разработка урока по биологии о деревьях
план-конспект урока по биологии (6 класс)
разработка урока по биологии о деревьях 6 кл "Жизненная форма растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelno_o_derevyah.docx | 21.35 КБ |
zhiznennye_formy_rasteniy_6_kl.docx | 280.76 КБ |
kartochki_dlya_uchashchihsya.docx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Все деревья — многолетние растения. Самые долговечные из них относят к группе цветковых растений. Каштан благородный может жить до 2000 лет, дуб — до 1000 лет, бук — до 900 лет.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько стволов разной толщины и высоты. Стволы отходят от общего основания, скрытого под землей. Продолжительность жизни одного стволика с кроной 15—25 лет, но они сменяют друг друга в течение сотен лет. Таким образом, общая продолжительность жизни кустарника может быть больше, чем у дерева.
Кустарнички — жизненная форма многолетних растений. Они похожи на кустарники, но меньше их по размерам. Зимой кустарнички полностью укрыты снегом. Примеры — брусника, черника, вереск.
У полукустарников часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон. Это полудревесные-полутравянистые растения, такие как некоторые виды полыни, тимьян.
Травы, как правило, имеют зеленый стебель. У многих трав надземная часть ежегодно отмирает. Высота травянистых растений меньше, чем у деревьев и кустарников, но есть и очень высокие травы. Жизнь однолетних трав укладывается в один вегетативный период (овес, просо, пастушья сумка). Двулетние травы в первый год жизни образуют только вегетативные органы, в которых накапливают много органических веществ, а на второй год происходит цветение и плодоношение (капуста, свекла, чертополох). Многолетние травы впервые зацветают на 5— 10 год жизни, а затем несколько лет цветут и плодоносят (ландыш, копытень).
Жизненная форма | Особенности внешнего строения |
Деревья | Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста) |
Кустарники | Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты |
Кустарнички | Несколько одревесневших невысоких стволиков |
Полукустарники | Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон |
Травы | Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают |
Дополнительный материал
Генерал из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” говорил, что булки на дереве родятся “в том самом виде, как их утром к кофею подают”. Читатели смеются над этим генералом. А ведь в некоторых тропических странах действительно есть такие сказочные деревья!
Растительный мир планеты настолько разнообразен, что у человека, попавшего в экстремальные условия в тайге, джунглях, горах и пустынях, есть возможность выжить и не погибнуть от голода и недостатка воды. Только необходимо знать, какие виды растений и где обеспечат ему пропитание.
В Австралии прекрасно утоляет жажду сок казуарины. Приятную на вкус жидкость можно получить, отпилив или отломав большую ветку этого дерева. На этом континенте обитает брахихитон наскальный, или бутылочное дерево. В его стволе содержится сладкий сок, густой, как желе, а между корой и древесиной помещен запас воды. Сердцевину, как и листья, животные едят в трудное для них время, так что вся “бутыль” может быть выпита и съедена без остатка.
Накапливает воду и квинслендское бутылочное дерево. Оно по своей форме действительно похоже на бутылку, только многокамерную. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях Австралии, а в дождевых тропических лесах не встречаются. Второй резервуар помещается в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого сгустившегося в желе сока, очень полезного и питательного.
На островах Тихого океана используют для питья сок пальмы. Для этого срезают на пальме цветоножку и собирают сок во флягу или в колено бамбука. Кокосовая пальма — лучший друг путника: она не только утолит жажду, но и обеспечит едой.
Некоторые африканские деревья собирают дождевую воду. Резервуарами у них служат естественные углубления ствола, а у старых деревьев — дупла. Охотникам и путникам часто приходится пробивать в стволе дерева отверстие, чтобы добыть воду из такого хранилища. В африканской саванне большим количеством дождевой воды заполняется и полый ствол баобаба.
В пустынных и маловодных гранитных горах Юго-Восточной Африки встречается растение с экзотическим названием “дерево-фляга”. Его мягкая древесина способна впитать в себя невероятное количество воды, за счет чего ствол сильно распухает.
В пустынях умеренного пояса обитает растение-паразит — заразиха. Из полого подземного стебля заразихи можно добыть до полутора литров чистой, прохладной воды.
