Занятие "Домашние животные в городской среде"
план-конспект занятия по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс)
Занятие "Домашние животные в городской среде" входиьт в систему естественнонаучного дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. Занятие структурировано по частям. Сначала учащиеся узнают историю приручения некоторых видов домашних животных, затем выполняют творческое задание по предлагаемой инструкции, обсуждают результаты в группе. занятие разработано с целью формирования естественнонаучной грамотности, воспитания экологически ответсвенного поведения укчащихся в природной и городской среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no7_domashnie_zhivotnye_v_gorode.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 7. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ
Цель занятия: формирование естественнонаучной грамотности учащихся в области экологии домашних животных в современном городе.
Задачи:
- развитие экологического мышления учащихся через знакомство со следующими понятиями: домашние животные, дикие животные, прирученные животные, дрессировка, одомашнивание, учет численности домашних животных в городской среде;
- формирование экологической грамотности учащихся при выполнении практических заданий;
- воспитание интереса к изучению экологических закономерностей взаимодействия человека и животных в городской среде.
Оборудование: тетради, ручки, ноутбук, телевизор, электронная презентация к занятию.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Из истории одомашнивания животных: происхождение и приручение собак
Слово «собака» пришло к нам от скифов. Для скифских племен с пака (собака) была предметом религиозного почитания, но не божеством, а родичем и другом родоначальником племени. Но если слово «собака» известно, то происхождение самой собаки до сих пор загадка. Сложность заключается в том, что собаки – удивительно разнообразная и широко изменчивая группа. До сих пор не дан ответ на вопрос, является ли современная собака потомком какого-то вымершего хищника из семейства псовых, произошла ли она от дикой собаки или в результате одомашнения волков, шакалов или их гибридов, существующих до нашего времени. Однако подавляющее большинство авторов возможными предками собаки называют виды рода Canis, чаще всего предком собаки считают волка, реже обыкновенного шакала.
Приручение предков современной собаки происходило в разных местах, вследствие чего животные характеризовались по-разному. Конрад Лоренц считает, что человек сначала привлек шакала, чтобы он давал ему знать о приближении крупных хищников и других врагов. Потом собаки стали помогать в охоте.
Все собаки и их ближайшие родственники – волки, койоты, шакалы − хорошо приспособлены к современным природным условиям и отличаются от всех других зверей:
- хорошо развитым мозгом (такой мозг позволяет этим животным проявлять необыкновенную смышленость на охоте, в дрессировке, в жизни стаей);
- мощными челюстями (поэтому большинство пород собак используется человеком как сторожевые и охотничьи);
- лапой, приспособленной к быстрому и длительному бегу. Лапа эта устроена так, что собака при ходьбе упирается не на ступню, а только на пальцы. Когти не втягиваются, а помогают на бегу отталкиваться от земли.
Собаки – умелые охотники, хорошо организуют свою охоту. Тут и засада, и загон, и внезапность нападения, и много других уловок. Впрочем, только одинокий человек или ребенок – легкая добыча для стаи диких собак, группа людей им не по силам. Известно, что дикие собаки добывают и убивают животных больше, чем им нужно для пропитания. Многие другие птицы и звери пользуются остатками добычи собак.
Есть интересная особенность у щенят: если их берут от матери до того, как они раскроют глаза, а раскрыв их, видят человека, то щенята принимают этого человека за родителя. Может быть, так постепенно и формировалась «одна стая»: человек-собака. И хотя мы об этом не задумываемся, собака продолжает считать человека членом своей стаи. Более того, часто собака готова пожертвовать собой ради человека. Ни одно другое домашнее животное так к человеку не относится, и часто одомашненные животные весьма равнодушны к своим хозяевам.
С древних времен собаки имели десятки профессий, сопровождая человека на охоте и на войне, сторожа скот и дома. Очень редко, только при дворах королей и вельмож, они становились домашними игрушками. В современном городе почти все хозяйские собаки стали домашними. Некоторые из них сохранили профессию сторожа, реже охотника, но все стали членами семьи, друзьями.
Из истории одомашнивания животных: происхождение и приручение кошек
Кошки − хищные животные семейства кошачьих. Первые представители кошачьего семейства − хищные животные, похожие на горностая – возникли задолго до появления человека. Кошки отличаются от других домашних животных некоторыми биологическими особенностями: быстро и легко привыкают к дому, слабо чувствительны к электротоку, агрессивны к грызунам, приспособлены к условиям окружающей среды. Имеются различия у домашних и диких особей в анатомическом строении.
У кошек легко проявляется условный рефлекс привязанности к человеку и постоянному месту жительства. У молодых котят это проходит спокойно. Что касается взрослых животных, то при смене владельца требуется определенное время для приручения, после чего рефлекс становится постоянным. Попытки увезти кошку далеко от дома часто оканчивается ее возвращением. Отличительная и постоянная особенность большинства кошек – неприязнь к собакам. При встрече этих животных мгновенно вспыхивает ярость собаки и защищающая поза кошки. Известны случаи мирного существования кошек с собаками.
