Формирование Естественно- научной грамотности у обучающихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии
В статье представлен материал ,в котором я опысываю с помощью какого инструментария пытаюсь формировать естественно- научную грамотность на уроках биологии у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_estestvenno-_nauchnoy_gramotnosti_na_urokah_biologii.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественно-научной грамотности
у обучающихся на уроках биологии
Наталия Фёдоровна Крейда,
учитель биологии
МБОУ СШ № 65 г. Красноярска
Одной из важных и актуальных задач в сфере образования на современном этапе является работа учащихся с текстом. Она рассматривается как важное средство формирования функциональной грамотности. Известный лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев в своем определении под функциональной грамотностью подразумевает, «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Читательская и естественно-научная грамотность, являются одной из составляющих функциональной грамотности. Обучая детей учебному предмету «Биология», я выявила проблему: ученики, выучившие теорию, затрудняются пояснить особенности тех или иных биологических процессов, не могут сделать выводы по изученному материалу или выполненному исследованию, следовательно, имеют низкий уровень читательской и естественно-научной грамотности: недостаточно владеют умением использовать различную информацию биологического содержания и не могут применять знания на практике.
Научить школьников применять полученные теоретические знания на практике, объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний мне позволяет методический инструментарий педагогической технологии способа диалектического обучения, который я стала использовать на своих уроках, который содержит компетентностные задания: 1) «Что будет, если…?», «Попробуй объясни…- группа заданий на объяснение явлений и фактов, 2) «Как узнать?» - группа заданий на применение методов познания, 3) «Сделай вывод и поясни…» - группа заданий направлена на формирование умения делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным.
Задания на установление соответствия можно использовать на уроках биологии, начиная с 5 класса. Они могут быть разные по характеру и структуре. Например, при изучении темы «Процессы жизнедеятельности растительного организма» использую задания на сопоставление двух процессов: дыхания и фотосинтеза
Задание: установите соответствие между признаком и процессом, для которого этот признак характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
Признак | Процесс | |||||||
|
| |||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
Для подготовки к экзаменам, олимпиадам, исследованиям применяю задания на множественный выбор.
Задание: почему рис выращивают не на склоне холма, а строят террасы? Выберите все верные ответы:
- Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений;
- На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса;
- Стены террас создают бассейны для удержания воды;
- Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами;
- На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зерна;
- Стены террас защищают грядки от разрушения при землятресении.
На этапе актуализации знаний, с целью повышения интереса у ребят и активизации познавательной деятельности использую прием «значимости». Также он направлен и на формирование практической значимости изучаемого материала.
Например, контекстное задание, состоящее из коротких практико-ориентированных, ситуационных задач.
Задача. «Незабываемое лето!»
Наконец-то наступило лето! Федя и Соня вместе с родителями приехали в деревню. Ребята весь июнь ходили в гости к соседке бабушке Марусе и помогали ей по хозяйству: ухаживали за домашними животными, поливали огород. В начале июля бабушка Маруся получила радостную весть из города, в которой сообщалось, что ее внучка родила сына и бабушку приглашают в гости. Бабушка Маруся решила до конца лета погостить у внучки и попросила ребят присмотреть за своим хозяйством больше всего она переживала за помидоры сорта «Бычье сердце», которые выращивала долгое время из своих семян и всегда гордилась урожаем. Бабушка оставила ребятам инструкцию, в которой подробно написала, как и что необходимо делать с помидорами, чтобы получить урожай, на который рассчитывала вся родня и соседи. Но, к сожалению, ребята не углядели, и часть инструкции была «благополучно» съедена козой. Им пришлось самостоятельно искать информацию в интернете, как ухаживать за помидорами. На сохранившейся инструкции был написан перечень работ по уходу за растениями: поливать, подкармливать, обрабатывать при необходимости от вредителей, формировать куст.
