Подсолнечник 6,7 89,8 3,5 Горох 14,0 83,6 2,4 Лён 8,0 87,4 4,6 В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? В семенах каких растений содержится более 10% воды? В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?
Практическая работа « Определение норм рационального питания » (8 класс) В воскресенье днём 15-летний Константин побывал в историческом музее, а вечером посетил кафе быстрого питания. Константин заказал на ужин следующие блюда: салат мясной, плов с курицей и сок яблочный. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, выполните задания. 1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если Константин питается четыре раза в день. 2) Насколько выбранные Константином блюда соответствуют по содержанию углеводов (в %) ужину? 3) Каково значение минеральных солей в организме подростка? Назовите одно из таких значений. Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин 14% 18% 50% 18% Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании (от суточной нормы ) Возраст, лет Белки, г/кг Жиры, г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал 7–10 2,3 1,7 330 2550 11–15 2,0 1,7 375 2900 16 и старше 1,9 1,0 475 3100 Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность (ккал) Борщ сибирский 4 17 7 200 Рассольник 5 13 17 206 Лапша куриная 12 4 20 165 Плов с курицей 14 18 36 360 Пельмени 11 11 24 250 Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей 16 28 36 470 Сырники со сметаной 24 24 50 540 Блинчики со сгущённым молоком 11 21 74 547 Салат мясной 6 23 10 285 Салат из сельди с яйцом и картофелем 4 6 14 124 Морс клюквенный 0 0 24 100 Сок яблочный 0 0 19 84 Чай сладкий 0 0 14 68
Практическая работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье » (8 класс) Пользуясь таблицей «Влияние курения на здоровье человека», ответьте на вопросы. Таблица « Влияние курения на здоровье человека» Заболевание Некурящие (доля заболевших, %) Курящие (доля заболевших, %) (число выкуриваемых сигарет в сутки) 1–10 11–20 21–30 31–40 Свыше 41 Рак лёгких 2,5 2,5 10 12 34 30 Рак гортани 3,5 15,5 28 48 70 79 Эмфизема (уменьшение площади альвеол) 4 44 59 нет данных 64 68 Ишемическая болезнь сердца 28 36 53 48 60 65 1) Возникновение какого заболевания будет наиболее вероятным, если человек выкуривает 15 сигарет в сутки? 2) Во сколько раз возрастает вероятность развития рака гортани у человека, выкуривающего в сутки 38 сигарет, по сравнению с некурящим человеком? 3) Почему именно у курящих людей вероятность заболеть ишемической болезнью сердца гораздо выше, чем у некурящих (в переводе с греческого языка «ишемия» – задерживание, сдерживание крови)?
Практическая работа «Решение генетических задач» (9 класс) Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А , В , С и укажите расстояние между ними. Какое положение хромосомной теории наследственности определяет принцип расположения генов на хромосоме ? Определите вероятность (%) получения потомков с промежуточным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой при неполном доминировании признака. Ответ запишите в виде числа.
Лабораторная работА «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и кривой » (9 класс) 1. Изучите предложенные объекты одного вида (1 вариант семена фасоли, 2 вариант листья лавра). Измерьте их величину. Полученные данные занесите в таблицу . 2. Выявите: а) V min и V max ; б) определите размах его изменчивости ( V max - V min ); в) величину классового интервала (размах изменчивости разделить на 10); г) среднее значение признака (М = v* p: N, где N – общее число вариантов). 3. Составьте вариационный ряд. Полученные данные занесите в таблицу, в которой в первой строке укажите отдельные значения признака (v), а во второй строке – частоту встречаемости каждого значения (p). Постройте вариационную кривую, отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.
Ресурсы https://fipi.ru / https ://media.prosv.ru/content/? situations=true http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https ://fioco.ru/ru https://vpr.sdamgia.ru/
На рисунках изображена реконструкция растения, произраставшего около 350 млн лет назад . Геохронологическая таблица Ге Эры Периоды Возраст (начало эры), млн. лет Название и продолжительность, млн. лет Название и продолжительность, млн. лет 66 Четвертичный, 2,58 Четвертичный, 2,58 Неоген, 20,45 Неоген, 20,45 Палеоген, 43 Палеоген, 43 252 Меловой, 79 Меловой, 79 Юрский, 56 Юрский, 56 Триасовый, 51 Триасовый, 51 541 Пермский, 47 Пермский, 47 Каменноугольный, 60 Каменноугольный, 60 Девонский, 60 Девонский, 60 Силурийский, 25 Силурийский, 25 Ордовикский, 41 Ордовикский, 41 Кембрийский, 56 Кембрийский, 56 Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде произрастало данное растение. Это растение имеет признаки двух отделов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих отделов?
Михаил Васильевич ломоносов: «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математической грамотности на уроках математики
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...
Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...
Задачи на формирование математической грамотности на уроках истории
Задачи, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках истории в 6 классе....
Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе (Статья)
В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся ...
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...
Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".
Статья содержит материал выступления на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование математической грамотности на уроках физики»
Формирование математической грамотности является важной составляющей образовательного процесса на уроках физики. В ходе выступления рассмотрены эффективные методы интеграции математики и физики для ра...