Разработка конспекта урока ИЗО 2 класс по теме " Посуда у тебя дома"
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) по теме

Захарова Ольга Николаевна

На уроке ребята знакомятся с народным промысло Хохлома. Учатся рисовать элементы узора . Создают эскизы посуды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maket_ekzamenacionnoy_raboty.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_izoposuda_u_tebya_doma.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Древние образы, единство формы  и декора в народных игрушках 

Выполнил:  Захарова Ольга Николаевна, МОУ НОШ №2, учитель ИЗО

1 урок

Цель: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке на примере Дымковской и создание эскиза.

Задачи:

Познакомить с историей, узорами и образами дымковской игрушки.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус

Воспитывать  любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Тип урока:комбинированный

Основные методы:

Материалы и принадлежности (для учителя и учащихся)

  1. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.
  2. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
  3. Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.
  4. Литературный ряд.
  5. Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага

Ход урока (занятия):

1. Этап. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментов Дымковской игрушки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские игрушки похожи - один не отличишь от другого

А вот игрушки, которые у меня в руках, все разные, второй такой нет, потому - что сделаны они вручную.

В старину купить игрушки было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили  игрушки, мочалок, тряпок,  дерева, соломы. Ну, а там где жили гончары, лепили из глины. Из всех глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей  популярностью пользуются  Дымковские. Вот эти,  посмотрите (презентация).

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и  волнистые полоски, клеточки пятна, точки Но мы знаем их глубокий символический смысл?!

Зато краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

(на каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что  только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей.  

В настоящее время в центре Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз

Дымковская игрушка.

Ласково и нежно называли эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Происхождение и история  Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокое языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки(вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину  и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их  для ярмарки.

Из небольшого глиняного шарика  с отверстиями игрушка превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Дымково.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Фафанов

2 Этап. Постановка художественной задачи (выполнения эскиза выбранной модели игрушки). А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз

3 этап. Практическое выполнение задания

Критерии оценки.

1.Оригинальность исполнения  эскиза игрушки.

2.Соответствие изображения и формы с моделью.

3.Эстетичность исполнения.

Физическая  разминка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный и стоить он в середине,

Этот пальчик безымянный , избалованный он самый, а мизинчик хоть  и мал , очень ловок и удал.

4 этап. Анализ работ и домашнее задание

С чем вы познакомились на уроке?

С Дымковской игрушкой

От куда пошло название игрушки?

От названия селения где лепили дымку.

Какие узоры рисуют на игрушке?

Кружочки, полоски, точки

Какие цвета применяют в росписи?

Яркие

Кого лепят мастера дымки?

Барышни, бараны, индюки …

Чей эскиз понравился больше и почему?

Домашнее задание

Найти технологию изготовления Дымковской игрушки: приготовления глины и обжига.

2 урок

Лепка и роспись собственной модели игрушки

Цели:

1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке. Вылепить  Дымковскую игрушку из пластилина.

Задачи.

1. Воспитывать  любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

2. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.

3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Оборудование и материалы:

1. Таблицы- схемы с изображением порядка изготовления игрушек.

2. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.

3. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.

4. Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.

5. Литературный ряд.

6. Музыкальный ряд: русские народные песни.

7. Художественные материалы.

Ход урока.

1.Этап.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

У нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. Вспомним  методы лепки.

1.Вытяжка. Основной кусок пластилина формируют идентично очертанию будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела – шею, руки. Ноги – до требуемой длины. После этого их выгибают  нужным образом, украшают игрушку накладными деталями.

2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщенной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способ.

Ученик.  Игрушки, про которые мы говорили на прошлом уроке, делают из глины.

Для производства игрушек используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму  из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя  жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпочкой  для  придания изделию гладкой поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).

Сушка готовых работ:

Работы должны сохнуть постепенно. При обычной комнатной температуре – две недели. В течение этого времени необходимо смачивать те места, где появляются трещины.

Обжиг:

Один час при температуре 450-460 градусов, пока глина не покраснеет до накала.

Побелка:

2-3 раза густой водоэмульсионной краской.

Краски:

Темпера на яичном желтке, 8-10 цветов. Можно смешивать 2-3 цвета. Гуашь с яичным желтком. Нельзя разводить водой.

