Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе (Статья)
статья по биологии (6 класс)

Уразова Гульмира Базарбаевна

В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся данной категории. Приведены примеры математических заданий к определенной теме по биологии в 6 классе. Автор приходит к выводу , что введение математических минуток повышает мотивацию к обучению биологии и математики, повышается уровень  математической грамотности.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urazova_statya.doc.docx353.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уразова Г.Б.

Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе.

Аннотация: В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся данной категории. Приведены примеры математических заданий к определенной теме по биологии в 6 классе. Автор приходит к выводу , что введение математических минуток повышает мотивацию к обучению биологии и математики, повышается уровень  математической грамотности.                                                                                        Ключевые слова: навыки XXI века, математическая грамотность, биология 6 класс                                                                                Сегодня, в век информационных технологий, когда многие функции человека заменяют машины, людям стало необходимее проявлять функциональную грамотность:  читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую, креативное мышление. Что же такое  функциональная грамотность? Это навыки познания,  анализа и решения вопросов в быстро меняющемся мире. Одним из видов функциональной грамотности является математическая грамотность.                                        Как трактуется определение понятия «математическая грамотность» в международном исследовании PISA? Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке. [2]                В исследовании уровня сформированности математической грамотности в рамках PISA-2018  приняли участие 7 608 обучающихся из Российской Федерации (всего участвовало 600 тысяч 15-летних обучающихся 79 стран мира). Средний балл по математической грамотности российских школьников  составил 488 баллов, что ниже на 6 баллов среднего балла в 2015 году.                                                                                         Проблема заключается в том, что развивать математическую грамотность нужно не только на предмете математика, но и на всех остальных предметах, в том числе и на уроках биологии.                                 Как же  вводить математические задания на уроки биологии? Сначала,  необходимо выяснить  какие предметные результаты сформированы у обучающихся, какие в настоящее время формируются  в определенном классе. А уже после этого интегрировать ее в предмет.                        Проанализировав тематическое планирование по математике 5-6 классов (А.Г.Мерзляк) сделала выводы, что уже в 5 классе дети решают задачи на проценты, совершают совместные действия с десятичными дробями, переводят из одной единицы измерения в другую, им уже известны доли и дроби, пропорции. В 6 классе вводятся понятия делители и кратные, отношение. Примерно в середине учебного года изучают  круговые и столбчатые диаграммы и лишь в четвертой четверти начинаются темы, в ходе которых изучаются  графики и координатная плоскость.                Способы интеграции математики и биологии: внеурочная деятельность, олимпиадные задания, необычные  практико-ориентированные задания на обобщающих уроках, предметных неделях. Одним из таких способов может стать -  математические минутки в начале или в конце урока.                Примеры заданий математических минуток на уроке биологии в 6 классе (к УМК: под.ред И.Н.Пономаревой)                                                                              Тема: Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений                                                                                                На Земле около 350 тыс. видов растений, из них 73,9 % - цветковые. Сколько всего видов цветковых растений на Земле. Ответ запишите в виде числа.                                                                                                          К 2004 году ученые описали примерно 258, 65 тыс. видов цветковых растений, 16000 видов  мохообразных, 11 тыс. папоротникообразных, 8 тыс. водорослей. Сколько всего видов растений описали ученые к 2004 году, ответ запишите в виде числа.

Тема:  Многообразие жизненных форм растений

https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/49/44468/img5.jpg

Верно ли утверждение?

1.Если взять за кратное срок жизни кустарника, то значения высоты его стволов будут являться делителями;

2. Максимальный возраст деревьев не является кратным максимальному возрасту кустарников;

3. Число 6 – результат деления кратного (максимальной высоты полукустарничков) и делителя (минимальной высоты полукустарничков).

Тема: Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки            После 3 циклов деления образовалось 24 клетки, определите, сколько клеток было перед началом деления;                                                                        Тема: Ткани растений.                                                                                       Размер клетки эпидермиса лука – 400 мкм. Сколько клеток содержит 12мм2 эпидермиса?

Каков размер клеток волокна  льна, если они в 100 раз больше клеток эпидермиса лука?  Ответ запишите в  виде числа.

Тема: Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»    Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину и ширину этих семян. Какое семя больше? Заполните таблицу

Длина

Ширина

Объяснение

Набухшее семя

Сухое семя

Во сколько раз больше?

На сколько % увеличилась длина семени фасоли после набухания?

Тема: Условия прорастания семян                                                           Глубина заделки семян больше размера семени примерно на 75%. На какую глубину нужно заделать семя фасоли размером в 1.5 см?                                Тема: Корень, его строение и значение.                                                                  Длина всех корневых волосков озимой пшеницы составляет 20 см, что увеличивает поглощающую поверхность корня в 15 раз. Рассчитайте, какое количество корневых волосков содержится в корневой системе озимой пшеницы, если средняя длина одного корневого волоска составляет 2,5 мм.                Поверхность надземной части ржи составляет 1,823 м2. Определите общую поверхность корневой системы растения, если она в 130 раз больше надземной части. [1]                                                                                Тема: Побег, его строение и значение                                                          Побег бамбука растет на 0.75 м в длину за сутки. На сколько м изменится длина побега бамбука за неделю?                                                                        Тема: Лист, его строение и значение                                                           Определите тип листа по отношению его длины к ширине, полученный ответ округлите до десятых.

