Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.
статья по биологии
В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsii.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.
В целях обеспечения реализации программы основного общего образования должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий»
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Типы ЕН знаний:
Физические системы
Живые системы
Земля и Вселенная
Методология
Контекст:
Здоровье
Ресурсы
Окружающая среда
Опасность и риск
Связь науки и технологии
Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:
−научно объяснять явления;
− применять естественно научные методы исследования;
− интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Для формирования оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией.
Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы.
Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:
- Компетентность, на оценивание которой направлено задание ;
- Тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании
- Контекст;
- Познавательный уровень (или степень трудности) задания.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
1. личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями),
2. местном/национальном
3. глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)
Основные требования по подбору заданий для оценки ЕНГ
Сама описанная в задании ситуация представляет собой не знакомый учащимся материал, и именно на этом новом материале им предлагается продемонстрировать свои знания и умения. Это можно считать типичными условиями для демонстрации естественнонаучной грамотности.
1. Контекст должен быть реалистичным, функциональным, естественным: вопросы должны логично вытекать из представленной ситуации.
2. Контекст должен быть эффективным: используйте необходимое количество слов и текстов.
3. Контекст должен быть связан с ранее изученным материалом: если контекст не встречался в учебной программе, он должен соответствовать определенной пройденной теме.
4. Контекст заданий должен быть нейтральным: описанная ситуация и предоставленная информация должны быть основой для правильного ответа всем участникам, различия в культуре, образовании, роде, языке и т.п. не должны влиять на результаты оценивания.
5. Контекст задания должен быть доступен всем тестируемым и не должен нарушать права человека, вызывать эмоциональную реакцию, нарушать (меж)национальные права.
6. Предпочтительно, чтобы контекст задания соответствовал интересам учащихся.
Для заданий по естественнонаучной грамотности в PISA определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания.
Выделяются следующие познавательные уровни:
- Низкий – выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
- Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
- Высокий – анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
Данное направление имеет социальную направленность и ориентировано на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естественнонаучную картину мира.
Достигнутые педагогические результаты обеспечивают:
- высокое усвоение учащимися системы знаний;
- овладение учащимися как теоретическими, так и практическими общенаучными и специальными умениями и навыками;
- развитие мотивов учебной деятельности, познавательных потребностей учащихся;
- повышение адаптивных возможностей учащихся, содействие их успешной социализации, формирование готовности к самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...
Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.
quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...
Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии.
Сформировать естественно-научную грамотность на уроках химии у учащихся....
Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии
В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...
Технологическая карта урока "Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики"
Технологическая карта урока по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ) при разборе заданий формата международного тестирования PISA.Разбор задания PISA по ЕНГ, «Кто дальше и кто ...
Приемы формирования естественно – научной грамотности на уроках биологии в рамках подготовки учащихся к реализации международной программы на компетентность PISA"
Материал для выступления на мастер класах, конференциях, методических объединениях...
Подготовка к исследованиям PISA Формирование естественно-научной грамотности средствами предмета «Биология».
Основное направление исследования цикла Pisa...