Задание 1. Федя нашел в интернете разную информацию о норме полива томатов, выращиваемых в открытом грунте. Проанализируйте информацию, представленную в таблицах 1 и2, и помогите Феде выбрать достоверную информацию
Таблица1
Степень водопотребности | Название культуры | Частота полива | Количество воды | Способ полива | Особенности мульчирования или рыхления |
Влаголюбивые садовые культуры | Яблоня, груша | 0,5 | 40-50 | В приствольный круг | Обязательно взрыхлить |
Черешня | 0,5-1 | 20-25 | В приствольный круг | Обязательно взрыхлить | |
Менее влаголюбивые | Айва | 0,5 | 25-30 | В приствольный круг | Обязательно взрыхлить |
Алыча | 0,5 | 20-25 | В приствольный круг | Обязательно взрыхлить | |
Вишня, слива | 0,5 | 20-25 | В приствольный круг | Обязательно взрыхлить | |
Засухоустойчивые | Абрикос | 0,3-0,5 | 20-25 | В приствольный круг | Обязательно взрыхлить |
Влаголюбивые ягодные культуры | Малина | 1 | 15-20 | гряды | Обязательно мульчирование |
Черная и красная смородина | 1 | 15-20 | лунки | Обязательно взрыхлить | |
Менее влаголюбивые | Земляника, ежевика | 1 | 15-20 | гряды | Обязательно мульчирование |
Засухоустойчивые | крыжовник | 0,5 | 15-20 | лунки | Обязательно взрыхлить |
Арбуз, дыня | 0,5 | 25-30 | лунки | Обязательно взрыхлить | |
Влаголюбивые овощные культуры | Огурец, капуста | 1-2 1-2 | 30-40 25-30 | гряды | Обязательно взрыхлить |
Менее влаголюбивые | Баклажан Перец Томат Лук | 1 | 25-30 30-40 | гряды | Обязательно взрыхлить |
Таблица 2
Возраст рассады | Кол-во рассады на 1м | Кол-во полива за 10 дней | Расходы раствора на 1 растение | Расход рас-ра | ||
За 1 полив | За 10 дней | За 1 полив | За 10 дней | |||
0-10 | 50 | 1 | 50 | 50 | 2,5 | 2,5 |
10-20 | 50 | 2 | 50 | 100 | 2,5 | 5,0 |
20-30 | 22 | 3 | 75 | 225 | 1,65 | 5,0 |
30-40 | 22 | 3 | 100 | 300 | 2,2 | 6,6 |
40-50 | 14 | 3 | 150 | 450 | 2,1 | 6,3 |
50-60 | 14 | 3 | 220 | 600 | 2,8 | 8,4 |
60-70 | 14 | 3 | 250 | 750 | 3,5 | 10,5 |
Задание 2. Федя захотел удивить бабушку Марусю и вырастить помидор – гигант «Супер- бычье сердце!». Он решил добавить большее количество удобрений, прочитав, что они влияют на рост и развитие растений и поэтому плоды будут большего размера. Для этого он поставил эксперимент, один куст обработал удобрениями в большом количестве, чем было написано в инструкции. Предположите, какой может быть получен результат эксперимента у Феди? Ответ обоснуйте.
Таким образом, используя такие задания, можно проверить не только знания, умения, и навыки, а также сформированность компетенций естественно-научной грамотности, характеризующую естественно-научную и читательскую грамотность школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...
Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.
quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...
«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...
Приемы формирования естественно – научной грамотности на уроках биологии в рамках подготовки учащихся к реализации международной программы на компетентность PISA"
Материал для выступления на мастер класах, конференциях, методических объединениях...
Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.
В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности....
Подготовка к исследованиям PISA Формирование естественно-научной грамотности средствами предмета «Биология».
Основное направление исследования цикла Pisa...
Рабочая программа по биологии 9 класс по ФГОС -3 с заданиями по формированию естественно-научной грамотности
К каждому уроку подобраны задания по формированю естественно-научной грамотности из PIsa...