Методическая разработка урока биологии «Строение клетки»
методическая разработка по биологии
Целью урока является знакомство учащихся с основными частями клетки. Главной задачей данного урока является изучение основных частей клетки и их функций. Материал урока является основой для изучения клеточного строения организмов в последующих курсах.На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной), групповой и фронтальной форм работы.Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке: метод стимулирования интереса, метод смыслового чтения.Для включения в работу всех процессов познания учащихся на уроке использовалась презентация, возможно использовать интерактивную доску. Также на уроке возможно использование рабочей тетради или распечатанных листочков с изображением клетки.Разработка включает в себя все этапы урока открытия новых знаний.Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_metod_razr.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии
«Строение клетки»
Целью урока является знакомство учащихся с основными частями клетки. Главной задачей данного урока является изучение основных частей клетки и их функций. Материал урока является основой для изучения клеточного строения организмов в последующих курсах.
На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной), групповой и фронтальной форм работы.
Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке: метод стимулирования интереса, метод смыслового чтения.
Для включения в работу всех процессов познания учащихся на уроке использовалась презентация, возможно использовать интерактивную доску. Также на уроке возможно использование рабочей тетради или распечатанных листочков с изображением клетки.
Разработка включает в себя все этапы урока открытия новых знаний.
Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Используемые технологии: смысловое чтение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с основными частями клетки и их функциями.
2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и текстом, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток
– определить, из каких частей состоит клетка и узнать их функции
– учить анализу, созданию образов и понятий.
Планируемые результаты учебного занятия
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знать строение клетки; - рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
| - регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные:- работать с учебником; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; | - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы.
|
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, ПК, интерактивная доска (по возможности)
Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
Ход урока
1. Мотивация
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Сегодня нам предстоит изучить очень важную тему курса биологии. А какую, Вы позже назовете сами.
2. Актуализация пройденного материала.
А теперь давайте проверим домашнее задание. У вас на столах лежат листочки с названиями частей увеличительных приборов, а на доске – их названия. Вам нужно определить, к какому увеличительному прибору относится данная часть и объяснить, зачем она нужна. (Работа у доски, см. Приложение 1)
3. Целеполагание и планирование
Я хочу рассказать вам одну историю. Однажды в Цветочном городе любопытный Незнайка пробрался в дом к поэту Цветику и увидел у него на столе листок бумаги. А на нем новый стих. Он его прочитал и подумал: Интересно, а о чем этот стих? Что-то ничего не понятно. Пойду я к Знайке, может он мне расскажет. Но Знайки дома не оказалось. «Что же делать?»- подумал Незнайка.
Давайте попробуем ему помочь. Он даже прислал нам это стихотворение. Давайте его прочитаем (раздать на листочках) – сделать слайд. Все ли вам понятно.
Сегодня мы с вами продолжим работу Р.Гука, а, значит будем изучать …… (ответ учащихся - клетку)
Задачи (на слайде) – дети заканчивают предложения:
1. Узнать, из чего……
2. Определить роль ……
3. Отгадать, о чем …….
4. Актуализация нового материала: Как вы думаете, почему в стихотворении прозвучали треска, человек, елка и белка. Ведь мы все разные. Что же нас объединяет? (Все эти живые организмы состоят из клеток)
Ребята! Изучать клетку вы сегодня будете самостоятельно. Для этого у нас созданы 4 группы. У каждой группы свое название, но его мы узнаем немного позже. Ваша задача – прочитать предложенный текст (Приложение 3), найти информацию о вашей части клетки и рассказать о ней всему классу. Кроме этого, у каждой группы на парте лежит название Вашей часть клетки и ее модель. В конце выступления вы должны будете прикрепить ее на доску, чтобы узнать, как же выглядит клетка. Во время выступления групп все остальные тоже будут выполнять задание. Вы должны очень внимательно слушать своих одноклассников и заполнять по ходу их выступления табличку (Приложение 4) Но она не простая. В ней все перепуталось, а вы должны все вернуть на свои места. (Проверка на слайде)
А теперь ребята, давайте подумаем, что же мы сегодня изучали на уроке. Значит, тема нашего урока «Строение клетки»
5. Включение нового знания в систему знаний (закрепление). Возвращаемся к стихотворению. Попробуйте ответить:
О каком теремке идет речь?
