Методическая разработка урока биологии для 6 класса по теме "Жизнедеятельность клетки"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Методическая рарзаротка урока биологии по учебнику Биология. 6 класс. Базовый уровень. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г./ Под ред. Пасечника В. В. Москва: Просвещение, 2023 – 160с (Линия жизни).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Био_6кл_Жизнедеятельность клетки | 524.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии 6 класс по теме «Жизнедеятельность клетки».
Учебник Биология. 6 класс. Базовый уровень. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г./ Под ред. Пасечника В. В. Москва: Просвещение, 2023 – 160с (Линия жизни)
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Цели урока:
Образовательные: формирование компетенций по изучаемой теме; развивать понятие о клетке как о живой единице; дать первоначальное представление о проявлениях жизнедеятельности клетки; подвести учащихся к формированию знаний о движении, дыхании, питании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные: формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Оборудование и материалы: таблицы: «Строение растительной клетки», «Деление клетки», отрывки из учебных видеофильмов «Строение и жизнь растительной клетки», «Процессы жизнедеятельности клетки».
Ключевые слова и понятия: движение цитоплазмы, реакция на изменение условий окружающей среды, питание, дыхание, обмен веществ, избирательная проницаемость мембраны, рост и деление клеток, митоз, хромосомы, мейоз.
Ход урока:
(перед уроком класс делится на 5 групп по 4-5 человек в группе. Можно взять за основу принцип деления на группы по буквам: слово КЛЕТКА. 1 группа – группа К, 2 группа – группа Л, 3 группа – группа Е, 4 группа - группа Т, 5 группа – группа А).
Актуализация знаний
Учитель: Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок. А темой нашего сегодняшнего урока будет ответ на загадку:
Материи мельчайшая частица-
Меня не видит глаз, - так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай, кто я? (ответ – клетка).
(Обучающиеся дают ответ на загадку.)
Учитель: Правильно – клетка. Мы сегодня поговорим про процессы, которые происходят в живой клетке. Запишите в тетради тему урока - Жизнедеятельность клетки.
Учитель: А как называется прибор, для изучения клетки? (ответы обучающихся – микроскоп).
Я приглашаю к столу двух учеников, которые будут выполнять небольшое практическое задание.
Проверка практических умений
По одному ученику из 1 и 3 группы дается задание настроить микроскоп на малое увеличение. (В это время учитель общается с классом.) Через 2—3 мин по одному ученику из 2 и 4 группы предлагается проверить и оценить качество настройки. После проверки предложить настроить микроскоп на большое увеличение. Далее ученик из 5 группы проверяет качество настройки обоих микроскопов.
Проверка теоретических знаний «Строение клетки»
Фронтальный опрос. Ответьте на вопросы.
- Назовите органоиды растительной клетки.
- Каковы основные отличия строения животной и растительной клеток?
- Какие пластиды вы знаете?
- Какова функция хлоропластов?
- Какова функция хромопластов?
- Какова функция лейкопластов?
- За счет каких свойств клеточной мембраны возможен обмен веществ между клеткой и окружающей средой, контакт клеток между собой?
Биологический диктант (раздать ученикам заготовленные бланки для работы в них)
Вставьте пропущенное слово.
- ... - структурная и функциональная единица всех живых организмов.
- Все ... друг от друга отделены плазматической ... - плотной прозрачной оболочкой.
- Живое содержимое клетки представлено ... - бесцветным вязким полупрозрачным веществом.
- Важнейшим органоидом клетки является… . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки.
- В ядре находится одно или несколько ... .
- В растительной клетке имеется три вида ... .
- ... имеют зеленую окраску, ... - красную, а ... - белую.
- В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются ... .
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Выполняя лабораторную работу, вы на практике убедились в том, что растения состоят из клеток, рассмотрев некоторые органоиды клеток. Назовите органоиды клетки, которые вы могли видеть под микроскопом. (обучающиеся называют органоиды).
Докажите, что клетка — самостоятельная живая система. (ответы обучающихся)
Перечислите признаки клетки, характерные для живых организмов. (ответы обучающихся)
В клетке происходят все процессы, характерные для живых организмов. Одно из важных и наиболее заметных проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. (На доске слайд, демонстрирующий движение цитоплазмы)
Каково значение этого движения?
В цитоплазме протекают различные химические процессы. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ к различным частям клетки. Кроме того, удаляются в вакуоль вещества, выработанные клеткой.