Утоляют жажду и многие кактусы. В их мясистом теле содержится много жидкости, пригодной для питья.
Молочное дерево, или коровье дерево, растет в лесах Центральной и Южной Америки. Как и многие другие представители тутовых, оно выделяет млечный сок, но, в отличие от млечных соков других растений, он не ядовит, а вполне съедобен и даже вкусен. Состоит этот сок из воды (57%), растительного воска (37%), сахаров и смол (5—6%). В отличие от настоящего молока млечный сок молочного дерева имеет более густую вязкую консистенцию и бальзамический аромат. Это “молоко” не портится в течение недели даже в условиях тропического климата, хорошо смешивается с водой в любых пропорциях, при этом не сворачиваясь. Оно широко употребляется местным населением в пищу как замена коровьему молоку. При кипячении на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки.
Мыльное дерево, или сапиндус, растет на полуострове Флорида и островах Вест-Индии. Название “индейское мыло” (лат. sapo — мыло, indicus — индейский) было дано растению Карлом Линнеем. Ботанику было известно об использовании индейцами плодов этого дерева при отбеливании тканей. Если растереть плоды, получается мыльная пена. Ткани, выстиранные в этой пене, никогда не линяют и не блекнут.
Колбасное дерево, или кигелия перистая, из семейства бигнониевых свое название получило за плоды, похожие на крупные ливерные колбаски длиной до 60 см. Масса этих плодов может достигать несколько килограмм. Африканцы лечат плодами колбасного дерева ревматизм, змеиные укусы, а также считают, что с их помощью можно изгонять злых духов и останавливать торнадо. Из плодов делают слабоалкогольный напиток. Свежие плоды ядовиты и обладают сильным слабительным эффектом. Для употребления в пищу их сушат, жарят или ферментируют.
Свечное дерево, или парментьера съедобная, — это довольно большое дерево с гигантскими листьями, напоминающими листья акации. Плод состоит из очень жесткой кожуры, внутри находится немного мякоти с крупными семенами. Мякоть по вкусу напоминает яблоко, только слаще. В плодах свечного дерева большое количество растительных масел, благодаря чему их действительно используют в качестве свечей. Люди вставляют в такой плод фитилек, и “свечка” (которая, кстати, горит очень ярко и без копоти) готова.
В полутора тысячах километров от Африканского материка в безбрежных просторах южной части Атлантического океана затерялся маленький островок Св. Елены. Знаменит остров тем, что здесь долгие годы провел в изгнании Наполеон Бонапарт. По склонам центрального островного хребта до высоты 600 м растут необычные капустные деревья. Их листья собраны в виде плотных соцветий на концах ветвей и немного напоминают кочан капусты. Конечно, никакого отношения к этому овощу они не имеют. Археологические находки подтвердили, что листья капустных деревьев употреблялись в пищу древними людьми. Сегодня эти растения в кулинарии не используются.
Растения-рекордсмены
Миддлемист красный — самый редкий цветок в мире. Британский садовник Джон Миддлемист, путешествуя в 1854 г. по Китаю, был очарован алой розой, которую он совершенно случайно обнаружил. Он выкопал цветок и привез его в Британию, чтобы посадить в теплице Соединенного Королевства. Он даже не мог предположить, что благодаря этому он спас последний экземпляр цветка в мире. В честь его и была названа эта алая роза.
Сосна Мафусаил — самое древнее дерево в мире. Ее возраст превышает 4850 лет. Растет это величественное дерево в США, в горах Уайт-
Маунтинс на высоте 3000 м. Ее точное место нахождения знают только ботаники, которые ведут наблюдение за сосной и стремятся уберечь ее от вандализма. Ведь туристов, желающих с ней сфотографироваться или оторвать на память кусочек коры, тысячи.
Самым высоким из ныне живущих деревьев является секвойя Гипер- ион, которая растет в национальном парке Редвуд (США, штат Калифорния). Высота Гипериона составляет 115,5 м. Этому дереву около 800 лет.
Самое длинное растение — ротанговая пальма, длина ее стебля достигает 300 м.
