Формирование экологического мировоззрения у студентов
статья по биологии

Голод Надежда Валентиновна

Ключевые слова: экологическое мировоззрение, студент, колледж, педагогический подход.

 

Формирование современного экологического мировоззрения человека и создание эффективных механизмов его реализации является непременным элементом построения общества, находящегося в гармонии с природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_mirovozzrenie.docx90.41 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Голод Н.В.

Санкт-Петербург

Категория “мировоззрение” включает тезис предельного обобщения основополагающих взглядов на мир и место в нем человека и как генетический код общественного организма, программирует жизненные позиции больших групп и отдельных людей. Правильно используя различные методы воспитания, преподаватель колледжа может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы современного профессионального образования.

Ключевые слова: экологическое мировоззрение, студент, колледж, педагогический подход

Формирование современного экологического мировоззрения человека и создание эффективных механизмов его реализации является непременным элементом построения общества, находящегося в гармонии с природой.

Общеизвестно, что в основе любого образования лежит соответствующая мировоззренческая парадигма. И здесь нельзя не процитировать великого русского педагога С.И. Гессена: «образование и есть не что иное, как образование мировоззрения, идущее параллельно с развитием личности». Формирование педагогической парадигмы происходило и происходит по мере освоения человеческим сообществом различных способов взаимодействия с миром. В этом смысле развитие цивилизации можно рассматривать как целостный историко-педагогический процесс. Педагогическая составляющая этого единого процесса обеспечивает в ходе передачи интеллектуальной деятельности формирование именно человеческого образа жизни [10]..

Понятие «экологическое мировоззрение» в педагогическую науку вошло благодаря работам Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной и других ученых [1].

Оно представляет диаду, одна из составляющих которой «экология», впервые возникнув в 1869 году для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органическими и неорганическими средами, в ХХ веке трансформировалась в дисциплину, обладающую самостоятельным статусом и рассматривающую особенности существования организмов и сообществ. Будучи первоначально частной биологической дисциплиной, она стала междисциплинарной областью науки, занимающейся изучением взаимодействия живого, как с естественными факторами среды, так и с порождениями деятельности человека.

Современный педагогический словарь Е. С. Рапоцевича определяет «экологию» как «науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой». Вторая составляющая диады − категория “мировоззрение”, достаточно разработана в научной литературе. Например, концептуальный подход к мировоззрению личности предмет исследования таких философов, как Арсеньев А. С., Ковальзон М. Я., Сагатовский В. Н., Спиркин А. Г., Степин В. С., Фролов И. Т, Шинкарук В. И.

В целом категория “мировоззрение” включает тезис предельного обобщения основополагающих взглядов на мир и место в нем человека и как генетический код общественного организма, программирует жизненные позиции больших групп и отдельных людей.

В современном педагогическом словаре Е. С. Рапоцевича «мировоззрение» толкуется как «система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности. Мировоззрение как целостное представление о природе, обществе, человеке находит выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений, возникли, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности» [8]..

Мировоззрение − это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Мировоззрение развивается и формируется через наблюдение, познание и практическую деятельность. Его не удается приобрести простым чтением книг и журналов, просмотром телевизионных передач и заимствованием. Мировоззрение − это то, что остается в сознании индивида после практического применения усвоенных знаний, системы ценностей и овладения навыками практической работы.

Экологическое мировоззрение отражает систему взглядов на объективный мир, основанную на целостном его представлении, понимании всеобщей связи процессов и явлений, самоценности всего живого и неживого, роли и места человека в системе Мироздания. Экологическое мировоззрение состоит из компонентов, позволяющих адаптировать студентов в современной среде.

Познавательный компонент включает систему знаний об окружающем мире; ценностно-нормативный − ценности и идеалы, социальные нормы и правила, регулирующие деятельность человека; морально-нравственный компонент служит регулятором поведения личности в обществе; чувственно-волевой компонент позволяет познавать мир не отстраненно, а через эмоции, выстраивая личное отношение к миру.

В современной науке сформировалось принципиально новое видение природной среды, в которой протекает жизнедеятельность людей, представление о живой природе как сложном взаимодействии экосистем, о биосфере как целостной системе жизни, взаимодействующей с неорганической оболочкой Земли. Это новое понимание непосредственной сферы человеческой жизнедеятельности (ноосферы) как организма, а не как механической системы, стало научным принципом [3]. Теперь стоит задача сделать этот принцип всеобщим.

Современный человек должен видеть мир в его сложности и целостности, постигая законы его организации. Таким образом, условием существования человечества становится не научнотехнический прогресс и дальнейшее покорение природы, а приоритет экологических императивов. Такого рода взгляды требуют определенных качеств от мышления человека:

− всестороннее целостное рассмотрение объекта, системность во взгляде на вещи;

− внимание к качественной стороне явлений, а не только к количественной;

− стратегичность мышления, умение прогнозировать отдаленные последствия своих действий и, соответственно, решать не только тактические, но и стратегические задачи;

− открытая познавательная позиция;

− гибкость, вариативность, готовность рассматривать и использовать разные сценарии, выявляя оптимальные;

− способность выстраивать адекватную иерархию императивов с учетом основной задачи современности

− выживания человечества [9]..