Кроме того, движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. Если в течение некоторого времени следить за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки, позволяющие видеть перемещение бесцветной цитоплазмы. Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещенности, уровня обеспечения кислородом и других условий. Если температура повышается или препарат облучают ярким светом, скорость движения увеличивается. При понижении температуры скорость движения уменьшается. В этом проявляется реакция живых клеток на изменение условий окружающей среды.
Учитель:
Ребята, а сейчас я вам предлагаю поработать внутри группы. У вас на столах лежат материалы с дополнительной информацией о процессах, протекающих в клетках (у каждой группы информация о своем процессе). Вам необходимо самостоятельно изучить предложенный материал, сделать в тетради небольшие комментарии. И через 5 минут каждая группа защитит предложенное свойство живой клетки. Представители от групп защищают изученную информацию, ребята фиксируют полученные знания в тетрадях.
1 группа - группа К. Свойство ПИТАНИЕ.
Клетки питаются, т. е. поглощают различные вещества из окружающей среды, а затем в результате сложных химических реакций эти вещества входят в состав тела самой клетки.
2 группа – группа Л. Свойство ДЫХАНИЕ.
Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дыхание — сложный химический процесс, в результате окисления питательных веществ дающий клетке энергию, необходимую для процессов жизнедеятельности.
3 группа – группы Е. Процесс – ОБМЕН ВЕЩЕСТВ.
Преобразование одних веществ в другие внутри клетки, окисление питательных веществ с выделением энергии при помощи кислорода, поглощенного при дыхании, преобразование этих веществ в другие, пригодные для дальнейшего использования клеткой, и вывод ненужных, «отработанных» веществ называются обменом веществ. Обмен веществ — основное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма в целом. В процессе обмена веществ одни продукты используются клеткой, другие оказываются временно ненужными и откладываются в виде запасных питательных веществ, третьи продукты выводятся во внешнюю среду. Перемещению питательных веществ в клетке способствует движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку, обмен веществом между клетками и удаление из клетки ненужных продуктов обмена веществ возможны благодаря одному очень важному свойству оболочки клетки — избирательной проницаемости мембраны.
В избирательной проницаемости клеточной мембраны можно убедиться на опыте. (опыт отработать заранее).
На уроке обучающиеся демонстрируют опыт. Для этого понадобятся кусок упаковочной пленки для цветов размером около 5 см в диаметре с крахмальным клейстером и стакан со слабым водным раствором йода. Мешочек с бесцветным крахмальным клейстером опускаем в стакан с водным раствором йода. Через 10—12 мин достаем мешочек из стакана и видим, что содержимое мешочка стало фиолетовым. Произошла реакция крахмала с йодом. Под действием йода крахмал окрашивается в фиолетовый цвет. При этом содержимое стакана осталось прозрачным и цвет его не изменился. На данном опыте мы наглядно убедились, что клеточная мембрана (в данном случае в роли мембраны выступает целлофан) обладает свойством пропускать воду и минеральные вещества и препятствует выходу органических веществ (в данном случае крахмала) из клетки.
4 группа – группа Т. Процесс РОСТ.
Клетки способны расти. Рост клетки происходит за счет растяжения мембраны, а также увеличения вакуоли. По мере роста клетки мелкие вакуоли сливаются в одну большую. Именно поэтому в старой клетке вакуоль занимает практически все пространство.
5 группа – группа А. Процесс – ДЕЛЕНИЕ.
Важнейшей особенностью жизнедеятельности клетки является способность к делению. Таким образом происходит размножение клеток. Деление клетки — сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.
Закрепление знаний и умений.
Учитель:
Ребята, вы все –молодцы! Наш урок подходит к концу. Давайте устно ответим на вопросы.
- Докажите, что клетка является живым организмом.
- Каково значение движения цитоплазмы в клетке?
- Что такое обмен веществ?
- Назовите одно из важнейших свойств клеточной мембраны.
- В чем состоит внешнее различие между молодыми и старыми клетками?
Спасибо за плодотворную, активную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"
Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини ...
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: изучить химический состав...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»
Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5...
Методическая разработка урока биологии «Строение клетки»
Целью урока является знакомство учащихся с основными частями клетки. Главной задачей данного урока является изучение основных частей клетки и их функций. Материал урока является основой дл...