Самый большой живой организм на Земле — Пандо — клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тыс. стеблей происходят от одного тополя, жившего около 80 тыс. лет назад, и имеют единую корневую систему, т. е. могут быть названы единым организмом.
Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской, находящаяся недалеко от острова Ибица в Средиземном море. Размер этой колонии около 8 км, а возраст — до 100 тыс. лет.
Самое большое дерево на Земле — секвойядендрон гигантский (ма- монтово дерево) “Генерал Шерман”. Оно содержит 1487 м3 древесины и достигает в высоту более 83 м. Окружность ствола - 31,3 м, а диаметр у основания — 11,1 м. Масса этого дерева — около 1910 т, что в 10 раз больше массы самого крупного животного организма — синего кита.
В список всемирного наследия ЮНЕСКО включен таксодиум мексиканский “Дерево Туле”, произрастающий в городе Санта- Мария-дель-Туле. Окружность ствола этого дерева — около 36,2 м. Высоту дерева очень трудно измерить из-за широкой кроны, но считается, что она составляет 35,4 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля.
Самое быстрорастущее растение — японский бамбук мадаке, который за сутки может вырасти больше чем на 1 м.
Самые длинные корни (120 м) у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).
Самые крупные листья — у бразильской пальмы рафия тедигера. Они достигают более 22 м в длину, а ширина этих листьев составляет почти 12 м.
Предварительный просмотр:
Учебное учреждение: МОУ «Лапшинская ООШ»
Класс: 6
ФИО: Кузнецова Наталья Алексеевна
Предмет: интегрированный урок – биология, изобразительное искусство
Тема программы; Наука о растениях – ботаника.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология построения урока: системно -деятельностная
Цель: познакомить учащихся с жизненными формами растений.
Тема урока ″Многообразие жизненных форм растений.″
(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку в электронном виде, репродукция картин в электронном виде, карточки-задания.
Цели урока:
Образовательные: формировать понятия «жизненные формы растений», показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.
Развивающие: уметь планировать последовательность действий для достижения поставленной цели, развивать творческую активность учащихся;
Воспитательные: воспитывать в детях ответственность, взаимопомощь и взаимоуважение.
Задачи урока: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Планируемые результаты обучения, уровень достижения целей:
Предметные
Представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав
Усвоено понятие «жизненные формы растений», характеризуют отличительные свойства жизненных форм растений
Регулятивные
Определяют цель урока, тему урока;
Планируют свои действия
Организовывают свою деятельность, включены в различные виды деятельности.
Познавательные
Умеют анализировать;
Составляют ответы на вопросы.
Структурируют собственные знания, осознанно строят речевые высказывания.
Коммуникативные
Умеют слушать и вступать в диалог;
Участвуют в коллективном обсуждении вопроса
Личностные
Ориентируются в межличностных отношениях, умеют выделять нравственный аспект поведения.
Управляют своим поведением; взаимоуважение.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята.
1.Мотивация.
Послушайте загадки и отгадайте тему урока. Отгадки записывайте в тетрадь столбиком через 3 строчки.
- Форму растенья узнаешь, конечно,
Ствол есть центральный, кора безупречна,
Крона покрыла весь ствол там и тут.
Много годков те растенья растут.
(деревья)
- Мы на деревья немножко похожи:
Плотной корой одеваемся тоже,
Только центральный отсутствует ствол,
Мы в высоту чуть поменьше растем.
Стволиков много на корне у нас
И долгожители есть среди нас.
(кустарники)
- Братья родные кустарникам мы,
Ростиком только не вышли, увы!
(кустарнички)
- Не имеем мы коры,
Стебли наши зелены.
До полметра вырастаем,
Ковром землю одеваем.
(травы)
- Какая у нас сегодня тема урока? (Формы жизни растений)
- Поставьте цель урока, что мы должны узнать о деревьях, кустарниках, травах.
2. Изучение нового материала.
Самая крупная жизненная форма растений – это деревья. Какие породы деревьев вы знаете?
Давайте поиграем в игру «Кто больше?». Ваша задача называть по очереди с места известные деревья (лиственные и хвойные, произрастающие в разных природных зонах). На ком остановится перечисление, тот выиграл и получает дубовый лист.
