Формирование Естественно- научной грамотности у обучающихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии

В статье  представлен материал ,в котором я опысываю с помощью какого инструментария пытаюсь формировать  естественно- научную грамотность на уроках биологии у обучающихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование естественно-научной грамотности

у обучающихся на уроках биологии

Наталия Фёдоровна Крейда,

учитель биологии

МБОУ СШ № 65 г. Красноярска

        Одной из важных и  актуальных задач в сфере образования на современном этапе является работа учащихся с текстом. Она рассматривается как важное средство формирования функциональной грамотности.   Известный лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев в своем определении под функциональной грамотностью подразумевает, «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

         Читательская и естественно-научная грамотность, являются одной из составляющих функциональной грамотности. Обучая детей учебному предмету «Биология», я выявила проблему: ученики, выучившие теорию, затрудняются пояснить особенности тех или иных биологических процессов, не могут сделать выводы по изученному материалу или выполненному исследованию, следовательно, имеют низкий уровень читательской и естественно-научной грамотности: недостаточно владеют умением использовать различную информацию  биологического содержания и не могут применять  знания на практике.  

        Научить школьников применять полученные теоретические знания на практике,  объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний  мне позволяет методический инструментарий педагогической технологии способа диалектического обучения, который я стала использовать на своих уроках, который содержит компетентностные задания: 1) «Что будет, если…?», «Попробуй объясни…- группа заданий на объяснение явлений и фактов, 2) «Как узнать?» - группа заданий на применение методов познания, 3) «Сделай вывод и поясни…» - группа заданий направлена на формирование умения делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным.

        Задания на установление соответствия можно использовать на уроках биологии, начиная  с 5 класса. Они могут быть разные по характеру и структуре. Например, при изучении темы «Процессы жизнедеятельности растительного организма»  использую задания на сопоставление двух процессов: дыхания и фотосинтеза

Задание: установите соответствие между признаком и процессом, для которого этот признак характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.

 Признак

Процесс

А)

 происходит в клетках с хлоропластами

 1)

              Фотосинтез

2)

 Дыхание

Б)

  происходит во всех клетках

В)

 происходит постоянно

Г)

 происходит с использованием энергии    света

Д)

  органические вещества расходуются

Е)

 органические вещества образуются

        Для подготовки к экзаменам, олимпиадам, исследованиям применяю задания на множественный выбор.

Задание: почему рис выращивают не на склоне холма, а строят террасы? Выберите все верные ответы:

  1. Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений;
  2. На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса;
  3. Стены террас создают бассейны для удержания воды;
  4. Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами;
  5. На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зерна;
  6. Стены террас защищают грядки от разрушения при землятресении.

         На этапе актуализации знаний, с целью повышения интереса у ребят и активизации познавательной деятельности использую прием «значимости». Также он направлен и на формирование практической значимости изучаемого материала.

        Например, контекстное задание, состоящее из коротких практико-ориентированных, ситуационных задач.

        Задача. «Незабываемое лето!»

         Наконец-то наступило лето! Федя и Соня вместе с родителями приехали в деревню. Ребята весь июнь ходили в гости к соседке бабушке Марусе и помогали ей по хозяйству: ухаживали за домашними животными, поливали огород. В начале июля бабушка Маруся получила радостную весть из города, в которой сообщалось, что ее внучка родила сына и бабушку приглашают в гости. Бабушка Маруся решила до конца лета погостить у внучки и попросила ребят присмотреть за своим хозяйством больше всего она переживала за помидоры сорта «Бычье сердце», которые выращивала долгое время из своих семян и всегда гордилась урожаем. Бабушка оставила ребятам инструкцию, в которой подробно написала, как и что необходимо делать с помидорами, чтобы получить урожай, на который рассчитывала вся родня и соседи. Но, к сожалению, ребята не углядели, и часть инструкции была «благополучно» съедена козой. Им пришлось самостоятельно искать информацию в интернете, как ухаживать за помидорами. На сохранившейся инструкции был написан перечень работ по уходу за растениями: поливать, подкармливать, обрабатывать при необходимости от вредителей, формировать куст.

        Задание 1. Федя нашел в интернете разную информацию о норме полива томатов, выращиваемых в открытом грунте. Проанализируйте информацию, представленную в таблицах 1 и2, и помогите Феде выбрать достоверную информацию

Таблица1

Степень водопотребности

Название культуры

Частота полива

Количество воды

Способ полива

Особенности мульчирования или рыхления

Влаголюбивые садовые культуры

Яблоня, груша

0,5

40-50

В приствольный круг

Обязательно взрыхлить

Черешня

0,5-1

20-25

В приствольный круг

Обязательно взрыхлить

Менее влаголюбивые

Айва

0,5

25-30

В приствольный круг

Обязательно взрыхлить

Алыча

0,5

20-25

В приствольный круг

Обязательно взрыхлить

Вишня, слива

0,5

20-25

В приствольный круг

Обязательно взрыхлить

Засухоустойчивые

Абрикос

0,3-0,5

20-25

В приствольный круг

Обязательно взрыхлить

Влаголюбивые ягодные культуры

Малина

1

15-20

гряды

Обязательно мульчирование

Черная и красная смородина

1

15-20

лунки

Обязательно взрыхлить

Менее влаголюбивые

Земляника, ежевика

1

15-20

гряды

Обязательно мульчирование

Засухоустойчивые

крыжовник

0,5

15-20

лунки

Обязательно взрыхлить

Арбуз, дыня

0,5

25-30

лунки

Обязательно взрыхлить

Влаголюбивые овощные культуры

Огурец, капуста

1-2

1-2

30-40

25-30

гряды

Обязательно взрыхлить

Менее влаголюбивые

Баклажан

Перец

Томат

Лук

1

25-30

30-40

гряды

Обязательно взрыхлить

Таблица 2

Возраст рассады

Кол-во рассады

на 1м

Кол-во полива за 10 дней

Расходы раствора на 1 растение

Расход рас-ра

За 1 полив

За 10 дней

За 1 полив

За 10 дней

0-10

50

1

50

50

2,5

2,5

10-20

50

2

50

100

2,5

5,0

20-30

22

3

75

225

1,65

5,0

30-40

22

3

100

300

2,2

6,6

40-50

14

3

150

450

2,1

6,3

50-60

14

3

220

600

2,8

8,4

60-70

14

3

250

750

3,5

10,5

         Задание 2. Федя захотел удивить бабушку Марусю и вырастить помидор – гигант «Супер- бычье сердце!». Он решил добавить большее количество удобрений, прочитав, что они влияют на рост и развитие растений и поэтому плоды будут большего размера. Для этого он поставил эксперимент, один куст обработал удобрениями в большом количестве, чем было написано в инструкции. Предположите, какой может быть получен результат эксперимента у Феди? Ответ обоснуйте.

         Таким образом, используя такие задания, можно проверить не только знания, умения, и навыки, а также сформированность компетенций естественно-научной грамотности, характеризующую естественно-научную и читательскую грамотность школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...

формирование естественно научной грамотности обучающихся

Формирование функциональной грамотности на уроках физики. презентация Формирование естественнонаучной грамотности...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...

Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.

В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности....