ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
статья по теме

В статье рассмотрены проблемы практического использования реальной городской среды при работе с учащимися. Описаны возможности и преимущества виртуальных моделей городов и отдельных городских объектов, имеющихся на разнообразных Интернет-ресурсах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obrazovatelnyy_potencial_gorodskoy_sredy.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Герасимов Александр Сергеевич, (asgerasimov@yandex.ru)

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга (ГБОУ гимназия №155), Санкт-Петербург

В современных условиях учителю любого предмета часто приходится слышать о необходимости разнообразить формы уроков, применять нестандартные методические приёмы. Один из распространённых советов в наиболее общей формулировке звучит следующим образом: используйте образовательный и воспитательный потенциал городской среды, окружающей ваше учебное заведение.

Действительно, современные учащиеся, как правило, весьма ограничено взаимодействуют с городской средой. Во многом это определяется семейными традициями, образом жизни и системой ценностей семьи учащихся. В лучшем случае, если родители внимательно относятся к обучению и развитию ребенка, общение с городом сводится к движению по маршруту: дом – учебное заведение – внешкольные занятия – дом. Это ведёт к тому, что учащиеся хорошо ориентируются в ближайших окрестностях дома и школы, но плохо представляют город как целое, не редко с трудом ориентируются за пределами своего района.

Знакомство с культурной средой, окружающей ребенка происходит в рамках, как правило, эпизодических и формализованных экскурсионных выездов. Последние в большинстве случаев дают представление о конкретном объекте культурно-исторического наследия. В процессе традиционной школьной экскурсии учащихся доставляют от школы до места её проведения. При этом ощущения непосредственного контакта «с городом» не возникает. Как следствие целостное представление об окружающем мире формируется слабо. Думается, что образовательный и воспитательный потенциал городской среды может быть полностью реализован только в форме пешеходной экскурсии, прогулки по городу.

К сожалению, именно такая форма познавательной и воспитательной деятельности учащихся связана с наибольшим числом трудностей при организации и проведении. Это и оформление различных разрешений и согласований «на выход» учащихся, организация безопасного передвижения по улицам города, большие временные затраты, неблагоприятная погода и т.п.

Все эти проблемы снимаются организацией пешеходной прогулки по виртуальной модели того или иного города. Подобная возможность появилась некоторое время назад благодаря разработчикам поисково-информационных ресурсов Yandex и Google.

Сервис «Карты» предоставляемый на сайте http://maps.yandex.ru дает возможность путешествовать по улицам большинства крупных российских городов в режиме панорамы. Этот режим позволяет двигаться вдоль городской магистрали, осуществляя обзор по горизонтали на 360 и по вертикали в диапазоне от -5 до +85 градусов. Многие достопримечательности представлены на панорамах в ракурсе «с птичьего полета». Это даёт уникальную возможность взглянуть на отдельные здания и целые районы города так, как их видели зодчие-градостроители на этапе проектирования, а значит – полнее понять архитектурный замысел. Такая возможность окажет неоценимую помощь преподавателю на уроках МХК или краеведения, при изучении страноведческих тем на уроках иностранных языков. Важным достоинством этого интернет-сервиса является его нетребовательность к программному и аппаратному обеспечению.

На сайте http://maps.google.ru тот же сервис охватывает бóльшую географическую зону, позволяя совершать виртуальные прогулки по улицам большинства городов мира. Режим «прогулки по улице» реализован несколько иначе. Здесь использована технология создания трехмерных моделей зданий, составляющих ту или иную городскую магистраль. В некоторых случаях такой подход даёт возможность проходить во внутреннее пространство здания. Некоторую проблему при использовании этих возможностей представляют повышенные требования к программному обеспечению. Так, например, не поддерживается до сих пор широко распространённая в нашей стране версия операционной системы Windows ХР, возникают проблемы при использовании не менее широко распространённого интернет-браузера Internet Explorer. С учетом этих ограничений, возможности, которые предоставляет учителю данный сервис, шире и многообразней.

В заключение отметим, что виртуальные модели не способны полностью заменить реальность и обеспечить «эффект присутствия», однако их использование позволяет сделать труд учителя интенсивнее, повысить заинтересованность и мотивированность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...

Агрессивность городской среды или особенности зрительного восприятия урбанизированных пространств г.Ростова-на-Дону

Исследование данной работы лежит в области экологии и посвящено изучению влияния городской среды на психику человекаАрхитектура новостроек, и их прямоугольные дома, голые торцы (стены) панельных здани...

Видеоканал образовательной организации, как элемент единого информационного пространства учреждения

Информационное пространство образовательной организации (особенно, если это крупный образовательный комплекс, включающий в себя дошкольное, школьное и профессиональное образование) – это место, ...

Образовательное и информационное пространство урока: использование образовательных технологий

Современный урок требует от педагога умения в полной мере задействовать личностные и психологические особенности учащихся, задействовать такие организационные формы, которые смогут привести к гарантир...

Презентация по теме "Безопасность в информационном пространстве" -Тест "Безопасность в цифровой среде"

Презентация по теме "Безопасность в информационном пространстве" -Тест "Безопасность в цифровой среде"...