Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.
статья по биологии

Светлана Васильевна Степанова

В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.

           

        В целях обеспечения реализации программы основного общего образования  должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий»

      Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

      Типы ЕН знаний:

Физические системы

Живые системы

Земля и Вселенная

Методология

         Контекст:

Здоровье

Ресурсы

Окружающая среда

Опасность и риск

Связь науки и технологии

        Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:

научно объяснять явления;

 применять  естественно научные методы исследования;

 интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

      Для формирования оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией.

        Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы.

        Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:

  • Компетентность, на оценивание которой направлено задание  ;
  • Тип  естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании
  • Контекст;
  • Познавательный уровень (или степень трудности) задания.

 При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:

 1. личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями),

2. местном/национальном

 3. глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)    

  Основные требования по подбору заданий для оценки ЕНГ

          Сама описанная в задании ситуация представляет собой не знакомый учащимся материал, и именно на  этом новом материале им предлагается продемонстрировать свои знания и умения. Это можно считать типичными условиями для демонстрации естественнонаучной грамотности.

 1. Контекст должен быть реалистичным, функциональным, естественным: вопросы должны логично вытекать из представленной ситуации.

2. Контекст должен быть эффективным: используйте необходимое количество слов и текстов.

 3. Контекст должен быть связан с ранее изученным материалом: если контекст не встречался в учебной программе, он должен соответствовать определенной пройденной теме.

 4. Контекст заданий должен быть нейтральным: описанная ситуация и предоставленная информация должны быть основой для правильного ответа всем участникам, различия в культуре, образовании, роде, языке и т.п. не должны влиять на результаты оценивания.

5. Контекст задания должен быть доступен всем тестируемым и не должен нарушать права человека, вызывать эмоциональную реакцию, нарушать (меж)национальные права.

6. Предпочтительно, чтобы контекст задания соответствовал интересам учащихся.

      Для заданий по естественнонаучной грамотности в PISA определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания.

        Выделяются  следующие  познавательные  уровни:

  • Низкий – выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике  или  в  таблице.
  • Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц  или  графиков.
  • Высокий – анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Данное направление имеет социальную направленность и ориентировано на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естественнонаучную картину мира.

Достигнутые педагогические результаты обеспечивают:

- высокое усвоение учащимися системы знаний;

- овладение учащимися как теоретическими, так и практическими общенаучными и специальными умениями и навыками;

- развитие мотивов учебной деятельности, познавательных потребностей учащихся;

- повышение адаптивных возможностей учащихся, содействие их успешной социализации, формирование готовности к самоопределению.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...

Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии.

Сформировать  естественно-научную грамотность на уроках химии у учащихся....

Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии

В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...

Технологическая карта урока "Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики"

Технологическая карта урока по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ) при разборе заданий формата международного тестирования PISA.Разбор задания PISA по ЕНГ, «Кто дальше и кто ...