Элективный курс по биологии "Флора Среднего Урала"
элективный курс по биологии (9, 10, 11 класс)

Зяблицев Александр Борисович

Материал состоит из программы, рабочей тетради (общий формат и разделённые на 5 частей) и иллюстративного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ)

Рабочая программа

элективного курса «Флора Среднего Урала»

Разработчики: Зяблицев А.Б., Алексеева В.А.,

студенты 3 курса, УрГПУ,

кафедры биологии, химии, экологии

и методики их преподавания

Рецензент: Таршис Л.Г.,

доктор биологических наук, профессор

кафедры биологии, химии, экологии

и методики их преподавания, УрГПУ

Екатеринбург 2023 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Флора Среднего Урала» представляет собой дисциплину, основанную на таких науках, как биология, география и краеведение. Теоретическая основа опирается на знания разделов ботаники и географии, которые изучаются на школьных занятиях.

Данная дисциплина реализуется для учащихся основного общего образования (9 классы) и среднего общего образования (10-11 классы). К изучению курса «Флора Среднего Урала» привлекаются ученики, которые проявляют интерес к вышеперечисленным школьным дисциплинам, а также хотят узнать подробнее о растительном мире родного края.

К курсу прилагается рабочая тетрадь, которая для удобства использования учащимся разделена на V частей:

I-ая часть включает в себя изучение биологического оборудования, методы изготовления срезов, характеристика Среднего Урала, характеристика лишайников и водорослей, как представителей растительного мира;

Во II-ой части рассматриваются высшие споровые растения (мхи, хвощи, плауны, папоротники) и их характеристика.

III-ая часть позволят изучить представителей флоры, размножение которых осуществляется семенами. Это растения отдела Голосеменные и отдела Покрытосеменные.

IV-ая часть включает в себя характеристику растений из различных семейств отдела Цветковых.

В V-ой части представлены такие темы, как «Растения Красной книги Урала», «Жизненные формы растений», «Классификация растений по отношению к абиотическим факторам» и «Классификация растений по продолжительности жизни.

В соответствии с программой, в рабочей тетради отведены специальные листы для зарисовки. На рисунках необходимо делать подписи, перечень которых присутствует на нижней стороне страницы. Для более эффективного усвоения информации, помимо простого карандаша, рекомендуется выполнять рисунки цветными карандашами.

Рабочая тетрадь содержит в себе «Задания для классной подготовки», среди которых находятся темы докладов. Они подготавливаются учащимися в качестве сообщений и рассказываются на занятиях. Помимо этого, представляются «Практические работы», выполняющиеся во время учебного процесса в присутствии и под контролем преподавателя. «Задания для внеклассной подготовки» выполняются дома индивидуально и оцениваются учителем при проверке тетради, сданной на проверку.

В конце рабочей тетради присутствуют темы для проектов, которые будут защищаться учащимися в конце изучения элективного курса, что является одним из критериев выставления оценки.

Цели данного курса: способствовать приобретению знаний и навыков у обучающихся 9-ых-11-ых классов в области ботанических дисциплин при изучении краеведения.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть с учащимися определение и предмет такой науки, как «Краеведение»;
  2. Узнать подробнее про Средний Урал;
  3. Изучить с учащимися представителей флоры родного края, начиная с низших растений, и их характеристику;
  4. Рассмотреть растения, которые находятся в Красной книге Среднего Урала;
  5. Изучить жизненные формы растений;
  6. Изучить классификацию растений по отношению к свету;
  7. Изучить классификацию растений по продолжительности жизни;
  8. Расширить знания учащихся в области биологии, полученных ранее;
  9. Закрепить теоретические знания, которыми овладели учащиеся в рамках такого раздела, как «Ботаника»;
  10. Развить творческие способности учащихся;
  11. Развить практические навыки и умения;
  12. Сформировать умения закреплять изученный материал на практике;
  13. Развить умение работать с научной литературой, географическими атласами, определителями растений и другими источниками информации;
  14. Подготовить к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Формы занятий: урок, урок-конференция, практические занятия, экскурсии, самостоятельные творческие работы, работа в парах.

Основной формой является урок. На каждом из них учащимся необходимо формулировать цель, которая должна быть им понятна и интересна. В процесс изучения курса должны активно вовлекаться учащиеся, выступая перед аудиторией с докладами, найденными увлекательными фактами. Подведение итогов проводиться в виде рефлексивного обсуждения, выполнения различных заданий и заполнения рабочей тетради.

Сроки усвоения программы: курс рассчитан на 52-54 часа. Проведение занятий осуществляется два раза в неделю.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, гербарный материал, микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, препаровальные иглы, лезвия, ступка, пестик, химическое оборудование и реактивы, таблицы о содержании витаминов в различных органах покрытосеменных, о содержании химических элементов в берёзовом соке, научная литература, географические атласы, определители растений, Красная книга Среднего Урала (несколько экземпляров). 

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности работы в кабинете биологии при работе с гербарными экземплярами, реактивами в процессе работы;
  • Устройство лабораторного оборудования;
  • Характеристику Среднего Урала;
  • Характеристику представителей флоры Среднего Урала;
  • Строение цветка, его функции и процессы, связанные с данным органом;
  • Виды растений, занесённую в Красную книгу Среднего Урала;
  • Признаки одно- и многолетних растений;
  • Признаки светолюбивых, тенелюбивых и теневыносливых растений;
  • Жизненные формы растений и их характеристику;
  • Определение и предмет науки «Краеведение».

Учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать отделы и семейства растений;
  • Характеризовать цветок различных семейств;
  • Определять жизненные формы растений;
  • Определять растения по отношению к свету;
  • Определять растения по продолжительности жизни;
  • Изготавливать поперечные и продольные срезы;
  • Определять наличие крахмала и витаминов в наземных и подземных органах растений;
  • Работать с учебной литературой;
  • Выступать перед аудиторией с докладом;
  • Отвечать на вопросы аудитории по представленному материалу.

Система оценивания:

Сообщения учащихся, как и проекты, которые защищаются учащимися в конце изучения элективного курса, оцениваются по критериям, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценивания докладов и проектов

Описание критерия

Оценка

Доклад выполнен, повествование шло своими словами (допускается опора на текст) и сопровождался презентацией

«5»

Доклад выполнен, но зачитан с листа, презентация присутствовала

«4»

Доклад выполнен, но зачитан с листа и не сопровождался презентацией

«3»

Доклад не выполнен

«2»

Рабочая тетрадь оценивается преподавателем по критериям, представленных в таблице 2. Наличие и грубость биологических ошибок оценивается по усмотрению преподавателя и может влиять на отметку, выставленную по представленным критериям.

