Конспект урока на тему: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Цель урока: Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_biologii_7_kl._zoologiya_-_nauka_o_zhivotnyh.docx | 64.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 7
Тема урока: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
Цель урока:
- Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения.
Задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;
- формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету биологии;
- формировать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
- развивать умение работать с текстом;
- формировать умение оценивать свои действия;
- формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сформировать у учащихся представление о зоологии как науке, изучающей животный мир;
- установить черты сходства и различия между растениями и животными;
- актуализировать знания о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениях между ними;
- развивать умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды.
Оборудование:
- Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2015;
- Биология: 7 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений /С.В. Суматохин, В.С. Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2017;
- компьютер;
- экран;
- презентация;
- таблицы «Различия растений и животных» и «Взаимоотношения между организмами».
Ход урока
I. Мотивация и целеполагание
- Здравствуйте, ребята.
Слайд 2. Наш урок я хотела бы начать со слов кубинского поэта, писателя и публициста Хосе Хулиана Марти: «Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья».
- Друзья мои, в этом году мы продолжим изучение одной из занимательнейших наук о природе - биологии.
Слайд 3. Нашим помощником в познании биологии станет учебник «Биология: 7 кл.», написанный коллективом авторов В.М. Константиновым, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Главный помощник в учебе — учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему —
Будь благодарен за это ему.
- На наших с вами уроках нам понадобятся рабочие тетради.
Слайд 4. Рабочая тетрадь в 2-х частях авторов С.В. Суматохина и В.С. Кучменко и обыкновенная тетрадь в клеточку, в которую мы будем записывать основные моменты урока.
- Какой же раздел биологии мы будем изучать в этом году?
Слайд 5. Предлагаю вам выполнить задание. Посмотрите на слайд. В контурной мозаике спряталось название этой биологической науки. Найдите и прочитайте его.
- Правильно, эта наука зоология. А что же она изучает? Ответы учащихся.
- Молодцы! Наш урок так и называется «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда». Слайд 1. Чтобы вернуться на первый слайд с темой урока, необходимо навести указатель мыши на изображение тигра на пятом слайде в левом нижнем углу. Учащиеся записывают число и тему урока.
II. Изложение нового материала
Слайд 6. Современная зоология представляет собой целый комплекс наук, включающий как отдельные отрасли – систематику, морфологию, анатомию, физиологию, эмбриологию и другие, - так и отдельные разделы – малакологию, орнитологию, энтомологию и т.д. Чтобы вернуться на слайд 6, необходимо навести указатель мыши на любое изображение животного на слайде 1.
- Все эти науки изучают многообразный мир царства животных, который на сегодняшний день по данным Всемирного (Международного) союза охраны природы насчитывает более 1,5 млн. видов.
Что же объединяет этот разнообразный и многочисленный мир животных?
Слайд 7. Для того чтобы выявить характерные особенности этих организмов, предлагаю выполнить следующее задание- заполнить таблицу «Различия растений и животных». Работу выполняйте парами. Для экономии времени учащимся раздаются напечатанные таблицы.
Признак сравнения | Растения | Животные |
По способу питания (автотрофы или гетеротрофы) | ||
Рост (ограниченный или неограниченный) | ||
Движение (активное или неактивное) | ||
Газообмен ( наличие или отсутствие специальных органов) | ||
Строение клетки (наличие или отсутствие клеточной стенки) |
Учащиеся в течение нескольких минут выполняют задание, затем осуществляется проверка. На экране в таблице появляются правильные ответы.
Признак сравнения | Растения | Животные |
По способу питания (автотрофы или гетеротрофы) | автотрофы | гетеротрофы |
Рост (ограниченный или неограниченный) | неограниченный | ограниченный |
Движение (активное или неактивное) | неактивное | активное |
Газообмен ( наличие или отсутствие специальных органов) | отсутствие специальных органов | наличие специальных органов |
Строение клетки (наличие или отсутствие клеточной стенки) | наличие клеточной стенки | отсутствие клеточной стенки |
- Животные распространены по всему земному шару. Они освоили разные среды жизни.
Слайд 8. Посмотрите на рисунок и определите названия сред жизни. На экран проецируется задание. Одновременно с ответами учащихся на слайде появляются названия сред жизни:
1- наземно- воздушная
2- водная
3- почвенная
4- организменная.
- Да, вокруг нас четыре замечательных дома – четыре среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету животных. Каждое животное приспособилось к жизни в своем доме.
Слайд 9. Подумайте, в каких средах, по вашему мнению, обитают насекомые, конечности которых изображены на рисунке? На экран проецируется рисунок с конечностями насекомых (медведки, кузнечика, жука-плавунца).
Учащиеся дают ответы.
- Можете ли вы назвать этих насекомых? К какой работе приспособлены их конечности? Учащиеся дают ответы. На экране появляются фотографии и названия данных насекомых.
III. Физкультминутка
Слайд 10. А сейчас, давайте поиграем. Ваша задача – определить среды, в которых живут данные животные, и показать соответствующие движения. Если животное обитает в наземно- воздушной среде, выполняем махи руками через стороны вверх – вниз. Если животное обитает в водной среде, выполняем круговые движения руками вперед поочередно. Если животное обитает в почвенной среде, выполняем энергичные сгибания и разгибания рук в локтях на уровне груди.
IV. Продолжение темы урока
- Животные заселяют разные среды жизни на Земле. В каждой среде животные встречаются только там, где имеются благоприятные для них условия существования.
Слайд 11. Этот наиболее благоприятный для каждого вида животных участок в любой среде обитания называется местом обитания. Например, дельфины и щуки живут в водной среде. Только дельфины обитают в морях и океанах, а щуки предпочитают омуты и заводи рек.
