Урок по теме "Опорно-двигательная система"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Раскрыть основные фунуции опорно-двигательной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oporno-dvigatelnaya_sistema.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
Заболевания опорно-двигательной системы.
(Предпрофильная подготовка 9 класс).
Цель урока: раскрыть основные функции опорно-двигательной системы; сформировать знания о строении и свойствах костей, химическом составе; познакомить со строением и функциями отделов скелета человека; охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; определить цели доврачебной помощи.
Оборудование: модель скелета человека, микроскопы, микропрепараты, таблицы, мультимедийное пособие.
Ход урока:
- Организационный момент
- Изучение темы
Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать разные предметы.
- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем ползаем, плаваем, совершаем каждый день тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой организм, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
Для установления истины мы проведем особое совещание, которое назовем «консилиум».
На наш консилиум приглашены: врачи - травматологи, врач - инфекционист, врач-диетолог, врач – терапевт, педиатр, инструктор по лечебной гимнастике.
Как на любом совещании необходимо определить круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим:
- Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функции.
- Причины, вызывающие заболевания опорно-двигательного аппарата.
- Как правильно оказать первую помощь при травмах ОДС.
Проведем предварительное знакомство со строением кости и скелета.
ДИСК 1, скелет -4
А) ОБРАЗОВАНИЕ КОСТЕЙ;
- Почему в костях образуются полости?
Поверхность костей покрывает надкостница. Её клетки аккуратно, слой за слоем откладывают новое костное вещество. Благодаря этому кость растет в толщину. Другие клетки (остеокласты), находящиеся на ее внутренней поверхности, «вгрызаются» в плотное вещество кости и растворяют его. Благодаря этому расширяется полость кости, и она становится трубкой.
№2 – фрагмент образование кости.
№3 - СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ;
Кости отличаются друг от друга формой и размерами. Различают длинные, короткие и плоские кости. Кости образованы соединительнотканной костной тканью. В ней выделяют: компактное вещество, губчатое вещество, надкостницу.
- Компактное вещество (увеличить изображение)
Наружный слой кости с концентрическими кругами, окружающие канала, по которым проходят кровеносные сосуды. Компактное вещество находится в тех частях, которые выполняют функцию опоры.
- Губчатое вещество (увеличить изображение)
– разновидность костной ткани, представляющая собой сеть костных перегородок, между которыми находится пространство, заполненное красным костным мозгом. Выглядит, как пористая структура, напоминающая губку. Придает кости легкость и порочность.
- В Надкостнице – расположены кровеносные сосуды, обеспечивающие кровоснабжение кости. Надкостница вырабатывает клетки – остеобласты. Эти клетки дают начало новой костной ткани.
№4 - ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТЕЙ
Описание на схеме.
Неорганические вещества придают кости твердость.
Органические – гибкость, упругость.
№5 - ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ
(увеличить рисунок красный и желтый костный мозг)
Полости костей заполнены костным мозгом. Это рыхлая мягкая ткань, похожая на желе, однако она не влияет на механическую прочность скелета.
Красный костный мозг – главный кроветворный орган.
Желтый костный мозг – состоит в основном из жировой ткани.
№13 - ХРЯЩИ.
Места где кости сочленяются друг с другом покрыты суставными хрящами. Хрящевая ткань состоит из межклеточного вещества, которое состоит из воды и связана с крупными молекулами полисахаридов и особых белков.
Показать на экране: Суставы
Ребра
Другие хрящи.
№6 - СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА.
Сразу запускаем «летающего скелета»
Скелет представляет единое прочное образование. При любом движении все наши органы опираются на кости. В скелете человека более 200 костей.
Закрыть «летающего скелета» и отобразить осевой и периферический скелет – прослушать диктора.
У вас на столах тематические карты: Вам необходимо рассмотреть под микроскопом микропрепараты и выполнить задания. Время выполнения 5 минут.
Пока работают с микроскопом поменять диск 2 и установить тему 34: Заболевания опорно-двигательной системы
Заболевания опорно-двигательной системы.
Диск 2 – 34 заболевания ОДС.
«Движение может заменить любое лекарство» - Тиссо.
Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека, но современный человек все больше времени проводит за письменным столом и все меньше выполняет физической работы. Учащиеся проводят за партой 5-6 уроков и только 2 раза в неделю занимаются физкультурой.
Предоставим слово педиатору Мараовой Залине
*Врач педиатр.
№2 – сколиоз, поясничный лордоз, грудной кифоз.
Сколиоз, поясничный лордоз, грудной кифоз (причины заболеваний, диагностика, профилактика)
- Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. При правильной осанке плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка).
К нарушениям осанки приводит неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело и не тренированность мышц.
- Боковое искривление – СКОЛИОЗ.
А) Как правильно сидеть за партой.
Б) распределение нагрузки при ходьбе ( ранец или сумка)
В) как правильно поднимать тяжести.
