Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир под микроскопом"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МИР ПОД МИКРОСКОПОМ»
Возраст учащихся: 11 — 12 лет
Педагог дополнительного образования
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||||
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 | ||
1.2 | Цель и задачи программы | 7 | ||
1.3 | Ожидаемые результаты | 8 | ||
1.4 | Формы аттестации | 9 | ||
1.5 | Содержание программы | 10 | ||
1.5.1 | Учебный план | 10 | ||
1.5.2 | Содержание учебного плана | 11 | ||
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | 25 | ||
2.1 | Материально-техническое обеспечение | 25 | ||
2.2 | Методическое обеспечение программы | 25 | ||
2.3 | Календарный учебный график | 26 | ||
2.4 | Список литературы | 37 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Программа разработана на основе специализированной методической литературы, реализуется с применением высокотехнологичного оборудования.
Программа разработана в соответствии с документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г № 996-р).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г № 678-р.
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30.11.2016 г протоколом заседания президиума при Президенте Российской Федерации.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции от 30.09.2020 г).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г № 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г).
Основная образовательная деятельность осуществляется в сферах дополнительного образования детей и на уроках биологии. Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность, в ходе которой будут реализованы совместные проекты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир под микроскопом» (далее Программа) направлена на получение обучающимися теоретических знаний об биологических взаимодействиях разного уровня и умений практического характера в области биологии.
В ходе занятий, обучающиеся должны получить навыки поиска информации по интересующей тематике, решения поставленных задач, опираясь на знание законов биологии, природных явлений.
В процессе получения знаний, обучающиеся научатся правильно ставить цели, планировать наиболее рациональные пути их достижения, самоорганизовываться и организовывать других для решения поставленных задач, достигать практически значимых общественно полезных результатов, применять творческие подходы в решении поставленных задач.
Основными задачами в работе является ориентация на максимальную самореализацию личности, личностное и профессиональное самоопределение, социализацию и адаптацию детей в обществе. На всех этапах реализации программы основной целью является создание интереса у детей к естественнонаучным дисциплинам, формирование потребности в приобретении специальных знаний и навыков для подготовки к осознанному выбору профессии.
Направленность программы. Естественнонаучная.
Уровень программы
Уровень программы «Мир под микроскопом» базовый, она реализуется для учащихся 5-х классов (11 – 12 лет). На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Данная программа закрепляет мотивацию к изучению биологии за счет практических занятий с использованием цифровых лабораторий.
Актуальность программы
Биология – отрасль современной науки, которая активно развиваются. Разработки в данной области позволяют решать широкий круг вопросов, связанных с охраной здоровья человека, повышением эффективности сельского хозяйства и промышленного производства, защитой среды обитания от загрязнений. Современные биологические знания позволяют создавать методики, направленные на конструирование клеток нового типа; несуществующие в природе сочетания генов; проектировать и внедрять в производство различные интерфейсы взаимодействия человека и электронных устройств.
Программа отвечает потребностям детей в знаниях естественнонаучной направленности, ориентирована на решение личностных проблем ребенка, и соответствует социальному заказу общества в подготовке грамотных личностей владеющих навыками в области биологии.
На всех этапах реализации программы основной целью является создание интереса у детей к естественнонаучным дисциплинам, формирование потребности в приобретении специальных знаний и навыков для подготовки к осознанному выбору профессии.
Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли ученых.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведения различных опытов ученики отвечают на вопросы, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Ценность программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности учащихся. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствует повышению качества обучения, формированию исследовательского стиля мышления и усилению мотивации к обучению.
Адресат программы
Программа ориентирована на учащихся, которым интересно практическое применение знаний с помощью цифровых лабораторий.
Объем программы
Объем программы - 68 академических часов. Она включает теоретические и практические занятия.
Срок освоения программы - 1 год обучения.
Режим занятий
Учащиеся имеют одно занятие в неделю; продолжительность занятия — два академических часа с 10-минутным перерывом между ними. Длительность одного академического часа составляет 40 минут, что соответствует требованиям СП. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Формы организации образовательного процесса.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая и массовая работа.
Форма обучения. Очная.