- Всё, с чем взаимодействует животное в своём месте обитания, воздействует на него в той или иной мере. Напомните, как называются окружающие условия, воздействующие на живой организм? Ответы учащихся.
- Правильно, экологические факторы.
V. Самостоятельная работа
- Давайте вспомним группы экологических факторов, выполнив задание 3 на стр. 6 в рабочей тетради. На экран проецируется задание.
Слайд 12. Задание: пользуясь материалом параграфа (стр. 12), назовите экологические факторы, приведите примеры. Завершите схему.
Учащиеся выполняют задание. Затем осуществляется проверка.На экране проецируется дополненная схема.Учащиеся приводят примеры разных групп экологических факторов.
- Сейчас более подробно остановимся на биотических экологических факторах- различных формах влияния живых организмов друг на друга. Эти влияния могут быть прямыми и косвенными и проявляться достаточно полярно.
VI. Работа с учебником
Слайд 13. Пользуясь учебником стр. 12-14, заполним таблицу «Взаимоотношения между организмами».
Название взаимоотношения | Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения: «+» - получает пользу; «-« - получает вред; «0» - нейтральное значение | Примеры взаимоотношений | |
1 вид | 2 вид | ||
На экран проецируется таблица. Учащиеся совместно выполняют задание, читая учебник.
Вариант таблицы, который может получиться в ходе работы.
Название взаимоотношения | Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения: «+» - получает пользу; «-« - получает вред; «0» - нейтральное значение | Примеры взаимоотношений | |
1 вид | 2 вид | ||
Хищничество | + | - | Сокол и голубь, жук и гусеница, щука и плотва |
Паразитизм | + | - | Клещ и собака, блоха и кошка |
Конкуренция | - | - | Горностаи и хорьки, мухоловки и синицы |
Симбиоз | + | + | Рак-отшельник и актиния |
VII. Продолжение
- Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами – бактериями, грибами.
Слайд 14. Расшифруйте ребус и назовите биологическое сообщество, в составе которого существуют животные.
На экран проецируется ребус со словом «биоценоз». Учащиеся разгадывают ребус. На экране появляется отгаданное слово.
- Вспомните, что такое биоценоз? Ответы учащихся: совокупность растений, животных, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоёма. На экране проецируется определение биоценоза.
- Приведите примеры биоценозов. Ответы учащихся: обитатели пруда, болота и т.д.
- Назовите основные формы взаимоотношений организмов в биоценозе? Ответы учащихся: пищевые связи или цепи питания. На экран проецируется схема пищевых связей животных. Слайд 15.
- Какие группы организмов имеются в любом биоценозе? Ответы учащихся: производители (продуценты), потребители (консументы), разрушители (редуценты).
- Итак, из всего сказанного сделаем краткие выводы ( Слайд 16):
1. Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение.
2. Животные населяют разные среды жизни и разные места обитания.
3. Животные взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) частью среды обитания и таким образом существуют в составе биоценозов.
VIII. Закрепление
- Для закрепления изученного материала предлагаю выполнить следующее задание (Слайд 17.): оцените верность утверждений (верно- неверно).
1. Зоология – система наук о животных, изучающих строение, жизнедеятельность животных, их связи со средой обитания, распространение, индивидуальное и историческое развитие, роль в природе и жизни человека.
2. Один из характерных признаков представителей царства Животные- способность к активному движению.
3. К абиотическим факторам среды, влияющим на жизнь животных, относятся разнообразные типы взаимоотношений животных.
4. Паразитизм – это тип взаимоотношений, сложившийся между такими животными, как паук и муха.
5. Виноградная улитка обитает в водной среде.
Учащиеся выполняют задание. После выполнения осуществляется проверка. На экране появляются ответы «верно», «неверно».
- Ребята, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя.
На экране появляются критерии оценивания.
IX. Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы выяснили, что изучает комплексная наука зоология, какие науки входят в её состав. Повторили среды жизни, группы экологических факторов, воздействующих на животных. Вспомнили понятие «биоценоз».
X. Домашнее задание Слайд 18.
- Изучить параграфы 1, 2.
- Рабочая тетрадь №5 с.5, №4, 5 с. 6
- Подготовить сообщение о комменсализме, как типе взаимоотношений между животными и его формах (по желанию).
XI. Рефлексия Слайд 19.
И в завершении урока в ваших тетрадях напишите следующие знаки:
!! - если на уроке было всё понятно и интересно;
?! – если вам не всё было понятно, но интересно;
00 - если вам всё было непонятно и неинтересно.
Таблица 1. Различия растений и животных
Признак сравнения | Растения | Животные |
По способу питания (автотрофы или гетеротрофы) | ||
Рост (ограниченный или неограниченный) | ||
Движение (активное или неактивное) | ||
Газообмен ( наличие или отсутствие специальных органов) | ||
Строение клетки (наличие или отсутствие клеточной стенки) |
Таблица 2. Взаимоотношения между организмами
Название взаимоотношения | Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения: «+» - получает пользу; «-« - получает вред; «0» - нейтральное значение | Примеры взаимоотношений | |
1 вид | 2 вид | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"
Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии....
конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...
проект урока по теме серная кислота и её влияние на окружающую среду
Интегрированный урок по совершенствованию знаний, умений и навыковЗадача урока: закрепить знания общих и специфических свойств серной кислоты, совершенствовать умения сос...
План- конспект урока по теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр.
План- конспект урокапо теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр. Содержит очень подробный пошаговый материал по проведению ...
Конспект урока на тему "Биология - наука о жизни"
Конспект урока для 9 класса. Содержит в себе задачи урока, изучение нового материла, задние для самостоятельной работы, домашнее задание....
План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»
7 классТема Эволюция строения и функций органов и их систем.Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 гЦель урока:Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение...
Конспект урока на тему : «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
конспект урока на тему урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»...