Таблица 2

Критерии оценки рабочей тетради

Описание критерия

Оценка

Рабочая тетрадь сдана, рисунки выполнены в цвете и присутствуют в полном объёме, заполнены все таблицы

«5»

Рабочая тетрадь сдана. Допускается выполнение рисунков (в цвете) и таблиц не в полном объёме, но в данном случае объём выполненной работы должен составлять 65-70% от всего объёма тетради

«4»

Рабочая тетрадь сдана, но рисунки выполнены не все и без цвета. Таблицы заполнены не полностью. В данном случае объём выполненной работы должен составлять 50-65% от всего объёма тетради

«3»

Рабочая тетрадь не сдана для оценивания

«2»

Также преподавателем оцениваются и практические работы, выполненные учащимся во время занятий. Критерии для выставления отметки представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерии оценивания практических работ

Описание критерия

Оценка

Практическая работа сдана, присутствует ход выполнения работы, описание наблюдений и вывод

«5»

Практическая работа сдана, присутствует ход выполнения работы, описание наблюдений, но отсутствует вывод

«4»

Практическая работа сдана, присутствует ход выполнения работы, но отсутствуют описание наблюдений и вывод

«3»

Практическая работа не сдана для оценивания или не была выполнена

«2»

Помимо пунктов, которые были указаны выше, на оценку учащегося также влияет посещение элективного курса. Допускаются пропуски по уважительной причине.

Учебно-тематический план курса представлен в таблице 3.

Таблица 3

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практические работы

Формы работы

1

Введение

2

-

Урок

2

Уральский регион и его представители низших растений

8

1

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

3

Высшие споровые растения Среднего Урала

8

7

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

4

Семенные растения Среднего Урала

4

1

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

5

Семейства растений Среднего Урала и их представители

16

13

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

6

Красная книга Среднего Урала

1

-

Урок, самостоятельные творческие работы

7

Классификация растений Среднего Урала

3

4

Урок, практическая работа, работа в парах

8

Зачётное занятие по курсу

2

-

Урок-конференция

9

Экскурсии

8-10

-

Экскурсии

Тематическое планирование элективного курса «Флора Среднего Урала» представлено в таблице 4.

Таблица 4

Тематическое планирование курса «Флора Среднего Урала»

№ темы

Дата проведения по плану (фактически)

Наименование изучаемой темы

Количество часов

Вид деятельности

1

Организационное занятие. Определение краеведения, предмет и задачи данной науки. История её развития

1

Лекция-беседа

2

Инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием в классе и гербарными экземплярами. Знакомство с программой данного курса

1

Лекция-беседа

3

Характеристика Уральского региона

3

Лекция-беседа, сообщения учащихся

4

Лихенология. Лишайники Среднего Урала

3

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

5

Альгология. Водоросли Среднего Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения учащихся

6

Бриология. Мхи Среднего Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения учащихся

7

Птеридология. Папоротники Среднего Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

8

Хвощи Среднего Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

9

Плауны Среднего Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

10

Голосеменные Среднего Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

11

Покрытосеменные Среднего Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения учащихся

12

Представители флоры Среднего Урала семейства Злаки

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

13

Представители флоры Среднего Урала семейства Лилейные

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

14

Представители флоры Среднего Урала семейства Сложноцветные

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

15

Представители флоры Среднего Урала семейства Паслёновые

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

16

Представители флоры Среднего  Урала семейства Бобовые

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

17

Представители флоры Среднего  Урала семейства Розоцветные

3

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

18

Представители флоры Среднего  Урала семейства Крестоцветные

3

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

19

Растения Красной книги Среднего  Урала

1

Лекция-беседа, сообщения учащихся

20

Жизненные формы растений

1

Лекция-беседа, практические работы, сообщения учащихся

21

Классификация растений по отношению по абиотическим факторам

1

Лекция-беседа, практические работы, сообщения учащихся

22

Классификация растений по продолжительности жизни

1

Лекция-беседа, практические работы, сообщения учащихся

23

Защита работ по индивидуальным темам

2

Защита творческих проектов

24

Экскурсии в ботанические сады, на поля, на природу, в лесопарки

8-10

Экскурсии

Содержание курса:

Раздел 1. Введение (2 часа)

Тема 1. Организационное занятие. Выбор старосты и его помощников. Общие требования к учащимся (рабочий журнал, рабочая тетрадь, дисциплина и т.д.). Краеведение как наука, ее связь с биологией и географией. История развития данной науки.

Тема 2. Инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием в классе и гербарными экземплярами. Знакомство с программой данного курса.

Раздел 2. Средний Урал и его представители низших растений (8 часов)

Тема 3. Характеристика Среднего Урала: географическое положение, рельеф, климат, минеральные ресурсы, водные ресурсы, почвы, представители фауны, области, входящие в состав.

Тема 4. Лихенология. Лишайники Среднего Урала: биологические особенности лишайников, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды лишайников, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 1. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза слоевища лишайника».

Тема 5. Альгология. Водоросли Среднего Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала.

Раздел 3. Высшие споровые растения Среднего Урала (8 часов)

Тема 6. Бриология. Мхи Среднего Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала.

Тема 7. Птеридология. Папоротники Среднего Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 2. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза вайи папоротника»;

№ 3. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза корневища папоротника».

Тема 8. Хвощи Среднего Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 4. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза стебля хвоща»;

№ 5. «Изготовление и рассмотрение продольного среза стробила хвоща»;

№ 6. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза корневища хвоща».

Тема 9. Плауны Среднего Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 7. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза стебля плауна»;

№ 8. «Изготовление и рассмотрение продольного среза стробила плауна».

Раздел 4. Семенные растения Среднего Урала (4 часа)

Тема 10.  Голосеменные Среднего Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 9. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза иглы сосны».

Тема 11. Покрытосеменные Среднего Урала: биологические особенности, их способы размножения, распространение. Строение цветка и процессы, связанные с данным органом растений. Характеристика плодов растений отдела Покрытосеменные. Класс Однодольные и класс Двудольные.

Раздел 5. Семейства растений Среднего Урала и их представители (16 часов)

Тема 12. Представители флоры Среднего Урала семейства Злаки: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 10. «Изготовление и рассмотрение продольного среза семени пшеницы».

Тема 13. Представители флоры Среднего Урала семейства Лилейные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 11. «Характеристика цветка семейства Лилейные».

Тема 14. Представители флоры Среднего Урала семейства Сложноцветные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 12. «Характеристика цветка семейства Сложноцветные».

Тема 15. Представители флоры Среднего Урала семейства Паслёновые: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 13. «Характеристика цветка семейства Паслёновые»;

№ 14. «Определение крахмала у подземных органов/плодов семейства Паслёновые».

Тема 16. Представители флоры Среднего Урала семейства Бобовые: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 15. «Рассмотрение строения семени бобов»;

№ 16. «Характеристика цветка семейства Бобовые».

Тема 17. Представители флоры Среднего Урала семейства Розоцветные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 17. «Характеристика цветка семейства Розоцветные»;

№ 18. «Определение содержания витаминов в плодах семейства Розоцветные»;

№ 19. «Определение содержания витаминов и наличие химических элементов в берёзовом соке».

Тема 18. Представители флоры Среднего Урала семейства Крестоцветные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала. Практические работы:

№ 20. «Характеристика цветка семейства Крестоцветные»;

№ 21. «Определение содержания крахмала в подземном органе редиса»;

№ 22. «Определение содержания витаминов в подземном органе редьки».

Раздел 6. Красная книга Среднего Урала (1 час)

Тема 19. Растения Красной книги Среднего Урала: виды, занесённые в Красную книгу, их характеристика.

Раздел 7. Классификация растений Среднего Урала (3 часа)

Тема 20. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, полукустарнички, травы. Практические работы:

№ 23. «Определение жизненных форм представителей флоры, которые находятся в кабинете».

Тема 21. Классификация растений по отношению к абиотическим факторам: вода, свет, почва, засолённость и кислотность почвы. Практические работы:

№ 23. «Определение растений в классе по отношению к воде»;

№ 24. «Определение растений в классе по отношению к свету».

Тема № 22. Классификация растений по продолжительности жизни: моно- и поликарпики. Практические работы:

№ 25. «Определение растений в классе по продолжительности жизни».

Зачётное занятие по курсу – защита проектов (2 часа)

Тема 23. Защита творческих проектов по индивидуальным темам.

Экскурсии (8-10 часов)

Тема 24. Экскурсии в ботанические сады, на поля, на природу, в лесопарки. Возможен вариант похода на несколько дней (с родителями) на природу с «вылазками» для знакомства и определения растений Среднего Урала.

Перечень тем для проектов:

  1. Краеведение. Предмет изучения данной науки. История её развития;
  2. Средний Урал, его характеристика;
  3. Гербаризация растений;
  4. Сельское хозяйство Среднего Урала;
  5. Растения, выращиваемые на Среднем Урале;
  6. Адаптации растений к жизни на Среднем Урале;
  7. Декоративные растения Среднего Урала;
  8. Растения Среднего Урала из семейства Брусничные;
  9. Растения Среднего Урала из семейства Зонтичные;
  10. Растения Среднего Урала из семейства Маслинные;
  11. Растения Среднего Урала из семейства Губоцветные;
  12. Растения Среднего Урала из семейства Норичниковые;
  13. Растения Среднего Урала из семейства Лютиковые;
  14. Растения Среднего Урала из семейства Жимолостные;
  15. Растения Среднего Урала из семейства Валериановые;
  16. Растения Среднего Урала из семейства Осоковые;
  17. Растения Среднего Урала из семейства Орхидные;
  18. Растения Среднего Урала из семейства Ивовые;
  19. Растения Среднего Урала из семейства Берёзовые;
  20. Растения Среднего Урала из семейства Крапивные;
  21. Растения Среднего Урала из семейства Гречишные;
  22. Растения Среднего Урала из семейства Крыжовниковые;
  23. Растения Среднего Урала из семейства Маревые;
  24. Растения Среднего Урала из семейства Гвоздичные;
  25. Растения Среднего Урала из семейства Кувшинковые;
  26. Способы размножения покрытосеменных растений;
  27. Цветок. Его строение и значение;
  28. Витамины, содержащиеся в плодах семейства Розоцветные;
  29. Деревья и травы Среднего Урала;
  30. Растения Среднего Урала, используемые в медицине;
  31. Растения Среднего Урала, занесённые в Красную книгу;
  32. Заповедники Среднего Урала;
  33. Экологические проблемы Среднего Урала;
  34. Факторы, негативно влияющие на растения;
  35. Лесопосадки на Среднем Урале;
  36. Монокарпики Среднего Урала;
  37. Поликарпики Среднего Урала;
  38. Ботаники Среднего Урала;
  39. Ботанические сады Среднего Урала;
  40. Растения Среднего Урала, произрастающие близь воды;
  41. Растения-суккуленты, выращиваемые на Среднем Урале в качестве комнатных;
  42. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной кислотностью;
  43. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной солёностью;
  44. Растения, выращиваемые в городах Среднего Урала.

Рекомендованная литература:

  1. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., и др. Ботаника: Морфология и анатомия растений. 2-е изд. / общ. ред. Т. И. Серебряковой. - М.: Просвещение, 1988. - 480 с.;
  2. Васфилова Е. С., Третьякова А.С. и др. Дикорастущие лекарственные растения Урала: [учеб. пособие] /  [Е.С. васфилова и др. ; под общ. ред. В.А. Мухина]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2014 - 204 с. : цв. ил.;
  3. Горчаковский П.Л., Шурова Е.А., Князев М.С. и др. Определитель сосудистых растений Среднего Урала / П.Л. Горчаковский, Е.А. Шурова, М.С. Князев и др. - М.: Наука, 1994. - 525 с.;
  4. Гуревич А.А. Пресноводные водоросли. - М.: Просвещение, 1996. - 111 с.;
  5. Капустин В.Г., Корнев И.Н. География Свердловской области. Учебное пособие для учащихся старших классов. – Екатеринбург : изд-во «Сократ», 2006. – 400 с.;
  6. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы / отв. ред. Н.С. Корытин. – Екатеринбург : ООО «Мир», 2018. – 450 с.: ил.;
  7. Рабинович А.М. "Экскурсия в природу. Лекарственные растения". Выпуск II. Комплект из 23 цветных открыток. Издательство "Планета". Москва, 1977 г.;
  8. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 3: лишайники, водоросли. – М.: Просвещение, 1977, 509 с.;
  9. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 4: мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные растения. – М.: Просвещение, 1978, 512 с.;
  10. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 5. Часть 1: цветковые растения. – М.: Просвещение, 1980, 496 с.;
  11. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 5. Часть 2: цветковые растения. – М.: Просвещение, 1981, 576 с.;
  12. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 5. Часть 1: цветковые растений. – М.: Просвещение, 1982, 608 с.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биологическое оборудование

Слайд 2

Строение микроскопа

Слайд 3

Схема изготовления поперечного среза

Слайд 4

Схема изготовления продольного радиального среза

Слайд 5

Схема изготовления продольного тангентального среза

Слайд 6

Лихенология - наука о лишайниках

Слайд 7

Строение слоевища лишайника Гифы гриба

Слайд 8

Внешний вид накипных, листоватых и кустистых лишайников

Слайд 9

Альгология – наука о водорослях

Слайд 10

Внешний вид и строение спирогиры

Слайд 11

Внешний вид колонии Микроцистиса Клетки водоросли

Слайд 12

Внешний вид Эвглены зелёной

Слайд 13

Внешний вид пиннулярии

Слайд 14

Бриология – наука о мхах

Слайд 15

Внешний вид маршанции

Слайд 16

Внешнее строение сфагнума Стебель Коробочка Листья Свисающие боковые ветви Отстоящие боковые ветви

Слайд 17

Внешнее строение кукушкина льна Ножка Ризоиды Стебель Листья Коробочка Колпачок

Слайд 18

Жизненный цикл мхов

Слайд 19

Птеридология – наука о папоротниках

Слайд 20

Внешнее строение папоротника Лист Придаточные корни Корневище Сорусы Молодые листья

Слайд 21

Строение заростка папоротника

Слайд 22

Жизненный цикл папоротников

Слайд 23

Хвощи

Слайд 24

Внешнее строение хвоща

Слайд 25

Строение стробила хвоща

Слайд 26

Строение споры хвоща

Слайд 27

Жизненный цикл хвощей

Слайд 28

Плауны

Слайд 29

Внешнее строение плауна

Слайд 30

Строение стробила плауна ( микропрепарат )

Слайд 31

Жизненный цикл плаунов

Слайд 32

Голосеменные

Слайд 33

Строение мужской и женской шишек сосны

Слайд 34

Ветка сосны

Слайд 35

Жизненный цикл голосеменных

Слайд 36

Покрытосеменные

Слайд 37

Строение цветка

Слайд 38

Положение завязи в цветке

Слайд 39

Строение пестичного, тычиночного и обоеполого цветков

Слайд 40

Схемы самоопыления и перекрёстного опыления

Слайд 41

Строение семяпочки

Слайд 42

Схема строения простых соцветий

Слайд 43

Схема строения сложных соцветий

Слайд 44

Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные

Слайд 45

С емейство Злаки

Слайд 46

Строение цветка злаков

Слайд 47

Строение семени пшеницы

Слайд 48

С емейство Лилейные

Слайд 49

Строение цветка лилии

Слайд 50

Строение луковицы лилии

Слайд 51

Внешний вид тюльпана

Слайд 52

С емейство Сложноцветные

Слайд 53

Строение язычкового цветка одуванчика

Слайд 54

Строение семянки

Слайд 55

Внешний вид ромашки

Слайд 56

Внешний вид подсолнуха

Слайд 57

Внешний вид мать-и-мачехи

Слайд 58

С емейство Паслёновые

Слайд 59

Строение цветка картофеля

Слайд 60

Строение плода паслёновых

Слайд 61

Внешний вид картофеля

Слайд 62

Внешний вид томата

Слайд 63

Внешний вид перца

Слайд 64

С емейство Бобовые

Слайд 65

Строение цветка гороха

Слайд 66

Строение плода семейства Бобовых

Слайд 67

Внешний вид гороха

Слайд 68

Внешний вид клевера

Слайд 69

С емейство Розоцветные

Слайд 70

Строение цветка шиповника

Слайд 71

Изображение плода «Костянка»

Слайд 72

Изображение плода «Орешек»

Слайд 73

Изображение плода «Крылатка»

Слайд 74

Изображение плода « Многокостянка »

Слайд 75

Изображение плода «Ягода»

Слайд 76

Изображение плода «Яблоко»

Слайд 77

С емейство Крестоцветные

Слайд 78

Строение цветка капусты

Слайд 79

Строение плода семейства Крестоцветные

Слайд 80

Внешний вид капусты

Слайд 81

Внешний вид хрена

Слайд 82

Внешний вид сурепки


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

Образовательная организация:_________________________

Населённый пункт:__________________

Рабочая тетрадь

по элективному курсу «Флора Среднего Урала»

учащегося______класса

Часть II

Фамилия:________________________

Имя:____________________

Отчество:________________________

Год:___________

Тема: «Бриология – наука о мхах»

Цель занятия: познакомиться с мхами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

Задания для классной работы:

1. Биологические особенности мхов (доклад);

2. Способы размножения мхов и их жизненный цикл (доклад);

3. Распространение мхов (доклад);

4. Значение мхов в природе и для человека (доклад);

5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Кукушкин лён, Маршанция изменчивая, Сфагнум магелланский, Полия поникшая, Дрепанокладус крючковатый.

Практические работы:

1. Рассмотреть гербарный материал мхов.

Задание для внеклассной работы:

  1. Зарисовать внешнее строение маршанции и сделать обозначения;
  2. Зарисовать внешнее строение сфагнума и сделать обозначения;
  3. Зарисовать внешнее строение кукушкина льна и сделать обозначения;
  4. Зарисовать жизненный цикл мхов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
  5. Заполнить таблицу «Характеристика мхов».

Внешнее строение маршанции:

А – внешний вид мха с мужскими подставками;

Б – внешний вид мха с женскими подставками;

1 – таллом;

2 – ризоиды;

3 – ножка;

4 – мужские подставки;

5 – женские подставки.

Внешнее строение сфагнума:

1 – стебель;

2 – листья;

3 – коробочка;

4 – отстоящие боковые ветви;

5 – свисающие боковые ветви;

6 – веточки головки.

Внешнее строение кукушкина льна:

1 – ризоиды;

2 – стебель;

3 – листья;

4 – ножка;

5 – коробочка;

6 – колпачок.

Жизненный цикл мхов:

1 – мужской гаметофит;

2 – женский гаметофит;

3 – сперматозоид;

4 – яйцеклетка;

5 – антеридий;

6 – архегоний;

7 – зигота;

8 – молодой спорофит;

9 – зрелый спорофит;

10 – коробочка;

11 – споры;

12 – редукционное деление (мейоз);

13 – протонема.

Таблица 1

Характеристика мхов

Признак

Характеристика

Строение

Форма тела

Способы размножения

Распространение

Значение в природе

Значение для человека

Тема: «Птеридология – наука о папоротниках»

Цель занятия: познакомиться с папоротниками и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

Задание для классной работы:

1. Биологические особенности папоротников (доклад);

2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

3. Распространение папоротников (доклад);

4. Значение папоротников в природе и для человека (доклад);

#1042;иды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Страусник обыкновенный, Кочедыжник женский, Щитовник мужской, Орляк обыкновенный.

Практические работы:

1. Рассмотреть гербарный материал папоротников;

2. Изготовить микропрепарат корневища папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

3. Изготовить микропрепарат вайи папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

Задание для внеклассной работы:

1. Зарисовать внешнее строение папоротника и сделать обозначения;

2. Зарисовать заросток папоротника и сделать обозначения;

4. Зарисовать жизненный цикл папоротников, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

5. Заполнить таблицу «Характеристика папоротников».

Таблица 2

Характеристика папоротников

Признак

Характеристика

Строение

Способы размножения

Распространение

Значение в природе

Значение для человека

Внешнее строение папоротника:

1 – корневище;

2 – придаточные корни;

3 – лист;

4 – молодые листья;

5 – сорусы.

Строение заростка папоротника:

1 – ризоиды;

2 – антеридии;

3 – архегонии

Жизненный цикл папоротников:

1 – спорофит;

2 – спорангий;

3 – спора;

4 – заросток;

5 – антеридий;

6 – архегоний;

7 – зигота;

8 – молодой папоротник на заростке;

9 – редукционное деление.

Тема: «Хвощи»

Цель занятия: познакомиться с хвощами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

Задания для классной работы:

  1. Рассмотреть биологические особенности хвощей (доклад);
  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
  3. Распространение хвощей (доклад);
  4. Значение хвощей в природе и для человека (доклад);
  5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Хвощ полевой, Хвощ лесной, Хвощ речной, Хвощ болотный.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;
  2. Изготовить микропрепарат стебля хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;
  3. Изготовить микропрепарат стробила хвоща (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом;
  4. Изготовить микропрепарат корневища хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать внешнее строение хвоща и сделать обозначения;
  2. Зарисовать строение стробила хвоща и сделать обозначения;
  3. Зарисовать споры хвоща и сделать обозначения;
  4. Зарисовать жизненный цикл хвощей, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
  5. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».

Внешнее строение хвоща:

А – весенний побег:

1 – придаточные корни;

2 – корневище;

3 – стебель;

4 – мутовки листьев;

5 – спороносный колосок;

6 – узел;

7 – междоузлие.

Б – летний побег:

1 – придаточные корни;

2 – корневище;

3 – стебель;

4 – мутовки листьев;

5 – узел;

6 – междузлие.

Строение стробила хвоща:

А – внешнее строение:

1 – шестигранные щитки.

Б – микропрепарат:

1 – ось стробила;

2 – споры;

3 – шестигранные щитки;

4 – спорангий.

Строение споры хвоща:

1 – элатеры.

Жизненный цикл хвощей:

1 – спорофит;

2 – стробил;

3 – спорангий;

4 – споры;

5 – гаметофит;

6 – антеридий;

7 – архегоний;

8 – зигота;

9 – молодой спорофит.

Таблица 3

Характеристика хвощей

Признак

Характеристика

Строение

Способы размножения

Распространение

Значение в природе

Значение для человека

Тема: «Плауны»

Цель занятия: познакомиться с плаунами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности плаунов (доклад);
  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
  3. Распространение плаунов (доклад);
  4. Значение плаунов в природе и для человека (доклад);
  5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Плаун булавовидный, Плаун годичный, Дифазиаструм альпийский.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;
  2. Изготовить микропрепарат стебля плауна (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;
  3. Изготовить микропрепарат стробила плауна (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему внешнего строения плауна и сделать обозначения;
  2. Зарисовать строение стробила плауна (микропрепарат) и сделать обозначения;
  3. Зарисовать жизненный цикл плаунов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
  4. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».

Внешнее строение плауна:

1 – придаточные корни;

2 – плагиотропный (стелющийся) побег;

3 – вертикальный побег;

4 – листья;

5 – спороносные колоски.

Строение стробила плауна (микропрепарат):

1 – ось;

2 – споры;

3 – спорофилл;

4 – спорангий.

Жизненный цикл плаунов:

1 – спорофит;

2 – спорофилл со спорангием;

3 – спора;

4 – прорастающая спора;

5 – гаметофит;

6 – антеридий;

7 – архегоний;

8 – зигота;

9 – молодой спорофит.

Таблица 4

Характеристика плаунов

Признак

Характеристика

Строение

Способы размножения

Распространение

Значение в природе

Значение для человека



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

Образовательная организация:_________________________

Населённый пункт:__________________

Рабочая тетрадь

по элективному курсу «Флора Среднего Урала»

учащегося______класса

Часть III

Фамилия:________________________

Имя:____________________

Отчество:________________________

Год:____________

Тема: «Голосеменные»

Цель занятия: познакомиться с голосеменными и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности голосеменных (доклад);
  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
  3. Распространение голосеменных(доклад);
  4. Значение в природе и для человека (доклад);
  5. Виды, встречаемые на территории Урала (доклад): Ель сибирская, Ель голубая, Сосна обыкновенная, Сосна сибирская, Лиственница сибирская, Можжевельник обыкновенный, Пихта сибирская.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;
  2. Изготовить микропрепарат иглы сосны (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать строение мужской и женской шишек сосны. Сделать обозначения;
  2. Зарисовать ветку сосны, сделать обозначения;
  3. Зарисовать жизненный цикл голосеменных, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
  4. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».

Строение мужской и женской шишек сосны:

А – мужская шишка:

1 – ось шишки;

2 – пыльцевой мешок;

3 – чешуя.

Б – женская шишка:

1 – ось шишки;

2 – семенная чешуя;

3 – кроющая чешуя;

4 – семязачаток.

Ветка сосны:

1 – мужская шишка;

2 – женская шишка;

3 – видоизменённые листья.

Жизненный цикл голосеменных:

1 – спорофит;

2 – женская шишка;

3 – мужская шишка;

4 – семязачаток с яйцеклеткой;

5 – пыльца;

6 – опыление;

7 – семя с запасом питательных веществ (эндоспермом);

8 – проросток.

Таблица 1

Характеристика голосеменных

Признак

Характеристика

Строение

Способ размножения

Опыление

Срок созревания семян

Распространение

Значение в природе

Значение для человека

Тема: «Покрытосеменные»

Цель занятия: познакомиться с растениями отдела Покрытосеменные и их характерными особенностями.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности растений отдела Покрытосеменные (доклад);
  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
  3. Распространение покрытосеменных (доклад);
  4. Значение покрытосеменных в природе и для человека (доклад);
  5. Класс Однодольные (доклад);
  6. Класс Двудольные (доклад);
  7. Характеристика плодов отдела (доклад).

Практические работы:

  1. Рассмотреть модель строения цветка и узнать о процессах, связанных с данным органом растений.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка и сделать обозначения;
  2. Зарисовать схему положения завязи в цветке и сделать обозначения;
  3. Зарисовать схемы строения пестичного, тычиночного и обоеполого цветков. Сделать обозначения;
  4. Зарисовать схемы самоопыления и перекрёстного опыления;
  5. Зарисовать схему строения семяпочки и сделать обозначения;
  6. Зарисовать схемы строения простых соцветий
  7. Зарисовать схемы строения сложных соцветий;
  8. Зарисовать жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные, указать плоидность и место редукционного деления;
  9. Заполнить таблицу «Симметрия цветка»;
  10. Заполнить таблицу «Характеристика механизмов опыления»;
  11. Заполнить таблицу «Характеристика плодов»;
  12. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растений классов покрытосеменных растений».

Строение цветка:

1 – рыльце;

2 – завязь;

3 – столбик;

4 – семязачаток;

5 – тычиночная нить;

6 – связник;

7 – пыльник;

8 – пыльник в разрезе;

9 – пыльцевые зёрна;

10 – лепесток;

11 – чашелистик;

12 – цветоложе;

13 – цветоножка;

14 – прицветник;

15 – прицветничек.

Положение завязи в цветке:

1 – верхняя;

2 – нижняя;

3 – полунижняя.

Строение пестичного, тычиночного и обоеполого цветков:

А – пестичный;

Б – тычиночный;

В – обоеполый;

1 – пестик;

2 – тычинки.

Схемы самоопыления и перекрёстного опыления

Строение семяпочки:

1, 2 - внутренний и наружный интегументы;

3 - яйцеклетка;

4 - зародышевый мешок;

5-нуцеллус;

6 - халаза;

7 - антиподы;

8 - вторичное ядро;

9 - синергиды;

10 - семяножка;

11 - плацента;

12 - проводящий пучок;

13 – микропиле.

Схемы строения простых соцветий:

1 – кисть;

2 – щиток;

3 – простой колос;

4 – зонтик;

5 – початок;

6 – головка;

7 – корзинка.

Схемы строения сложных соцветий:

1 - сложная кисть;

2 - сложный колос;

3 - сложный щиток;

4 - сложный зонтик.

Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные:

1 – цветок;

2 – пестик;

3 – тычинка;

4 – зародышевый мешок;

5 – пыльцевое зерно;

6 – опыление;

7 – оплодотворение;

8 – яйцеклетка, трипплоидная клетка;

9 – зародыш;

10 – семя;

11 – проросток;

12 – редукционное деление.

Таблица 2

Симметрия цветка

Тип симметрии

Характеристика

Примеры растений

Правильный

Неправильный

Ассиметричный

Таблица 3

Характеристика механизмов опыления

Механизм

Характеристика

Энтомофилия

Орнитофилия

Хироптерофилия

Анемофилия

Гидрофилия

Искусственное

Таблица 4

Характеристика плодов

Название плода

Характеристика

Пример растений

Костянка

Семянка

Орешек

Зерновка

Крылатка

Многокостянка

Ягода

Яблоко

Тыквина

Боб

Стручок

Коробочка

Таблица 5

Сравнительная характеристика растений классов покрытосеменных растений

Признак

Класс Однодольные

Класс Двудольные

Количество семядолей

Корневая система

Листья

Жилкование

Проводящие пучки

Цветок

Околоцветник

Опыление

Плоды



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

Образовательная организация:_________________________

Населённый пункт:__________________

Рабочая тетрадь

по элективному курсу «Флора Среднего Урала»

учащегося______класса

Часть IV

Фамилия:________________________

Имя:____________________

Отчество:________________________

Год:____________

Тема: «семейство Злаковые»

Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Злаковых. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
  2. Распространение представленных растений (доклад);
  3. Значение злаков для человека и природы (доклад);
  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Пырейник сибирский, Пшеница обыкновенная, Ячмень гривастый, Вейник седеющий, Мятлик луговой, Овсяница овечья.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал злаков;
  2. Изготовить микропрепарат семени пшеницы (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения и формулу цветка семейства Злаки;
  2. Зарисовать схему строения семени пшеницы.

Формула цветка:________________________

Строение цветка злаков:

1 – тычинка;

2 – рыльце;

3 – завязь;

4 – цветковые чешуи.

Строение семени пшеницы:

1 – хохолок;

2 – околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;

3 – эндосперм;

4 – корешок;

5 – почечка;

6 – стебелёк;

7 – семядоля.

Тема: «семейство Лилейные»

Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Лилейные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
  2. Распространение данных растений (доклад);
  3. Значение лилейных для человека и природы (доклад);
  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Купена пахучая, Вороний глаз четырёхлистный, Ландыш майский, Гусиный лук маленький, Ллойдия горная.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Лилейных;
  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка лилии и сделать обозначения;
  2. Зарисовать схему строения луковицы лилии и сделать обозначения;
  3. Зарисовать внешний вид тюльпана, как представителя семейства Лилейные.

Формула цветка:________________________

Строение цветка лилии:

1 – рыльце;

2 – столбик;

3 – тычиночная нить;

4 – пыльник;

5 – венчик.

Строение луковицы лилии:

1 – чешуи;

2 – придаточные корни.

Внешний вид тюльпана

Тема: «семейство Сложноцветные»

Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Сложноцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
  2. Распространение данных растений (доклад);
  3. Значение сложноцветных для человека и природы (доклад);
  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Одуванчик рогатый, Одуванчик плоский, Василёк синий, Бодяк обыкновенный, Лопух большой, Полынь норвежская, Астра альпийская.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Сложноцветные;
  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения язычкового цветка одуванчика и сделать обозначения;
  2. Зарисовать схему строения семянки и сделать обозначения;
  3. Зарисовать внешний вид ромашки, как представителя семейства Сложноцветные;
  4. Зарисовать внешний вид подсолнуха, как представителя семейства Сложноцветные;
  5. Зарисовать внешний вид мать-и-мачехи, как представителя семейства Сложноцветных.

Строение язычкового цветка одуванчика:

1 – венчик;

2 – рыльце пестика;

3 – завязь;

4 – андроцей;

5 – хохолок.

Формула цветка:___________________

Строение семянки:

1 – околоплодник;

2 – семя.

Внешний вид ромашки

Внешний вид подсолнуха

Внешний вид мать-и-мачехи

Тема: «семейство Паслёновые»

Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Паслёновые. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
  2. Распространение данных растений (доклад);
  3. Значение паслёновых для человека и природы (доклад);
  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Белена чёрная, Дурман вонючий, Табак настоящий, Паслён клубненосный, Томат.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Паслёновые;
  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
  3. Определить наличие крахмала в клубнях и плодах картофеля;
  4. Определить наличие крахмала в плодах томата.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка картофеля и сделать обозначения;
  2. Зарисовать схему строения плода паслёновых и сделать обозначения;
  3. Зарисовать внешний вид картофеля, как представителя семейства Паслёновые;
  4. Зарисовать внешний вид томата, как представителя семейства Паслёновые;
  5. Зарисовать внешний вид перца, как представителя семейства Паслёновые.

Формула цветка:____________________

Строение цветка картофеля:

1 – рыльце;

2 – столбик;

3 – завязь;

4 – тычинки;

5 – венчик;

6 – чашелистик;

7 – чашечка.

Строение плода паслёновых:

1 – семена.

Внешний вид картофеля

Внешний вид томата

Внешний вид перца

Тема: «семейство Бобовые»

Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Бобовые. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
  2. Распространение данных растений (доклад);
  3. Значение бобовых для человека и природы (доклад);
  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Астрагал волжский, Остролодочник волосистый, Копеечник альпийский, Горошек заборный, Чина луговая, Донник лекарственный.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Бобовые;
  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
  3. Рассмотреть боб и разобраться в его строении.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка гороха и сделать обозначения;
  2. Зарисовать схему строения плода семейства Бобовых и сделать обозначения;
  3. Зарисовать внешний вид гороха, как представителя семейства Бобовые;
  4. Зарисовать внешний вид клевера, как представителя семейства Бобовые.

Формула цветка:____________________

Строение цветка гороха:

1 – парус;

2 – вёсла;

3 – лодочка;

4 – тычинки;

5 – рыльце;

6 – столбик;

7 – завязь.

Строение плода семейства Бобовых:

1 – плодоножка;

2 – шов;

3 – створки;

4 – семена.

Внешний вид гороха

Внешний вид клевера

Тема: «семейство Розоцветные»

Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Розоцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
  2. Распространение данных растений (доклад);
  3. Значение розоцветных для человека и природы (доклад);
  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Кизильник блестящий, Яблоня домашняя, Ирга канадская, Земляника лесная, Лапчатка холодная, Гравилат городской, Манжетка обыкновенная, Шиповник майский.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Розоцветные;
  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
  3. Определить содержание витаминов в плодах семейства Розоцветные;
  4. Определить содержание витаминов и химических элементов в берёзовом соке.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка шиповника и сделать обозначения;
  2. Зарисовать схему строения плодов семейства Розоцветные и сделать обозначения.

Формула:_____________________

Строение цветка шиповника:

1 – венчик;

2 – тычинки;

3 – рыльце;

4 – столбик;

5 – завязь;

6 – чашелистики;

7 – цветоложе;

8 – цветоножка.

Изображение плода «Костянка»

Изображение плода «Орешек»

Изображение плода «Крылатка»

Изображение плода «Многокостянка»

Изображение плода «Ягода»

Изображение плода «Яблоко»

Тема: «семейство Крестоцветные»

Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Крестоцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.

Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
  2. Распространение данных растений (доклад);
  3. Значение крестоцветных для человека и природы (доклад);
  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Капуста огородная, Горчица полевая, Редька дикая, Пастушья сумка обыкновенная, Хрен деревенский.

Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал;
  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
  3. Определить содержание крахмала в подземном органе редиса;
  4. Определить содержание витаминов в подземном органе редьки;
  5. Определить содержание витаминов в соке листьев капусты;
  6. Определить содержание крахмала в соке листьев капусты.

Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка капусты и сделать обозначения;
  2. Зарисовать схему строения плода семейства Крестоцветные и сделать обозначения;
  3. Зарисовать внешний вид капусты, как представителя семейства Крестоцветные;
  4. Зарисовать внешний вид хрена, как представителя семейства Крестоцветные;
  5. Зарисовать внешний вид сурепки, как представителя семейства Крестоцветные.

Формула цветка:____________________

Строение цветка капусты:

1 – венчик;

2 – чашелистик;

3 – длинные тычинки;

4 – короткие тычинки;

5 – рыльце;

6 – столбик.

Строение плода семейства Крестоцветные:

1 – створки;

2 – семя;

3 – перегородка.

Внешний вид капусты

Внешний вид хрена

Внешний вид сурепки



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

Образовательная организация:_________________________

Населённый пункт:__________________

Рабочая тетрадь

по элективному курсу «Флора Среднего Урала»

учащегося______класса

Часть V

Фамилия:________________________

Имя:____________________

Отчество:________________________

Год:____________

Тема: «Растения Красной книги Урала»

Цель занятия: изучить представителей растительного мира Среднего Урала, занесённых в Красную книгу.

Задания для классной работы:

  1. Рассмотреть виды растений, занесённых на страницы Красной книги Среднего Урала.

Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Растения, занесённые в Красную книгу Свердловской области».

Таблица 1

Растения, занесённые в Красную книгу Свердловской области

Тема: «Жизненные формы растений»

Цель занятия: познакомиться с жизненными формами растений Среднего Урала.

Задания для классной работы:

  1. Определение жизненной формы (доклад);
  2. Характеристика деревьев. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);
  3. Характеристика кустарников. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);
  4. Характеристика кустарничков. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);
  5. Характеристика полукустарников. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);
  6. Характеристика полукустарничков. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);
  7. Характеристика трав. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад).

Практические работы:

  1. Определение жизненных форм представителей флоры, которые находятся в кабинете.

Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Характеристика жизненных форм растений».

Таблица 2

Характеристика жизненных форм растений

Жизненная форма

Характеристика

Деревья

Кустарники

Кустарнички

Полукустарники

Полукустарнички

Травы

Тема: «Классификация растений по отношению по абиотическим факторам»

Цель занятия: познакомиться с классификацией растений Среднего Урала по отношению к абиотическим факторам.

Задания для классной работы:

  1. Факторы среды (доклад);
  2. Классификация растений по отношению к воде. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);
  3. Классификация растений по отношению к свету. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);
  4. Классификация растений по отношению к почве. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);
  5. Классификация растений по отношению к засолённости почвы. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);
  6. Классификация растений по отношению к кислотности почвы. Примеры растений на Среднем Урале (доклад).

Практические работы:

  1. Определение растений в классе по отношению к свету;
  2. Определение растений в классе по отношению к воде.

Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к воде»;
  2. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к свету»;
  3. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к почве»;
  4. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к засолённости почвы»;
  5. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к кислотности почвы».

Таблица 3

Характеристика растений по отношению к воде

Группа растений

Характеристика

Гигрофиты

Гидрофиты

Мезофиты

Склерофиты

Суккуленты

Таблица 4

Характеристика растений по отношению к свету

Группа растений

Характеристика

Светолюбивые

Тенелюбивые

Теневыносливые

Таблица 5

Характеристика растений по отношению к почве

Группа растений

Характеристика

Литофиты

Олиготрофы

Хасмофиты

Псаммофиты

Пелитофиты

Таблица 6

Характеристика растений по отношению к засолённости почвы

Группа растений

Характеристика

Эугалофиты

Криногалофиты

Гликогалофиты

Псевдогалофиты

Таблица 7

Характеристика растений по отношению к кислотности почвы

Группа растений

Характеристика

Ацидофилы

Нейтрофилы

Базифилы

Индифферентные виды

Тема: «Классификация растений по продолжительности жизни»

Цель занятия: познакомиться с классификацией растений Среднего Урала по продолжительности жизни.

Задания для классной работы:

  1. Монокарпики (доклад);
  2. Поликарпики (доклад).

Практические работы:

  1. Определение растений в классе по продолжительности жизни.

Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Характеристика растений по продолжительности жизни».

Таблица 8

Классификация растений по продолжительности жизни

Группа растений

Характеристика

Однолетники

Многолетники

Темы для проектов

  1. Краеведение. Предмет изучения данной науки. История её развития;
  2. Средний Урал, его характеристика;
  3. Гербаризация растений;
  4. Сельское хозяйство Среднего Урала;
  5. Растения, выращиваемые на Среднем Урале;
  6. Адаптации растений к жизни на Среднем Урале;
  7. Декоративные растения Среднего Урала;
  8. Растения Среднего Урала из семейства Брусничные;
  9. Растения Среднего Урала из семейства Зонтичные;
  10. Растения Среднего Урала из семейства Маслинные;
  11. Растения Среднего Урала из семейства Губоцветные;
  12. Растения Среднего Урала из семейства Норичниковые;
  13. Растения Среднего Урала из семейства Лютиковые;
  14. Растения Среднего Урала из семейства Жимолостные;
  15. Растения Среднего Урала из семейства Валериановые;
  16. Растения Среднего Урала из семейства Осоковые;
  17. Растения Среднего Урала из семейства Орхидные;
  18. Растения Среднего Урала из семейства Ивовые;
  19. Растения Среднего Урала из семейства Берёзовые;
  20. Растения Среднего Урала из семейства Крапивные;
  21. Растения Среднего Урала из семейства Гречишные;
  22. Растения Среднего Урала из семейства Крыжовниковые;
  23. Растения Среднего Урала из семейства Маревые;
  24. Растения Среднего Урала из семейства Гвоздичные;
  25. Растения Среднего Урала из семейства Кувшинковые;
  26. Способы размножения покрытосеменных растений;
  27. Цветок. Его строение и значение;
  28. Витамины, содержащиеся в плодах семейства Розоцветные;
  29. Деревья и травы Среднего Урала;
  30. Растения Среднего Урала, используемые в медицине;
  31. Растения Среднего Урала, занесённые в Красную книгу;
  32. Заповедники Среднего Урала;
  33. Экологические проблемы Среднего Урала;
  34. Факторы, негативно влияющие на растения;
  35. Лесопосадки на Среднем Урале;
  36. Монокарпики Среднего Урала;
  37. Поликарпики Среднего Урала;
  38. Ботаники Среднего Урала;
  39. Ботанические сады Среднего Урала;
  40. Растения Среднего Урала, произрастающие близь воды;
  41. Растения-суккуленты, выращиваемые на Среднем Урале в качестве комнатных;
  42. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной кислотностью;
  43. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной солёностью;
  44. Растения, выращиваемые в городах Среднего Урала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс как средство профильного обучения на старшей ступени полного (среднего) образования

Обучение информатике должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том чис...

Элективный курс для 8-9 классов средней школы "Некоторые факты из истории Великобритании"

Программа  элективного курса «Некоторые факты из истории Великобритании»разработана  Бодориной Ириной  Фадеевной. Учитель дает обоснование необходимости  написания такой программы,...

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» в 10-11 классах средней общеобразовательной школы

Программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта  основного  общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.200...

Элективный курс по немецкому языку для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы «Die Reise ins Ausland fur zwei Wochen» oder «Einige Lebenssituationen wahrend einer Auslandsreise»

Элективный курс «Die Reise ins Ausland fur zwei Wochen» oder «Einige Lebenssituationen wahrend einer Auslandsreise» вводится для тех, кому в сжа­тые сроки необходимо приобрести речевые умения для веде...

рабочая программа элективного курса "История Южного Урала"

Рабочая программа элективного курса "История Южного Урала"  для 10-11 классов....