Разработка конспекта урока ИЗО 2 класс по теме " Посуда у тебя дома"
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) по теме
На уроке ребята знакомятся с народным промысло Хохлома. Учатся рисовать элементы узора . Создают эскизы посуды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_ekzamenacionnoy_raboty.doc | 64.5 КБ |
urok_izoposuda_u_tebya_doma.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках
Выполнил: Захарова Ольга Николаевна, МОУ НОШ №2, учитель ИЗО
1 урок
Цель: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке на примере Дымковской и создание эскиза.
Задачи:
Познакомить с историей, узорами и образами дымковской игрушки.
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Тип урока:комбинированный
Основные методы:
Материалы и принадлежности (для учителя и учащихся)
- Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.
- Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
- Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.
- Литературный ряд.
- Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага
Ход урока (занятия):
1. Этап. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментов Дымковской игрушки | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские игрушки похожи - один не отличишь от другого А вот игрушки, которые у меня в руках, все разные, второй такой нет, потому - что сделаны они вручную. В старину купить игрушки было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили игрушки, мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну, а там где жили гончары, лепили из глины. Из всех глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти, посмотрите (презентация). Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки пятна, точки Но мы знаем их глубокий символический смысл?! Зато краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. (на каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка. Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей. В настоящее время в центре Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз | Дымковская игрушка. Ласково и нежно называли эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокое языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки(вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями игрушка превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Дымково. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично, В ней молодость - изюминка, В ней удаль и размах. Синейте охра с суриком По всей земле в домах. В. Фафанов |
2 Этап. Постановка художественной задачи (выполнения эскиза выбранной модели игрушки). А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз | |
3 этап. Практическое выполнение задания Критерии оценки. 1.Оригинальность исполнения эскиза игрушки. 2.Соответствие изображения и формы с моделью. 3.Эстетичность исполнения. Физическая разминка. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой, Этот пальчик для того чтоб показывать его, Этот пальчик самый длинный и стоить он в середине, Этот пальчик безымянный , избалованный он самый, а мизинчик хоть и мал , очень ловок и удал. | |
4 этап. Анализ работ и домашнее задание | |
С чем вы познакомились на уроке? | С Дымковской игрушкой |
От куда пошло название игрушки? | От названия селения где лепили дымку. |
Какие узоры рисуют на игрушке? | Кружочки, полоски, точки |
Какие цвета применяют в росписи? | Яркие |
Кого лепят мастера дымки? | Барышни, бараны, индюки … |
Чей эскиз понравился больше и почему? | |
Домашнее задание Найти технологию изготовления Дымковской игрушки: приготовления глины и обжига. |
2 урок
Лепка и роспись собственной модели игрушки
Цели:
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке. Вылепить Дымковскую игрушку из пластилина.
Задачи.
1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
2. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование и материалы:
1. Таблицы- схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
2. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.
3. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
4. Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.
5. Литературный ряд.
6. Музыкальный ряд: русские народные песни.
7. Художественные материалы.
Ход урока.
1.Этап. Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
У нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. Вспомним методы лепки. 1.Вытяжка. Основной кусок пластилина формируют идентично очертанию будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела – шею, руки. Ноги – до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями. 2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщенной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способ. | Ученик. Игрушки, про которые мы говорили на прошлом уроке, делают из глины. Для производства игрушек используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию гладкой поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Сушка готовых работ: Работы должны сохнуть постепенно. При обычной комнатной температуре – две недели. В течение этого времени необходимо смачивать те места, где появляются трещины. Обжиг: Один час при температуре 450-460 градусов, пока глина не покраснеет до накала. Побелка: 2-3 раза густой водоэмульсионной краской. Краски: Темпера на яичном желтке, 8-10 цветов. Можно смешивать 2-3 цвета. Гуашь с яичным желтком. Нельзя разводить водой. |
2 этап. Постановка художественной задачи (выполнения модели игрушки). Последовательность изготовления игрушки. | |
3 этап. Практическое выполнение задания по намеченному плану. Физическая разминка. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: топ, топ, топ. Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп. Мы руки разведем, И побежим кругом. | |
В конце работы все игрушки выбеливают. (Хорошо использовать белую гуашь и клеевую побелку). | |
4 этап. Анализ работ Чему научились? Что нового узнали? Домашнее задание. Найти мастериц дымковской игрушки, рассказать об их жизни и творчестве. Уборка рабочего места. |
3 урок
Цели.
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке Дымковская игрушка. И изготовить книжку-раскладушку.
Задачи.
1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
2. Формировать навыки работы с различными материалами.
3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Ход урока 3
Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
1 этап. Сегодня мы будем расписывать свои игрушки и соберем книжку – раскраску про Дымково. Внимательно посмотрите на элементы узора, характерные для той игрушки которую вы слепили. Не забывайте о цветовой гамме дымковскую игрушку. Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Рассмотрим таблицы с узорами. Приступайте к работе. | |
2 этап. Постановка художественной задачи (Изготовление книжки-раскраски). Работа в группах. | |
3 этап. Практическое выполнение задания. Физическая разминка. Я на скрипочке играю, Тили ли, тили ли. Скачут зайки на лужайке, Тили ли, тили ли. А теперь на барабане, Трам-пам-пам, В страхе зайки разбежались, По кустам, по кустам. | |
4 этап. Анализ работ. Чему научились? Что нового узнали? Уборка рабочего места. |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО во 2 классе.
Тема урока: Посуда у тебя дома.
Выполнил: Захарова О.Н. МОУНОШ №2 учитель ИЗО
Цель: Сформировать понятие о народной росписи на примере хохломы и Создание эскиза
Задачи:
Познакомить с историей, узорами хохломы
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Основные методы:
Материалы и принадлежности (для учителя и учащихся)
- Таблицы с изображением орнаментов росписи .
- Хохлома
- Таблицы-с приемами работы кистью
- Литературный ряд.
- Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага
Ход урока (занятия):
1.Этап.Беседа об истории, отличительных особенностях и традициях хохломы | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока « Посуда у тебя дома».Скажите какая посуда есть у вас дома. -Чем она отличается?
Сегодня на уроке вы узнаете, откуда появилась хохлома, и научитесь рисовать ягодки, цветы, листья по мотивам хохломы. Ребята подготовили доклады о хохломе. - Вы обратили внимание на нарядное убранство класса. Это придала посуда, которая находится перед вами. Вся эта посуда выполнена мастерами хохломской росписи. А роспись называется ХОХЛОМА. Изготовление посуды трудоемкое дело. (Работа по таблице № 1). С начало токарь вытачивает посуду из дерева на токарном станке (рис 1). У посуды ровная и гладкая поверхность, она нежного розового цвета. Изделия изготавливаются из дерева липа или береза. Затем изделия сушат и шлифуют. Теперь попадает в руки грунтовщика (рис № 2). Современные мастера называют наложение грунта – вапы- грунтовка. Вапы красновато – коричневого цвета, потому – что в ее состав входит глина. Под плотным слоем глины не видно дерево. Грунтованное изделие высушивают в печи, и оно попадает в руки лудильщика. Втирание в изделие порошка металла – алюминия. Называется – лужением (рис № 3). По серебряному фону рисуют мастера хохломской орнамент. Мастера – лачилы покрывают посуду лаком. Печники ставят изделие в печь и прокаливают ее до 160 – 180 гр. И происходит чудо. Серебряный цвет превращаются в золотой. Правильно народ говорит в пословицах: « Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго» «Красна птица пером, а человек уменьем». Вот сколько много трудят в руках побывала посуда. -Токарь, грунтовщик, лужельщик, художник, печник. Самой почетной на столе была солонка. В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно целое « Хлеб – соль ешь, а правду режь». Говорит одна пословица « Без соли, без хлеба – худая беседа» - говорит вторая. Поэтому мастера не скупились на ее отделку. ( Рассматриваем солонку -Давайте дети еще раз вспомним, у кого в руках побывала посуда. -Токарь, грунтовщик, лужельщик, художник, печник.
Тычок – это спичка с намотанной на нее ваткой. Смачивают вату в краске и потом делают нужную ягодку. При работе с тычком нужно следить за тем, чтобы ягодки получились ровно круглыми и в случае необходимости подправить тычок пальцами. Итог урока. Выбор Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа). - Итак, скажите, с какой росписью познакомились сегодня
Выставка рисунков. | Дома у нас повседневная посуда которой мы пользуемся каждый день и есть посуда праздничная , которую мама ставит на стол в праздничные дни. Отличается своей росписью . Гуляя в лесу, берегом реки, разве не удивляешься ты красоте родной природы русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшали яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями ис - ва становятся эти предметы, красотой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные к ним относится хохлома. Хохломские художники любят рисовать землянику, малину, крыжовник, смородину, рябину. Нигде в мире нет такой красивой посуды, изготовленной из дерева. А появилась эта посуда давно. В 18 веке на берегу реки Волга появились небольшие деревни. Не было здесь не одного дома, где жители всей семьей, от мало до велика не занимались бы каким – либо ремеслом. Но больше всего занимались обработкой дерева. Нужный материал был под рукой. Из дерева делали телеги, ведра, сани, бочки. В селе Хохлома (от названия речки Хохлома). Жители в каждом доме стали вытачивать деревянную посуду и продавать ее на базарах, а чтобы посуда раскупалась лучше, ее стали расписывать яркими узорами. Деревянная посуда с давних времен была в употреблении: дер. Ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина. Требовалось такой посуды в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось, а есть и пить нужно каждый день. Шли годы и в городе Семенове построили фабрику, где собрались лучшие мастера хох Токарь, грунтовщик, лужельщик, художник, печник
Смородина, земляника, рябину. -черный, красный, зеленый, желтый -хохлома -из дерева. Береза , липа -Природные мотивы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Посуда у тебя дома» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностны...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" (программа Б.М.Неменского).
Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" в соответствии с методической разработкой, в которой представлены цели и задачи урок...
Разработка открытого урока по развитию устной речи в 4 классе по теме:"Посуда"
В начле урока проходит организационный момент. Затем проводим речевую разминку, в которой говорится о посуде. Следующий этап урока - словарная работа.Дети узнают о лексическом значении слов "сервиз", ...
Презентация к уроку изобразительного искусства ( 2класс) по теме:"Посуда у тебя дома"
Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 2 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Искусство и ты."...
3 класс Конспект урока по изобразительному искусству "Посуда у тебя дома"
План- конспект урока...
Практический материал по учебному предмету "Социально-бытовая ориентировка" (8 класс) на тему "Посуда"
Используется в качестве материала для закрепления знаний по теме "Посуда" на уроках СБО....