Этапы развития наземных растений основных систематических - конспект урока
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Этапы развития наземных растений основных систематических групп
Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхождении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представление о методах изучения вымерших растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_nazemnyh_rasteniy_osnovnyh_sistematicheskih_grupp.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития наземных растений основных систематических групп
Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхождении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представление о методах изучения вымерших растений.
Ход урока
- Актуализация знаний
Игра «Узнай меня
- Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
На Земле существует большое количество разнообразных растений. Такое многообразие порой удивляет и заставляет думать: «Неужели эти такие разные по своему внешнему виду, строению и местам обитания организмы можно объединить вместе, в одно царство, царство растений?»
- Подумайте, где на нашей планете можно встретить растения. (Повсюду: на суше и в воде, высоко в горах и на равнинах, в тропиках и на поверхности антарктических льдов.)
- По каким признакам растения могут отличаться друг от друга? (Растения могут отличаться по размерам, по количеству
клеток, из которых состоит организм, способу питания, способу размножения, по внешнему виду и внутреннему строению и т. д.)
- Но всегда ли растительный мир нашей планеты был таким, каким мы видим его теперь? (Растительный мир Земли постоянно изменяется. Образуются новые виды растений, какие-то виды исчезают с лица Земли — не всегда по вине человека.)
- Палеонтология – наука о вымерших организмах, смене их во времени и пространстве.
- Палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений.
Окаменелости, Отпечатки, Споры, пыльцу в осадочных породах
Но откуда же взялись на Земле первые растения?
Ученым удалось установить, что планета Земля возникла около млрд лет назад. Первые живые организмы на ней появились около 5 млрд лет назад и представляли собой сложные органические соединения.( морской бульон)
Постепенно, на протяжении многих миллионов лет, эти соединения усложнялись и совершенствовались, пока наконец не появилась такие, которые, без сомнения, можно назвать первыми растениями
Этапов эволюции растительного мира – пять.
- этап Первые живые организмы появились – 3,5 – 4 млрд. лет назад в воде. По строению они были схожи с бактериями. В пищу использовали органические и минеральные вещества, растворенные в воде, запас которых постепенно истощался и у некоторых клеток появляется хлорофилл, что привело к возникновению процесса фотосинтеза. От древних простейших произошли одноклеточные водоросли. Среди водорослей появляются прикрепленные ко дну, что привело к расчленению тела на части: одни – служат для прикрепления, другие осуществляют процесс фотосинтеза.
Способность превращать неорганические вещества в органические под действием солнечного света появилась благодаря образовавшимся пигментам.
• Представлена примитивными морскими водорослями. Цианобактерии, или сине-зеленые водоросли,
• Существовали различные виды водорослей. Но жизнь не стояла на месте. Она продолжала развиваться и совершенствоваться. Около 1,3 млрд лет назад появились более сложные организмы — зеленые и золотистые водоросли, в клетках которых было обособленное ядро, и впервые появился половой способ размножения.
В позднем ордовике появились первые настоящие наземные растения.
2.этап Первые наземные организмы появились всего лишь около 400 млн лет назад. Выход растений на сушу смог состояться благодаря появлению озонового слоя в атмосфере, который защищал их от губительного солнечного излучения. Озоновый экран возник благодаря процессу фотосинтеза, в результате которого выделялся кислород. – риниофиты, появление которых связано с существованием периодически освобождавшихся от воды участков суши. Строение их напоминало строение многоклеточных водорослей. Имели древовидную форму.
Растения заселяли берега водоемов. Преобладание примитивных псилофидных растений.
3.этап. Споровые растения (расцвет) возникли около 300 млн. лет назад, от риниофитоподобных растений. Это были древние плауны, хвощи и папоротники. При половом размножении им была необходима вода.
- Постепенно климат на Земле изменялся. Риниофиты вымерли, не выдержав конкуренции с более приспособленными к новым условиям организмами.
• Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами.
• Возросло число разнообразных сосудистых растений.
• Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие деревья высотой 38м.
• Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м.
• Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.
• На южных массивах суши распространились леса крупных семенных папоротников-глоссоптерисов.
• Но климат планеты продолжал меняться. Около 240—250 млн лет назад на Земле стало холоднее и засушливее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны стали постепенно вымирать. Их место заняли пока еще примитивные голосеменные растения.
4 этап.Голосеменные растения возникли около 345 млн. лет назад, когда климат на Земле стал суше и холоднее. Это были примитивные голосеменные растения, которые произошли от древовидных, лиановидных и травянистых семенных папоротников.
- Семена у первых семенных папоротников развивались прямо на листьях. Появление шишек — это полностью «изобретение» голосеменных растений. Климат продолжал меняться. Вслед за ним преображалась и растительность. Постепенно древние голосеменные вымирали, уступая место вполне современным растениям, таким, как сосна, ель, пихта.
- Покрытосеменные растения как самые конкурентоспособные быстро расселились по всей Земле и заняли самые разнообразные места обитания. Покрытосеменные растения господствуют на планете уже более 60 млн лет.
5 этап.Покрытосеменные растения возникли около 130 млн. лет назад. Покрытосеменные оказались наиболее приспособлены к жизни на суше и создали разнообразный растительный покров Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основные компоненты конспекта урока по физкультуре
материал для составления плана- конспекта Конспект урока по физической культуредля учащихся _______ класса Место проведения ________________________ Время проведения _____________________...
Презентации к урокам "Основные систематические категории", "Знакомство с классификацией цветковых растений."
Презентация к урокам "Систематические категории", "Знакомство с классификацией цветковых растений" . Учебник Пасечник В.В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения"...
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. 6 класс
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Многообразие растительного мира. Методы изучения древних растений.задание 190 в рабочей тетрадиПалеонтология – наука о вы...
Литература. 9 кл.. Основная школа. Конспект урока «Зажжём в честь Пушкина свечу».
Образ Пушкина А.С. в искусстве. Это Урок № 1 в системе уроков по изучению творчества А.С.Пушкина в 9 классе. Цель урока: Подготовить учащихся к «погружению» в мир поэзии А.С.Пушкина; познакомить с про...
Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....
"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)
Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...
Конспект урока. Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений
Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование....