разработка конспекта урока для 4 класса по основам мировых религиозных культур с презентацией по теме "Добро и зло в буддизме, христианстве и иудаизме"
план-конспект урока по технологии по теме
урок в 4 классе по теме "Добро и зло" рекомендую проводить в технологии проблемно-развивающего обучения учащихся. Данный материал был опробирован на районном открытом уроке 18 декабря 2013 года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Добро и зло в буддизме, христианстве, иудаизме»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 4 «А»
Предмет: «Основы мировых религиозных культур»
Цель урока: создать условия для формирования представлений о добре и зле из религиозных источников, особенностях трактовки понятий в буддизме, христианстве и иудаизме.
Задачи урока: образовательные: сформировать представления о добре и зле, об особенностях восприятия данных понятий в разных религиях на примере первоисточника «Бытия» и рассуждения о добре и зле представителей буддизма, христианства и иудаизма; развивающие: формировать способности работать с источниками по теме, выяснять проблемы, сравнивать точки зрения, развивать умения применять знания в новой учебной ситуации, отрабатывать навыки самостоятельной работы, совершенствовать навыки исследовательской деятельности (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), развивать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия; воспитательные: формировать собственное отношение к теме и её понятиям, событиям и явлениям, давать нравственную оценку фактам и событиям изучаемого периодавоспитывать чувство уважения к прошлому древних религий, подвести учащихся к выводу, что комплексное изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» невозможно без изучения нравственных понятий о добре и зле.
Формы организации обучения: фронтальные и групповые
Оборудование: пакеты материалов с религиозными историческими источниками, учебник, таблицы для работы групп, презентация, ноутбук, проектор, экран
Ход урока:
I этап. Организационный. (3 мин.) Приветствие гостей, учеников и рассадка по местам (ученики занимают места, согласно цвету вытянутого жетона, так формируется две группы, на столах сформированы папки с раздаточным материалом).
II этап. Мотивационный с актуализация знаний (10 минут).
Учитель | Ученики |
- Ни для кого не секрет, что мир полон загадок и тайн: иногда понятия, Вам известные, обыденные, в разных трактовках, жизненных ситуациях кажутся непонятными, сложными. Цель сегодняшнего урока – раскрыть такие понятия, а познакомит нас с ними история одного китайского мудреца по имени Конфуций. - Итак, о чем пойдет речь на уроке? Мы несколько расширим тему и раскроем не только смысл понятий «добро и зло», мы постараемся вычитать, как характеризуют эти понятия, изучаемые нами религии: буддизм, христианство, иудаизм. - Для начала вспомним и повторим пройденный материал. На экране таблица «Буддизм-Христианство-Иудаизм», под ней изображения основателей религий, время возникновения каждой религии, место возникновения, слово-понятие, характерное для определенной религии. Необходимо верно заполнить таблицу. Группа, справившаяся быстрее всех, получает право выбора религии. - С этим заданием вы справились, самое время перейти к рассмотрению темы урока. Главный вопрос урока: - Как мировые религии объясняют ИСТОЧНИК ДОБРА и ЗЛА? | На доске презентация, открыт слайд №2: читают историю из жизни Конфуция, отвечают на вопросы:
Определяют тему урока: «Добро и зло в буддизме, христианстве, иудаизме» (слайд №1) Формулируют цель и задачи урока с помощью учителя: сформировать представление о добре и зле, изучив религиозные источники и т.д. Слайд №2 таблица «Буддизм-Христианство-Иудаизм» Сопоставляют факты, заполняют данные религий, собирают жетоны с баллами |
III этап. Информационный и аналитический(20 минут)
Учитель | Ученики |
- Прежде чем мы обратимся к религиозным источникам, ответьте на вопрос: - Какие ассоциации у Вас вызывают понятия «Добро»? «Зло?» - Обратимся к словарям С.ОЖЕГОВА и В.ДАЛЯ. - В древнеславянских текстах добро и зло имеют двойственную природу: человеческую и высшую Божественную. - О такой природе добра и зла сообщают религиозные тексты, с одним из них Вы познакомились дома. - Этот источник признают мировая религия – ХРИСТИАНСТВО и национальная религия – ИУДАИЗМ. - Называется источник «БЕРЕЙШИТ» (БЫТИЕ), написан в 6-5 вв. до н.э., дословно переводится «В начале». - Попробуйте ответить на вопросы источника и найти описания добра и зла в первоисточнике. - Итак, если все, что ХОРОШО – Есть ДОБРО, то, что тогда является добром для Бога? А что есть Зло? - Как Вы думаете, в чем, с точки зрения религий, сокрыт источник добра и зла? - Самое время подвести итоги. | - приводят примеры ассоциаций: ДОБРО – нечто ХОРОШЕЕ; ЗЛО – ПЛОХОЕ… Слайд №3: знакомятся с определением понятий из словарей Работа по источнику: слайд № 4-5 (раздаточные материалы) Вопросы: - О каком временном промежутке сообщает источник? (о первых 6 днях) - О ком этот источник? (о Боге) - О чем источник повествует? Что делал Бог первые 6 дней? (Сотворил мир) - Как он сотворил мир? Что стало венцом творения Бога? (словом, венец творения - человек). - Добро – свет, день, небо и земля со своими светилами, птицы, скот, рыбы, человек… - Зло – тьма, бездна, пустота, ночь… Слайд №6: рассуждения о добре и зле Христианина, иудея, буддиста - источник добра и зла – Бог и человеческие поступки, по мнению христианина и иудея, а буддист считает источник добра – истинный путь – нирвана, а зло – сама жизнь – источник страданий. |
IV этап. Рефлексивный, оценочный (5 минуты)
Учитель | Ученики |
- Мы проанализировали религиозные источники, выяснили природу добра и зла. Вспомним главный вопрос урока: Как мировые религии объясняют ИСТОЧНИК ДОБРА и ЗЛА? - Тема добра и зла популярна во все времена. В народе сложили нимало пословиц и поговорок на эту тему. - Знаете ли Вы пословицы о добре и зле? - Проверим, насколько точны Ваши знания народного творчества. - Самое время подсчитать жетоны по группам и выяснить самых активных учеников. | - высказываются по группам Слайд№7: необходимо закончить пословицу, подобрав ей достойное завершение из второго столбика. Учащиеся анализируют работу своей группы и одноклассников и оценивают, насколько активно работала группа, выясняют особенности и проблематику изучаемого раздела |
V этап. Домашнее задание (2 минуты)
В качестве домашнего задания Вам предлагается придумать достойное окончание притчи «Про волков» (слайд№8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/08/picture-358364-1594235544.gif)
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376781-1389015095.jpg)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-86620-1401720937.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-913109-1491313739.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-86620-1401720937.jpg)
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994420-1515747301.jpg)
Разработки учебных занятий 4 класс курс "Основы мировых религиозных культур"
Разработки учебных занятий по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур". 1 занятие: тема "Нравственные заповеди". 2 занятие: тема "Семья - школа любви"....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...