Виды занятий по программе
Программой предусмотрены теоретические занятия, практические работы, лабораторные работы, викторины, выполнение самостоятельных работ, презентации, творческие отчеты, исследовательская деятельность.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы — формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Программа направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
- обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;
- формировать умения графического отображения наблюдаемого с помощью микроскопа изображения на бумагу;
- формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;
- познакомить с систематикой исследуемых объектов.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;
- развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
- развивать умение обучать сверстников порядку работы с микроскопом (объяснять особенности устройства и принципы функционирования).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к миру живых существ;
- воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
- развивать эмоциональную сферу и восприятия, способствовать сохранению чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы при созерцании микромира;
- воспитывать потребность в познании;
- воспитывать уважительное отношение к объектам природы.
1.3 Ожидаемые результаты
Для достижения поставленной цели планируется достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные:
- реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
- признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;
- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Предметные:
- выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки);
- привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
- овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
1.4 Формы аттестации
Виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний умений и навыков по пройденным темам;
- промежуточный, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания поданной теме;
- итоговый, проводимый после завершения всей программы
Формы проверки результатов
Контроль теоретических знаний и уровень практических умений осуществляется через выполнение практических и лабораторных работ, викторин, презентаций, тестирования.
1.5 Содержание программы
1.5.1 Учебный план
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма аттестации/ контроля | |||
1. | Введение | 1 | 1 | — | Зачёт | |||
2. | Невидимый мир | 19 | 6 | 13 | Зачёт | |||
3. | Растительный мир | 24 | 15 | 9 | Зачёт | |||
4. | Животный мир | 8 | 4 | 4 | Зачёт | |||
5. | Исследовательская деятельность | 14 | 2 | 12 | Защита проекта | |||
6. | Подведение итогов реализации программы | 2 | 2 | — | Зачёт | |||
Всего | 68 | 32 | 36 | |||||
| ||||||||
1.5.2 Содержание учебного плана
| |
Теория: Вводное занятие. | Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения. Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Просмотр слайд – презентации |
| |
Теория: Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием |
Практика: «Изучение строения увеличительных приборов» | Приготовление микропрепаратов «живая клетка», «фиксированный препарат» |
Теория: Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов |
|
Практика: «Знакомство с клетками растений» | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Работа с покровными и предметными стеклами, препоравальными иглами, микроскопами. Работа с готовыми микропрепаратами |
Теория: Клетка – структурная единица живого организма | Строение растительной клетки, состав, свойства, включения, запасные вещества (крахмал, белок, жир, соли, кальций). Работа с моделями «Клетка растений» |
Практика: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки» | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради |
Практика: «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление препаратов и изучение строения запасных веществ. Оформление графических работ в альбоме или тетради |
Теория: Простейшие под микроскопом | Протозоология – наука о простейших. Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших |
Практика: «Выращивание инфузории- туфельки и эвглены зеленой» | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды (вода из аквариума) для выращивания одноклеточных организмов, резервуар (стеклянная колба), подкормка (листья и корм – рыбий корм из растительных компонентов), выращивание простейших |
Практика: «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой)» | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Реакция простейших на различные раздражители: соль, свет, тушь, уксусная кислота». Оформление графических работ в альбоме или тетради |
Практика: «Выращивание культуры бактерии сенной палочки.Значение бактерии в жизни человека» | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление сенного настоя и выращивание культуры сенной палочки |
Практика: «Изучение строения сенной палочки под микроскопом». | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. |
Теория: Многообразие водорослей. | Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей для человека и природы.Интересные факты их жизни водорослей. Работа со слайд – презентацией и видеоматериалами. |
Практика: «Изучение внешнего строения водорослей». | Изучение одноклеточных зеленых водорослей на примере «Спирогира, Хлорелла». Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. |
Теория: Колонии и культуры микроорганизмов | Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека |
Практика: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы». «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы» | Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Взятие бактериологических проб разных помещений школы. «Посев» микроорганизмов». Оформление графических работ в альбоме или тетради |
Практика: «Жизнь на кончиках пальцев» | Присутствует ли жизнь на кончиках пальцев? Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради |
Практика: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов» | Одноклеточные микроскопические грибы: плесень (гриб Мукор) и дрожжи». Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Работа с микроскопом. Приготовление микропрепарата грибницы Мукора, клеток дрожжей. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради |
Практика: «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников» | Определение осадка, цвета, прозрачности, запаха, воды из разных источников: прудовая, колодезная, вода из водопровода, негазированная питьевая, озерная. Приготовление и рассмотрение препарата воды под микроскопом на наличие микроорганизмов. Электронные измерители воды: рН, электропроводность. Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в таблицы |
| |
Теория: Флора Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Наука, изучающая растения – ботаника. Разнообразие растений. Классификация растений (низшие, высшие). Работа с гербарными материалами. Просмотр слайд – презентации |
Теория: Внешнее строение растений | Распределение растений по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Составление схемы «Строение растений», по группам: травянистыерастения, деревья, кустарники, кустарнички |
Практика: «Изучение внешнего строения растений» | Работа с увеличительными приборами. Работа с гербариями цветковых растений и рисунками растений. Зарисовка схем строения растений в альбоме или тетради |
Теория: Гербаризация растений | Что такое гербаризация растений? Методика гербаризации и его хранение. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора и гербаризации растений. Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушка) |
Практика: «Изготовление гербарных образцов» | Повторение правил техники безопасности при работе с гербариями |
Теория: Растения-индикаторы | Природные, культурные и комнатные растительные индикаторы. Как определить качества (плодородие) почвы с помощью растений-индикаторов. Методика изготовления индикаторов из природного сырья. Просмотр слайд – презентации |
Теория: Растения – красители. | Красильные растения: природные, культурные, плоды. Растительные краски. Просмотр слайд – презентации |
Практика: «Окрашивание тканей натуральными природными красителями» | Приготовление природных красителей: сок овощей, ягод, шелуха лука, крапива. Окрашивание хлопковых и ситцевых тканей. Соблюдение правил техники безопасности при работе |
Теория: Лекарственные растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Дикорастущие лекарственные растения, виды, лечебные свойства и применение (использование) в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Интеллектуальная викторина «Лесная аптека». Викторина о дикорастущих лекарственных растениях, их лечебных свойствах и пользе |
Практика: «Фитобар» | Соблюдение правил техники безопасности при работе. Приготовление фиточая из частей растений и их плодов. Рецепты фиточая для укрепления иммунитета |
Теория: Ядовитые растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Интерактивная игра: «Самые опасные растения» |
Теория: Красная книга. Растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации. Изготовление буклета «Краснокнижные растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил техники безопаности при работе. Презентация своих работ |
Теория: Комнатные растения – лекари | Виды домашних растений, их лечебные свойства и применение в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Составление памятки «Использование комнатных растений в лечебных целях». Выбор материала и оформление памятки. Соблюдение правил техники безопасности при работе |
Теория: Лиственные породы деревьев Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации |
Практика: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений» | Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради |
Теория: Хвойные породы деревьев Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации |
Практика: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» | Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради |
Теория: Определение возраста деревьев по мутовкам и годичным кольцам | Работа с коллекцией спилов деревьев. Просмотр слайд – презентации |
Практика: «Определение возраста деревьев помутовкам, годичным кольцам» | Работа с увеличительными приборами - лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради |
Теория: Лесная кухня: ягоды, шишки | Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Викторина «Что съедобно?». Викторина о лесных дарах: ягодах, шишках. Методический материал: пазлы «Плоды, шишки», Кроссворд «Лесные ягоды», филлворд «Плоды леса», загадочный ящик |
Практика: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам» | Работа с увеличительными приборами - лупой. Сочные и сухие плоды и шишки растений |
Теория: Разнообразие грибов. | Съедобные и ядовитые грибы, грибы паразиты. Удивительные грибы. Применение грибов. Работа с карточками, муляжами, с литературой, иллюстрациями «путаница», филлворды, кроссворды. Просмотр видеоматериалов «грибы». Определение грибов по карточкам, иллюстрациям, муляжам. Настольная игра: фото-викторина «Грибы» (съедобные и ядовитые) |
Теория: Экологическая игра-викторина «Что такое лес?» | Викторина закреплении знаний о деревьях, растениях, дарах леса. Методический материал: лаборатория лесника (гербарный материал) « Листья и хвоя деревьев», картинки животных, картинки грибов, записи птичьих голосов, фишки для команд, симфоническая мелодия «Лес» |
Практика: Изготовление макета «Лес и его обитатели» | Работа над данным макетом проходит в несколько этапов:
|
4. Животный мир - 8 ч (теория – 4 ч, практика – 4 ч) | |
Теория: Фауна Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Классификация животных по типу питания. Разнообразие животного мира. Млекопитающие (звери) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Просмотр слайд – презентации: «Разнообразие животных». Работа с дидактическими карточками «Животные леса». Игра-викторина о видах животных и типах питания. Методический материал: катринки картинки с изображениями животных, кроссворд «Животные», путаница, филлворд, карточки-задания |
Теория: Птицы Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Типы питания птиц: хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные. Перелетные, кочующие, зимующие птицы. Как помочь птицам зимой. Работа с дидактическими карточками «Птицы». Просмотр слайд – презентации. Интерактивная викторина: «Что мы знаем о птицах». Викторина о перелетных, кочующих, зимующих птицах Санкт-Петербурга и Ленинградской области |
Теория: Следы диких животных. | Как изучать зверей? Учет следов животных. Работа с литературой. Просмотр слайд – презентации. |
Практика: Урок- викторина | Игра - викторина «Чей это след?» Методический материал: картинки с изображениями животных, карточки-задания |
Теория: Животные Красной книги Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации |
Практика: Изготовление буклета «Животные Красной книги Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил техники безопасности при работе. Презентация своих работ |
Практика: Урок-викторина | Игра-викторина о следах диких животных. Методический материал: картинки с изображениями животных, карточки-задания |
5. Исследовательская деятельность – 14 ч (теория – 2 ч, практика – 12 ч) | |
Теория: Основы исследовательской деятельности (2 ч) | Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование? Этапы работы в рамках научного исследования. Требования к проведению научно – исследовательских работ. Распределение обучающихся на рабочие группы |
Практика: «Гидропонный метод проращивания растений». (4 ч.) | Беспочвенное выращивание растений: изучить рост и развитие растений в разных субстратах, и выявить проращивание растений методом гидропоники. Изучить особенности проращивания растений методом гидропоники. Сравнить рост и развитие растений в разных субстратах. Объект исследования растения семейства Бобовые (горох, фасоль, бобы). Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников |
Практика: «Определение нитратов в овощах и фруктах» (2 ч) | Методы определения содержания посторонних веществ во фруктах и овощах. Использование специального портативного прибора – нитрометра. Определить с помощью доступных методов химического анализа уровень содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов из различных мест закупки. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников |
Практика: «Съедобные виды дикорастущих травянистых растений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, кулинарные рецепты приготовления» (4 ч) | Изучить, какие дикорастущие травянистые растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области съедобны. Выяснить полезность этих растений. Узнать, какие части растений и в каком виде их можно употреблять в пищу. Кулинарные рецепты их приготовления. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся. Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников |
Практика: «Польза витаминного фиточая и его влияние на организм» (2 ч) | Изучить историю возникновения фиточая. Проанализировать, как влияет фиточай на здоровье человека. Изучить состав фиточая. Сравнить виды фиточая по составу и свойствам. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся. Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников |
6. Подведение итогов реализации программы (2 ч) | |
Теория: Отчёт о проделанной работе | Представление результатов работы. |
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Материально- техническое обеспечение
- учебный кабинет (лаборатория по биологии),
- стулья и столы, соответствующие по размеру возрасту учащихся,
- стеллажи для книг и оборудования,
- доска,
- микроскопы,
- микропрепараты,
- предметные и покровные стекла.
2.2 Методическое обеспечение программы
Форма организации образовательного процесса: идивидуальная, групповая и массовая работа.
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждая тема состоит из теоретической и практической части, включает в себя исследовательскую деятельность. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у детей и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Виды занятий:
- теоретические занятия;
- практические работы;
- лабораторные работы;
- самостоятельные работы;
- викторины;
- презентации;
- творческие отчеты;
- исследовательская деятельность.