Домашние кошки не столь давние друзья человека, как собаки. Профессия у кошки всегда была одна: охранять амбары и склады человека от мелких воров и вредителей – мышей и крыс. Для выполнения миссии охранника кошкам нужна была свобода, и они сохранили свое независимое поведение, свой характерный облик и размеры, так как подвергались действию естественного отбора наравне с дикими животными.
Породы кошек стали появляться совсем недавно, т.е. в последние 50-100 лет, когда кошки городских квартир потеряли свободу, сменили профессию охотниц на компаньонок, но все равно остались внутренне независимыми.
Дикие животные в жилище человека
Каких только животных не увидишь сегодня в зоологических магазинах наших городов. Здесь продают попугаев, хомячков и белых мышей, змей и ящериц, черепах и лягушек, крабов, улиток, тропических тараканов. Но если их продают, то и покупают, и содержат в своих квартирах тысячи людей. Редко увидишь экзотическую живность в сельском доме. Городской человек, оторвавшись от природы, стремится восполнить потерю своей связи с природой, но иногда выбирает себе в спутники экзотических животных, которые могут вызывать удивление и даже неприязнь у других людей.
Жизнь домашних животных на улицах города
Вопросы учащимся:
- Назовите основные отличия домашних животных от животных, прирученных человеком.
- Назовите основные причины жизни домашних животных на улицах города.
- Назовите источники пропитания брошенных домашних животных в современном городе.
- Назовите основные опасности для человека при его общении с бродячими домашними животными. Знаете ли вы основные правила поведения человека при встрече с бродячими собаками?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Задание учащимся № 1: обсудите в группе основные правила поведения человека при встрече с бродячими собаками.
Памятка жителям города: Как вести себя при встрече с бродячими животными?
- Остановиться и постараться понять, чем недовольно животное.
- Встать боком к собаке.
- Не делать резких движений, позвать хозяина, если он находится поблизости.
- Не пытаться бежать, не поворачиваться к собаке спиной.
- Не смотреть собаке в глаза.
- Уходите от собаки медленно, не ускоряя шага.
- Если собака готовится прыгнуть, защитите горло, выставив вперёд локоть и прижмите подбородок к груди.
- Опасно трогать собаку, когда она ест, у которой есть щенки, замахиваться на хозяина собаки.
- Желательно обходить места массового выгула собак в городе.
- Если собака укусила вас, немедленно обратитесь за медицинской помощью в ближайшее травматологическое отделение.
Задание учащимся № 2: написать очерк «Мы в ответе за тех, кого приручили».
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ
«КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК?»
Основной признак очерка − описание действительности, отношения автора к тем или иным событиям, фактам. Очерк − один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. Очерк − одна из разновидностей малой формы эпической литературы – рассказа. Это полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Очерк пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.
В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема. Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.
В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.
Прежде, чем писать очерк, надо описать экологическую проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с реальными путями решения проблемы. В начале очерка уместно разместить статистические данные по описываемой проблеме, процитировать выдержки из текстов известных ученых, журналистов, писателей, общественных деятелей, которые занимались изучением и решением данной экологической или социальной проблемы.
В очерке автор излагает свои рассуждения, сравнивает свою точку зрения с мнениями ученых, общественных деятелей. Автор может соглашаться с традиционным подходом или предлагать свои пути решения экологической или социальной проблемы. В заключительной части очерка необходимо кратко обобщить свои рассуждения.
Основные требования к очерку:
- В очерке рекомендуется описать проблему, которая волнует автора.
- Описать отношение автора к решению этой проблемы, ситуации.
- Дать оценку проблеме, ситуации. Сформулируйте свое отношение к описанной вами проблеме.
Какой очерк можно считать хорошим:
- Заголовок отражает суть описываемой проблемы или ситуации.
- Основная идея автора описана доступным, понятным языком.
- Анализ и оценка информации, проблемы, ситуации.
- Построение суждений: четкость изложения позиции автора, идеи автора сопровождаются грамотной аргументацией, могут быть приведены различные точки зрения.
- Экологичность, этичность, патриотичность позиции автора.
- Логичные выводы и общее заключение в конце очерка.
- Грамотность.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
- Подведение итогов занятия.
- Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассмотрены проблемы практического использования реальной городской среды при работе с учащимися. Описаны возможности и преимущества виртуальных моделей городов и отдельных городских объектов...
Отчет по весенней экскурсии: "Многообразие животного мира и приспособленность животных к различным средам обитания"
Учебный коллективный проект создан группой учащихся 7 класса по результатам проведенной в живой природе на берегу реки Москвы весенней экскурсии в районе Капотни....
Конспект урока на тему: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
Цель урока: Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения....
Презентация к уроку "Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда"
Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение.Животные населяют разные среды жизни и разные места обитания.Животные взаимодействуют не тольк...
Конспект урока в 7 классе: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
Цель урока: Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде
Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....
Занятие "Видовое разнообразие животных в городской среде"
Занятие "Видовое разноообразие животных в городской среде" входит в систему естественнонаучного дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. З...
- Мне нравится (1)