Как называются стены этого теремка?
А окна?
Что в нем за желе?
Кто такой король?
О каком жильце мы узнали сегодня на уроке? А есть ли еще жильцы в клетке?
Кто это, мы узнаем с вами на следующих уроках.
6. Рефлексия (в любом удобном варианте)
Оценки за урок: самооценка и оценка товарищей
7. ДЗ: п. (с ), на листочке подписать все части клетки, изученные на уроке.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СТИХОТВОРЕНИЕ ЦВЕТИКА О КЛЕТКЕ
1. Мы заглянем на часок
В интересный теремок
Теремок желе заполнен
В том желе жильцы живут.
2. А жильцы-то непростые
Все ужасно важные.
Есть у них и свой король
Без него жильцы что ноль.
3. Там такое происходит
Все желе кругами ходит
А без этого движенья
Невозможны превращенья.
4. Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
5. Есть такие теремки
И у нас, и у трески
Есть они у елки, есть они у белки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ
И это все о ней….
Это произошло более 300 лет назад. Английский учёный Роберт Гук под микроскопом увидел маленькие полости, камеры и назвал их клетками.
Мы уже знаем, что все живые организмы состоят из клеток (исключение составляют только вирусы). Суша, почва, вода, воздух заселены многочисленными организмами. Учёные считают, что на Земле обитают более 2 млн. видов живых организмов. Как ни велико многообразие жизни – в основе лежит клетка. Клетки разнообразны по форме, размерам и функциям. Но несмотря на это, в каждой клетке есть то, что объединяет ее с другим. Это ее строение.
Собственно клетка состоит из трех основных частей. У каждой клетки есть оболочка. Она может быть разной у растений и животных, но она обязательно есть. Без нее клетка погибнет, т.к. эта своеобразная защита, как стены дома. Оболочка — таможня клетки. Через нее просто так не пройти. Она зорко следит за тем, чтобы в клетку не проникли ненужные в данный момент вещества; наоборот, вещества, в которых клетка нуждается, могут рассчитывать на ее максимальное содействие. Для этого у нее есть специальные пропускные пункту – поры. Она также осуществляет непосредственное взаимодействие с внешней средой и взаимодействие с соседними клетками (в многоклеточных организмах). А еще она защищает клетку от микробов.
Оболочка окружает гетерогенный материал, называемый цитоплазмой. В ней находится огромное количество частей клетки, которые плавают в ней, как в океане. А она помогает им взаимодействовать друг с другом, перемещая их и различные вещества
В цитоплазму погружено круглое или овальное ядро. О, это самая важная часть клетки. Именно ядро отвечает за все, что в ней происходит. А главное, оно хранит очень важную информацию о будущем клетки и передает ее только определенным структурам.
А еще в клетке есть шарики, заполненные соком. Но не простым, а клеточным. Он может быть кислым и сладким, горьким или соленым. Этих шариков может быть много, если клетка молодая. А может быть всего один или два, если клетка уже состарилась. Именно из него течет сок, когда Вы режете арбуз или чистите картошку. Это вакуоль.
Кроме этого в клетке есть еще много интересного, но это уже совсем другая история. До скорой встречи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица для работы
Часть клетки |
| Значение |
Вакуоль |
| А) Защищает клетку, пропускает или не пропускает вещества в клетку |
Оболочка |
| Б) Отвечает за все процессы в клетке |
Ядро |
| В) Связывает внутренние части клетки друг с другом, перемещает вещества по клетке |
Цитоплазма |
| Г) Хранит жидкие вещества (клеточный сок). Может быть большой или маленькой |
Список литературы
1. Пасечник В.В. Учебник 5 класс “Биология. Бактерии, грибы, растения”// М.Дрофа.-2012-с.143.
2. Пасечник В.В. рабочая тетрадь. 5 класс “Биология. Бактерии, грибы, растения”// М. Дрофа.-2013-с.64.
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru.
Интернет ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru (используется при оформлении презентации на интерактивной доске)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"
Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини ...
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: изучить химический состав...
Методическая разработка урока биологии по ФГОС в 5 классе «Строение клетки. Ткани»
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки.Ткани."соответствует требованиям ФГОС....