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=409&png=1https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=220&png=1

Тема: Стебель, его строение и значение                                                                Высота стебля пшеницы – 1.5 м, а высота стебля бамбука – 20 м. Во сколько раз высота стебля бамбука больше высоты стебля пшеницы? Ответ округлите до десятых                                                                                                Тема: Цветок, его строение и значение                                                         Диаметр пластинки  белоснежной кувшинки, занесенной в Красную книгу – 30 см, а диаметр ее цветка – 10 см. Определите во сколько раз диаметр пластинки больше диаметра цветка.                        Вольфия бескорневая – самое маленькое цветущее растение, диаметр его цветка примерно равен 0.5 мм. Сколько таких цветков поместится на ногте человека площадью 1.5 см2?                                                                Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов                                  Ученики 6 класса собрали 12 кг плодов клена, дубы и липы, для получения семян лесничеству. Сколько кг плодов клена собрали дети, если плодов дуба и липы было собрано по 20%?                                                                         Тема: Урок – обобщение по теме: «Органы   растений».                  Определите отношение длины диаметра цветка по гербарию фиалки к самому длинному листу; найдите отношение длины стебля к длине корня. Результат запишите.                                                                                Тема: Минеральное питание растений  и значение воды «Лабораторная работа № 2. Передвижение воды и минеральных веществ в растении».Скорость движения воды по сосудам древесины сосны 5мл/ч на 1 см2поперечного сечения. Определите скорость движения воды в (мл/ сутки) по сосудам березы на 1 см2 древесины, если она в 4 раза больше скорости движения воды по сосудам сосны.

Тема: Воздушное питание  растений - фотосинтез

https://otvet.imgsmail.ru/download/047da14d4f6ad70142043e9c6b0f5052_i-142.jpg

Чему равно отношение азота к кислороду в составе воздуха?

Сколько литров кислорода содержится в 100л воздуха?

При фотосинтезе из 6 молекул

углекислого газа и 6 молекул воды образуется 1 молекула глюкозы и 6 молекул кислорода.                                                                                 А) Сколько молекул углекислого газа и воды нужно для образования 3 молекул глюкозы.                                                                                Б) Сколько молекул кислорода образуется при фотосинтезе, если образовалось 4 молекулы глюкозы.                                                                Тема: Дыхание и обмен веществ у растений                                         В процессе дыхания, при разложении одной молекулы глюкозы выделяется 2870 килоджоулей энергии. Сколько молекул глюкозы разложилось во время дыхания, если при этом образовалось11480 килоджоулей энергии?                                                                                        Тема: Систематика растений, ее значение для ботаники                 Из  1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковые относятся -18% видов, розоцветных – 60%, лилейных  - 5%, крестоцветных -10% , ивовых – 7%.  Определите, сколько растений относится к классу Двудольные?                                                                        Тема: Водоросли,  их разнообразие и значение  в природе. Лабораторная работа № 4. «Изучение строения водорослей».                        В водоеме растут зеленые, бурые и красные водоросли. Количество  зеленых водорослей – 40%, а бурых в 2 раза больше, чем красных.        Постройте круговую диаграмму, отражающую  соотношению водорослей в водоеме.                                                                                Тема: Отдел Моховидные Лабораторная работа № 5. «Изучение строения мхов».                                                                                        Из 729 моховидных растений, произрастающих на одном болоте, сфагнума в 2 раза больше, чем льна, но в 3 раза меньше чем маршанции. Найдите количество растений каждого вида.

Тема: Понятие о природном сообществе- биогеоценозе и экосистеме.

Нарисовать организм лесного сообщества на координатной плоскости по заданным координатам

. https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_539e84790991b/img_user_file_539e84790991b_0_18.jpg

Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе

https://pandia.ru/text/81/300/images/img8_10.png

Определить по графику роста березы, сосны, ели:

Какое дерево выше других в возрасте трех лет?

В каком возрасте  высота сосны равна 8 м?

Тема: Смена природных сообществ и ее причины

http://www.forestforum.ru/info/pictures/ris3.gif

На сколько т/га увеличивается масса углерода в экосистеме ельника;

В каком возрасте березняк достигает максимального значения  по массе углерода в экосистеме?

В каком возрасте масса углерода в экосистеме ельника минимальная?

Вывод: Вывод: после внедрения математических минуток на уроки биологии у детей развиваются навыки применения математических действий в определенных ситуациях, повышается мотивация изучения биологии и математики. Развиваются  навыки вычисления процентов, работы с таблицами, графиками, диаграммами.  Ребята осознают важность изучения математики, прослеживая ее тесную связь с другими науками.

Источники литературы:

  1.  https://rosuchebnik.ru/
  2. https://fioco.ru/pisa
  3. Яндекс – картинки

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Уразова Гульмира Базарбаевна, учитель биологии МБОУ «Горьковская СОШ №2» Горьковского района, Омской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности на уроках математики

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Задачи на формирование математической грамотности на уроках истории

Задачи, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках истории в 6 классе....

Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".

                    Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...

Формирование математической грамотности. Конспект урока "Акции в магазине". 7 класс

Технологичекая карта урока функциональной грамотности...

Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики. Задачи мастер-класса:п...

Обобщение опыта "Приемы и методы формирования математической грамотности на уроках биологии"

Обобщение опыта в рамках  семинара:  «Формирование   функциональной математической грамотности учащихся как ключ к повышению качества образования». Существует единая си...