Примеры: кедр, пихта, кипарис, туя, дуб, берёза, липа, тополь, каштан…
- Запишите 5 деревьев в тетрадь, которые назвали ваши одноклассники и не назвали вы.
- Давайте вместе дадим определение «Дереву».
- Проверьте определение по учебнику.
- Запишите в тетрадь определение, там, где у вас написана отгадка. (Для этого мы оставляли 3 строчки)
- Что общего во внешнем облике этих растений? ( ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И КРОНА) Нарисуем схему дерева.
Вы сейчас были художниками, рисовали дерево. А если художник нарисует картину с деревьями природой, как такой жанр называется?
- Правильно, пейзаж.
- Каких художников - пейзажистов вы знаете?
Посмотрите несколько репродукций.
Слайд № 3,4,5.
- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется? (кустарник)
- Попробуйте сами составить определение.
- Проверьте определение по учебнику, запишите в тетрадь.
– Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько стволов разной толщины и высоты. Стволы отходят от общего основания, скрытого под землей. Продолжительность жизни одного стволика с кроной 15—25 лет, но они сменяют друг друга в течение сотен лет. Таким образом, общая продолжительность жизни кустарника может быть больше, чем у дерева. Высота кустарников колеблется от 0,8 до 6 метров в высоту.
- Зарисуйте схему кустарника.
- Продолжим нашу игру «Кто больше?». Ваша задача называть по очереди кустарники, произрастающие в любой местности.
Примеры: крыжовник, смородина, рябина красная, черноплодная рябина (арония), сирень, пион, шиповник, калина, жимолость, магнолия, гортензия, миндаль, ирга, айва, можжевельник …
Последнему, назвавшему кустарник, выдаётся лист сирени.
-Как вы думаете, художники рисовали перечисленные вами кусты?
Посмотрим несколько картин.
Слайд № 6, 7, 8.
- Как вы думаете, чем отличаются кустарники и кустарнички?
Правильно, низкие кустарники высотой до 50 см. называются – кустарнички.
Кустарнички — жизненная форма многолетних растений. Они похожи на кустарники, но меньше их по размерам. Зимой кустарнички полностью укрыты снегом.
- Найдите определение в учебнике, перепишите в тетрадь.
- Нарисуйте схему кустарника, самостоятельно по имеющимся данным.
Снова поиграем в игру «Кто больше?» Закончивший последним игру, получает ветку брусники.
Примеры: брусника, черника, вереск, клюква, малина, голубика...
- Вспомним репродукции картин с ягодными кустарниками.
Просмотр репродукций.
Слайд № 9,10.
-Ребята, оказывается, есть ещё форма растений полукустарники. Полукустарники – это многолетние растения, у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год – это годичный побег с листьями и плодами (полынь, тимьян).
- Самая распространенная жизненная форма на Земле – это травы.
- Дайте определение траве.
- Правильно, травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие.
- Найдите определение в учебнике, перепишите в тетрадь.
Игра «Кто больше?» Назовите известные вам травы. (Одуванчик, кипрей, зверобой, лопух, лебеда, пастушья сумка, пижма…)
Лучшему знатоку трав выдается стебель зверобоя.
- Оказывается, художники видели красоту и в простых травах.
Просмотрим несколько репродукций.
Слайды № 11, 12,13.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок (поднимаем руки вверх-вниз).
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай. Утром солнышко встречай (вращаем головой). Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений). Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
- Продолжаем урок.
- Как вы думаете, такое большое количество трав, можно как-то структурировать по группам?
Правильно, все травы можно разделить на:
- многолетние (вырастают ежегодно из зимующих почек на подземных органах);
- двулетние (вырастают в первый год жизни вегетативные органы, а цветки и семена образуются на 2 год жизни);
- однолетние (вырастают каждый год из семян и образуют семена в течение одного вегетативного сезона)
Просмотр слайдов № 14,15,16.
Зачертим схему.
- Почему эти растения так разделили?
Обсуждение таблицы.
Подведём итог урока.
- С какими жизненными формами растений вы познакомились. Давайте зарисуем общую схему изученного на уроке.
Просмотр слайда № 17
Самостоятельная работа.
- Выполните задание, заполните таблицу.
Жизненная форма | Виды растений | Среда обитания | схема |
Деревья | |||
кустарники | |||
кустарнички | |||
травы |
- Выполните следующее задание, соедините стрелками.
Жизненная форма | Особенности внешнего строения |
Деревья | Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают |
Кустарники | Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты |
Кустарнички | Несколько одревесневших невысоких стволиков |
Полукустарники | Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты |
Травы | Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста) |
Правильный ответ.
Жизненная форма | Особенности внешнего строения |
Деревья | Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста) |
Кустарники | Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты |
Кустарнички | Несколько одревесневших невысоких стволиков |
Полукустарники | Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон |
Травы | Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают |
- А сейчас мы с вами снова поиграем.
Игра ромашка «Жизненные формы растений»
(На лепестках ромашки находятся вопросы)
- какие жизненные формы растений вы знаете?
- как называются многолетние растения с хорошо выраженным стеблем и ветвями?
- какие жизненные формы растений бывают однолетними, двулетними и многолетними?
- какая жизненная форма у шиповника?
- какая жизненная форма у березы?
- какая жизненная форма у брусники?
- какая жизненная форма у ромашки?
- какая жизненная форма растений преобладает в лесах?
Раздаются карточки для самостоятельной работы № 1, 2, 3.
Послушайте отрывок песни (начало песни), какая проблема здесь открывается? Предложите варианты решения проблемы.
Проблемный вопрос.
- Давайте вспомним растения, которые называются суккуленты.
- В какой природной зоне они растут?
- почему они растут в засушливом климате, а не у нас в умеренном климатическом поясе?
Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним основное.
-Какие жизненные формы растений вы знаете?
Ребята, которые получили, все 4 листа и стебли растений, получают отметку «5».
Проблемный вопрос.
- Обратите внимание на листья и стебли, полученные учениками в течение игры. Это листья дуба и сирени, ветки зверобоя и брусники. Найдите общую связь, между ними. (Они все лекарственные)
- В природной зоне «тайга» растения находятся в основном, в каких жизненных формах?
- А в тундре?
Сделайте вывод.
Рефлексия.
Оцените свои знания по теме до урока и в конце по пятибалльной шкале.
- Что вы знали до урока?
- Сколько баллов вы поставите себе после урока?
Открытый банк заданий ОГЭ
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности.
|
Д/з. 1. Прочитать параграф и ответить на вопросы, выучить определения.
- Генерал из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” говорил, что булки на дереве родятся “в том самом виде, как их утром к кофею подают”. Читатели смеются над этим генералом.
- Существуют ли в природе такие сказочные деревья?
3. В течение урока, самые активные получили листья сирени, дуба, стебель зверобоя и брусники, вы сделали вывод, что эти все растения лекарственные. Подготовьте доклад об одном растении, от каких болезней оно лечит?
4.Заполните таблицу.
Растения | Жизненная форма (по размеру) | Жизненная форма (по возрасту) |
Редька | ||
Шиповник | ||
Лук луговой | ||
Лён долгунец | ||
Картофель | ||
Перец | ||
рожь | ||
Кукуруза | ||
Ковыль | ||
Фасоль | ||
Клевер |
Примерные ответы (проверяется на следующем уроке)
Используемые сайты.
- https://infourok.ru/razrabotka-uroka-zhiznennie-formi-klass-1728389.html
- https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/07/10/biologiya-6-klass-tema-uroka-mnogoobrazie-zhiznennyh-form
- https://uchitelya.com/biologiya/83726-konspekt-uroka-zhiznennye-formy-rasteniy-6-klass.html
- https://www.uchportal.ru/load/74-1-0-11794
- https://compendium.su/biology/6klass_1/3.html
- https://floramir.ru/razrabotka-urok-zhiznennye-formy-rasteniy/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс
Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Разработка урока на тему "Изготовление "Дерева-счастья"
Цель урока- научиться изготовить из бисера "Дерево-счастья". Ознакомить учащихся с историей бисера, бисероплетения и украшениями из бисера разных народов.В конце урока каждый должен сделать свое "Дере...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...