2.3 Календарный учебный график
№ п/п | Теория | Часы | Практика | Часы | Планируемая дата проведения |
Введение — 1 ч | |||||
1 | Вводное занятие. Удивительная наука – биология | 1 | |||
Невидимый мир — 19 ч | |||||
2 | Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием | 1 |
|
| |
3 | «Изучение строения увеличительных приборов» | 1 | |||
4 | Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов | 1 |
|
| |
5 |
| «Знакомство с клетками растений» | 1 | ||
6 | Клетка – структурная единица живого организма | 1 |
|
| |
7 | «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки» | 1 | |||
8 |
| «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ. | 1 | ||
9 | Простейшие под микроскопом | 1 |
|
| |
10 |
| «Выращивание инфузории-туфельки и эвглены зеленой» | 1 | ||
11 |
| «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой)» | 1 | ||
12 |
| «Выращивание культуры бактерии сенной палочки. Значение бактерии в жизни человека» | 1 | ||
13 |
| «Изучение строения сенной палочки под микроскопом» | 1 | ||
14 | Многообразие водорослей | 1 |
|
| |
15 |
| «Изучение внешнего строения водорослей» | 1 | ||
16 | Колонии и культуры микроорганизмов | 1 |
|
| |
17 |
| «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы». «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы» | 1 | ||
18 |
| «Жизнь на кончиках пальцев» | 1 | ||
19 |
| «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов» | 1 | ||
20 |
| «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников» | 1 | ||
Растительный мир — 24 ч | |||||
21 | Флора Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
22 | Внешнее строение растений | 1 |
|
| |
23 |
| «Изучение внешнего строения растений» | 1 | ||
24 | Гербаризация растений | 1 |
|
| |
25 |
| «Изготовление гербарных образцов» | 1 | ||
26 | Растения-индикаторы | 1 |
|
| |
27 | Растения - красители | 1 |
|
| |
28 | «Окрашивание тканей натуральными природными красителями» | 1 | |||
29 | Лекарственные растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
30 |
| «Фитобар» | 1 | ||
31 | Ядовитые растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
32 | Красная книга. Растения Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
33 | Комнатные растения - лекари | 1 |
|
| |
34 | Лиственные породы деревьев Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
35 |
| «Изучениевнешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений» | 1 | ||
36 | Хвойные породы деревьев Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
37 |
| «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» | 1 | ||
38 | Определение возраста деревьев по мутовкам и годичным кольцам | 1 |
|
| |
39 |
| «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам» | 1 | ||
40 | Лесная кухня: ягоды, шишки | 1 | |||
41 |
| «Определение съедобных растений по плодам и шишкам» | 1 | ||
42 | Разнообразие грибов | 1 |
|
| |
43 | Экологическая игра-викторина «Что такое лес?». | 1 |
|
| |
44 |
| Изготовление макета «Лес и его обитатели» | 1 | ||
Животный мир — 8 ч | |||||
45 | Фауна Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
46 | Птицы Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
47 | Урок-викторина | 1 | |||
48 | Следы диких животных. | 1 |
|
| |
49 |
| Урок-викторина | 1 | ||
50 | Животные красной книги Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1 |
|
| |
51 |
|
| Изготовление буклета «ЖивотныеКрасной книги Санкт-Петербурга и Ленинградской области» | 1 | |
52 |
|
| Урок-викторина | 1 | |
Исследовательская деятельность — 14 ч | |||||
53-54 | Технология исследовательской деятельности | 2 |
|
| |
55-66 |
|
| Исследовательская деятельность | 12 | |
Подведение итогов реализации программы — 2 ч | |||||
67-68 | Представление результатов работы. Отчёт о проделанной работе | 2 |
2.4 Список литературы
- Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М., 1991.
- Барнс Р. и др. Беспозвоночные. Новый обобщѐнный подход. - М, 1992.
- Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., 1990.
- Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М., 1989.
- Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. - М., 1988.
- Валовая М.А., Кавтарадзе Д.Н. Микротехника. Правила. Приѐмы. Искусство. Эксперимент. - М., 1993.
- Вилли К., Детье В. Биология (Биологические процессы и законы). - М., 1975.
- Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М., 1971.
- Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М., 1975.
- Жизнь животных. В 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. - М., 1965.
- Колосков А. В. Образовательно-методический комплекс экологобиологической направленности «Природа под микроскопом» / Ред. Н. В. Кленова, А. С. Постников. – М.: МГДД(Ю)Т, 2007. 100 с. + 10 с.
- Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии. Липецк-2006. 26-с.
- Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002. - № 8.
- Ролан Ж.-К., Сѐлоши А., Сѐлоши Д. Атлас по биологии клетки.
- Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...