2 этап. Постановка художественной задачи (выполнения модели игрушки).

Последовательность изготовления игрушки.

3 этап. Практическое выполнение задания по намеченному плану.

Физическая  разминка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем,

И побежим кругом.

В  конце работы все игрушки выбеливают. (Хорошо использовать белую гуашь и клеевую побелку).

4 этап. Анализ работ

Чему научились?

Что нового узнали?

Домашнее задание. Найти мастериц дымковской игрушки, рассказать об их жизни и творчестве.

Уборка рабочего места.

3 урок

Цели.

1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке Дымковская игрушка. И изготовить книжку-раскладушку.

Задачи.

1. Воспитывать  любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

2. Формировать навыки работы с различными материалами.

3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Ход урока 3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1 этап. Сегодня мы будем расписывать свои игрушки и соберем книжку – раскраску про Дымково. Внимательно посмотрите на элементы узора, характерные  для той  игрушки которую вы слепили. Не забывайте о цветовой гамме дымковскую игрушку.

Сколько цветов  вы будете  использовать для росписи Дымковской игрушки?

Рассмотрим  таблицы с узорами.  Приступайте к работе.

2 этап. Постановка художественной задачи (Изготовление книжки-раскраски). Работа в группах.

3 этап. Практическое выполнение задания.

Физическая  разминка.

Я на скрипочке играю,

Тили ли, тили ли.

Скачут зайки на лужайке,

Тили ли, тили ли.

А теперь на барабане,

Трам-пам-пам,

В страхе зайки разбежались,

По кустам, по кустам.

4 этап. Анализ работ.

Чему научились?

Что нового узнали?

Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок  ИЗО во 2 классе.

Тема урока: Посуда у тебя дома.

Выполнил: Захарова О.Н. МОУНОШ №2 учитель  ИЗО

Цель: Сформировать понятие о народной росписи  на примере хохломы  и Создание эскиза

Задачи:

Познакомить с историей, узорами  хохломы

 Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус

Воспитывать  любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Основные методы:

Материалы и принадлежности (для учителя и учащихся)

  1. Таблицы с изображением орнаментов росписи .
  2. Хохлома
  3. Таблицы-с приемами работы кистью
  4. Литературный ряд.
  5. Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага

Ход урока (занятия):

1.Этап.Беседа об истории, отличительных особенностях  и традициях хохломы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте,  ребята!  Тема нашего урока « Посуда у тебя дома».Скажите какая посуда есть у вас дома.

-Чем она отличается?

 

Сегодня на уроке вы узнаете, откуда появилась хохлома, и научитесь рисовать ягодки, цветы, листья по мотивам хохломы. Ребята  подготовили доклады о хохломе.

- Вы обратили внимание на нарядное убранство класса. Это придала посуда, которая находится перед вами. Вся эта посуда выполнена мастерами хохломской росписи. А роспись называется  ХОХЛОМА.

Изготовление посуды трудоемкое дело.

               (Работа по таблице № 1).

С начало токарь вытачивает посуду из дерева на токарном станке (рис 1).

У посуды ровная и гладкая поверхность, она нежного розового цвета. Изделия изготавливаются из дерева липа или береза. Затем изделия сушат и шлифуют. Теперь попадает в руки грунтовщика (рис № 2). Современные мастера называют наложение грунта – вапы- грунтовка. Вапы красновато – коричневого цвета, потому – что в ее состав входит глина. Под плотным слоем глины не видно дерево. Грунтованное изделие высушивают в печи, и оно попадает в руки лудильщика. Втирание в изделие порошка металла – алюминия. Называется – лужением (рис № 3). По серебряному фону рисуют мастера хохломской орнамент.

Мастера – лачилы покрывают посуду лаком. Печники ставят изделие в печь и прокаливают ее до 160 – 180 гр. И происходит чудо. Серебряный цвет превращаются в золотой. Правильно народ говорит в пословицах: « Не то дорого, что красного золота, а  

то, что мастера доброго» «Красна птица пером, а  человек уменьем». Вот сколько много трудят в руках побывала посуда.

-Токарь, грунтовщик, лужельщик, художник, печник.

Самой почетной на столе была солонка. В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно целое « Хлеб – соль ешь, а правду режь».  Говорит одна пословица «  Без соли, без хлеба – худая  беседа» - говорит вторая. Поэтому мастера не скупились на ее отделку.

( Рассматриваем солонку

-Давайте дети еще раз вспомним, у кого в руках побывала посуда.

-Токарь, грунтовщик, лужельщик, художник, печник.

  1. Давайте, дети, внимательно рассмотрим изделия хохломы, какие знакомые элементы узора вы видите на вазах?

  1. Правильно, в хохломе используют природные мотивы. Нет в росписи домиков, лошадей.
  2. Скажите, на каком фоне выполнен узор?
  3. А какие цвета используются в росписи?
  4. Еще раз внимательно посмотрим на посуду. Всем она понравилась? Давайте научимся писать эти волшебные узоры. Внимательно следите за моей рукой и постарайтесь делать так же. Для начала мы научимся рисовать цветок  ромашка. Начинать работу нужно с середины цветка. Середина имеет овальную форму. После этого на кисть наберите красный цвет. Ставим кисть на кончик  волосиков  и делаем нажим, получается лепесток. Рабочий лист можно поворачивать. Лепестки располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Краска должна быть на кисти не слишком густая и не слишком жидкая.
  5. Ягодки выполняются тычком (работа с палитрой).

Тычок – это спичка с намотанной на нее ваткой. Смачивают вату в краске и потом делают нужную ягодку. При работе с тычком нужно следить за  тем, чтобы ягодки получились ровно круглыми и в случае необходимости подправить тычок пальцами.

Итог урока. Выбор Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа).

-     Итак, скажите,  с какой росписью познакомились сегодня

  1. Из чего изготавливается посуда?

  1. Какие мотивы используют мастера хохломской росписи?

Выставка рисунков.

Дома у нас повседневная посуда которой мы пользуемся каждый день и есть посуда праздничная , которую мама ставит на стол в праздничные дни.

Отличается своей росписью

. Гуляя в лесу,   берегом реки, разве не удивляешься ты красоте родной природы

русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода,  украшали яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Истинными произведениями ис - ва становятся эти предметы, красотой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные к ним относится хохлома.

Хохломские художники любят рисовать землянику, малину, крыжовник, смородину, рябину.

Нигде в мире нет такой красивой  посуды, изготовленной из дерева. А появилась эта посуда  давно. В 18 веке на берегу реки Волга  появились небольшие деревни. Не было здесь не одного дома, где жители всей семьей, от мало до велика не  занимались бы каким – либо ремеслом. Но больше всего занимались обработкой дерева. Нужный материал был под рукой. Из дерева делали телеги, ведра, сани, бочки.

В селе Хохлома (от названия речки Хохлома). Жители в каждом доме стали вытачивать деревянную посуду и продавать ее на базарах, а  чтобы посуда раскупалась лучше, ее стали расписывать яркими узорами.

Деревянная посуда с давних времен была в употреблении: дер. Ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина. Требовалось такой посуды в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось, а есть и пить нужно каждый день. Шли годы и в городе Семенове построили фабрику, где собрались лучшие мастера хох

Токарь, грунтовщик, лужельщик, художник, печник

 

Смородина,   земляника, рябину.

-черный, красный, зеленый, желтый

-хохлома

-из дерева. Береза , липа

-Природные мотивы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Посуда у тебя дома» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностны...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" (программа Б.М.Неменского).

Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" в соответствии с методической разработкой, в которой представлены цели и задачи урок...

Разработка открытого урока по развитию устной речи в 4 классе по теме:"Посуда"

В начле урока проходит организационный момент. Затем проводим речевую разминку, в которой говорится о посуде. Следующий этап урока - словарная работа.Дети узнают о лексическом значении слов "сервиз", ...

Презентация к уроку изобразительного искусства ( 2класс) по теме:"Посуда у тебя дома"

Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 2 класса начальной школы  "Изобразительное искусство. Искусство и ты."...

Практический материал по учебному предмету "Социально-бытовая ориентировка" (8 класс) на тему "Посуда"

Используется в качестве материала для закрепления знаний по теме "Посуда" на уроках СБО....