В легких случаях сколиоз можно исправить физическими упражнениями.
№3 – Видео лечебная гимнастика
*Инструктор по лечебной гимнастике. Куннаев Камиль
1. Растяжка нижнего отдела спины: *сядьте на стул, разведите колени, * наклонитесь вперед, опустите руки, полностью расслабитесь, опустите голову, расслабив шейный отдел позвоночника.
2. Вертикальная растяжка: *сядьте на край стула, * руки поднимите как можно выше, стараясь максимально вытянуться.
3. Поворот на стуле: *сядьте на краешек стула, левым боком к спинке, *соедините ступни и колени, прижмите ноги друг к другу, * положите руки на спинку стула, *на вдохе выпрямите спину, на выдохе повернитесь лицом к спинке стула всем корпусом, * расслабьтесь и повторите упражнение в другую сторону.
№6 Заболевания ОДС.
А что еще может вызвать заболевания ОДС. Слово предоставляется врачу – теравевту
Щербаковай Алене
*Врач терапевт.
Подагра – это заболевание, возникшее в результате нарушения обмена мочевой кислоты и отложение её солей в суставах, что влечет за собой деформация и болезненность в движениях. Основным лечением этого заболевания является соблюдение диеты, из которой исключены продукты, содержащие мочевую кислоту и ее соли.
*Остеопороз – это заболевание, характеризующееся разрушением костного вещества и патологической перестройкой костных балок, в результате чегокости становятся хрупкими и легко ломаются. Остеопороз часто связан с гормональными изменениями в организме и характерен для женщин в период менопаузы и после нее. Лечение остеопороза заключается в приеме недостающих организму гормонов (заместительная гормональная терапия) и препаратов кальция для повышения прочности костной ткани.
*Остеохондроз.
- Между позвонками находятся позвоночные диски. Это соединительнотканные образования, внутри которых имеется желеобразная масса, или пульпозное ядро. Эти диски обеспечивают амортизацию человеческого тела при ходьбе и придают гибкость позвоночному столбу.
Остеохондроз – это заболевание, при котором пульпозное ядро диска сдавливается, в результате чего соседние позвонки сближаются. Это может привести к ущемлению корешка спинного нерва, которое вызывает сильнейшую боль. Лечение остеохондроза заключается в уменьшении нагрузки на ущемленный диск и нервные корешки путем специальных физических упражнений или операции.
*Врач инфекционист Андреева Наталья
*Врач инфекционист.
№4* Ревматизм – это инфекционно-аллергическое заболевание бактериальной природы, при котором в основном поражаются сердце и суставы. Если преобладает поражение суставов, то заболевание называется ревматоидным артритом. Суставы человека долгое время страдающего этим заболеванием, деформируются, а движения в них вызывают сильную боль.
№6 *Полиомиелит, или болезнь Гейне-Медина, характеризуется повреждением серого вещества спинного мозга и других отделов ЦНС с развитием мышечных параличей, поражением слизистой оболочки кишечника и носоглотки.
Во всем мире проводится профилактика этого заболевания с помощью специальной вакцины в раннем детстве.
*Столбняк (тетанус) – тяжелое острое инфекционное заболевание характеризующееся поражением нервной системы и проявляющееся судорогами скелетной мускулатуры, приводящим к смерти от удушья. Болезнь вызывается бактерией CLOSTRIDIUM TETANI, которая размножается в глубоких плохо обработанных ранах. Попадая в кровь, бактерия выделяет свой токсин, действующий на нервные клетки.
В медицинской практике существует правило: при угрозе развития столбняка (при ранениях, ожогах, обморожениях и др.) осуществляют экстренную его профилактику противостолбнячной сывороткой.
№7 *Врач травматолог.
*Ушибы и кровоизлияния.
* Разрывы связок (смещение суставов, мягкие ткани болезненные. ПП – компресс, фиксация)
* Вывих – разрыв суставной капсулы и окружающих тканей, кровотечение в полость сустава.
ПП – обезболивание. Фиксирующая повязка, шины)
- Переломы (увеличить) – трещина, перелом со смещением, открытый перелом.
№8 Наложение шины.
№9
№10 – если успеем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки-презентации по теме "Системы счисления" с практическими заданиями
В презентациях дается наглядное объяснение нового материала. После объяснения предлагается задание на закрепление.Урок "Система счисления" :историческая справка, описание позиционной и непозиционной с...
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Презентация к уроку «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»
В данной презентации прослеживается единная логика сложения и вычитания чисел, что в 10-й системе счисления, что в любой другой системе счисления (например, в 8-й системе счисления)....
План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"
Мной разработана система уроков по проблеме "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй. Тема урока: "Структура сочин...
Технологическая карта урока для 6 класса. Системы объектов. Состав и структура системы.
Технологическая карта урока для 6 класса. Системы объектов. Состав и структура системы....