 Итак, сейчас требуются люди, способные к качественно иной коммуникации с собой и миром, для воспитания таких людей нужны новые педагогические концепции, новая педагогическая парадигма.

Формирование экологического мировоззрения требует преодоления ряда идеологических трудностей, которые обусловлены широким распространением в общественном сознании ряда представлений, суждений и догм, препятствующих воспитанию культуры. В настоящее время все чаще проявляется опасное заблуждение (как в социальном, так и в экологическом отношении) о приоритете личностного над общественным. Поэтому развитие убежденности в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп превратилось в сложную нравственную проблему. При ее решении встает вопрос о сохранении индивидуальной свободы экономических и общественных отношений. В условиях экологических интересов выход видится в соответствии с известной философской формулой: «свобода − есть осознанная необходимость».

Таким образом, экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.

Экологическое воспитание – элемент этического и нравственного воспитания.

В рамках этого необходимо решить несколько задач:

1. Организация системы непрерывного экологического образования и воспитания.

2. Совершенствование системы экологического образования и воспитания.

В связи с этим должна быть создана программа воспитательной деятельности по формированию экологической культуры в колледже. Эта программа является составной частью Общей концепции по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства учебного заведения.

Задачами формирования экологического мировоззрения являются следующие:

− обучение знаниям об экосистемной организации природы земли в границах обитания человека, личностной гигиене;

− формирование интеллектуальных и профессиональных умений по оценке и улучшению окружающей среды, своей местности, здоровья населения;

− развитие ценных ориентацией, способностей к анализу экологических ситуаций, умений по организации санитарно-просветительной работе с населением;

− ответственности за свое здоровье;

− воспитание потребности поведения и деятельности на соблюдение ЗОЖ;

− эколого-гигиенической культуры.

Экологическое воспитание – совокупность социальных, культурных мер, направленных на формирование экологического мировоззрения молодежи, осознание необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человека.

В настоящее время экологическое воспитание рассматривается как составная часть всестороннего развития личности. При этом педагоги колледжа должны знать:

− содержание и задачи экологического воспитания;

− формы и методы экологического воспитания;

− о взаимосвязи экологического воспитания с умственным, трудовым, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием [9].

Наше общество вступило в третье тысячелетие, в котором главным богатством станет человеческий потенциал, способность творчески подходить и мыслить по-новому. В результате интенсивной деятельности человека на Земле ухудшилось качество окружающей среды, не соответствующей психофизиологическим требованиям организма человека, вызвавшее рост заболеваемости, наследственной мутации, снижение популяции. [2, 5]. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо начинать с экологического воспитания личности, основными направлениями которого являются: экологизация, экологические знания, воздействие на сознание, экологическое мировоззрение.

Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности обучающегося [2, 4, 5, 7].

У обучающегося должны сформироваться представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды [6].

Интегрированные учебные занятия по естественнонаучным дисциплинам – реальный шаг в воспитании ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране, воспитание гуманного отношения к живым существам, проявляющееся в милосердии, сострадании, желании помочь и защитить их.

В итоге у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, что существование экологических проблем (демографической, продовольственной, защиты здоровья людей, сохранения генофонда, обеспечение общества энергией и ресурсами и др.) – социальная реальность современной жизни [8]..

Для развития экологического мировоззрения необходимы условия. Например, необходимо проведение адаптационной недели для обучающихся на первом курсе колледжа.

Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Участие в проведении экологических акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, должно способствовать расширению и углублению знаний студентов и определять их успехи.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.

Теоретическая основа формирования экологического мировоззрения основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Критерием сформированного ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого-педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности «видеть», правильно воспринимать окружающую природу, невозможна реализация многих функций. Например, животные и растения лишь тогда могу выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринять их как субъектов, в противном случае они остаются «окружающей средой», удовлетворяющей ее прагматические потребности. Поэтому экологическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое воспитание становится фактором общего развития и формирования личности. А помочь открыть личности все возможности взаимодействия с миром природы, т.е. выполнить образовательно - воспитательные функции [7, 10].

Таким образом, правильно используя различные методы воспитания, преподаватель колледжа может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы современного профессионального образования.

Литература.

  1. Бушуева В.В., Бушуев Н.Н. Экологическое мировоззрение и его особенности // Манускрипт, 2018. №10 (96). С. 73-76.
  2. Булгаков А.Б., Булгакова О.С. Зависимость состояния здоровья современного студенчества и социальной успешности будущего поколения // Электронная конференция РАЕ “Современная социология и образование”, 5-20 сентября 2008г. Журнал “Успехи современного естествознания”, №10, 2008г., С.63.
  3. Булгаков А.Б., Булгакова О.С. Учение о ноосфере и теория микстового фактора // Международная научная конференция «Человек и ноосфера. Научное наследие В.И. Вернадского», ОАЭ, ноябрь 2011 // Успехи современного естествознания. №11. 2011. С. 89.
  4. Везелиу Е.В. Методологические основы экологического образования // Проблемы современного педагогического образования, 2018. №2 (11). С 42-46.
  5. Булгакова О.С. Психофизиологические основы и законы успешной социализации // «Вестник психофизиологии» №3, 2012,С. 50-56.
  6. Логачева Е.А., Жданов В.Г. Формирование экологического мировоззрения студентов электроэнергетических специальностей аграрного университета // Совершенствование научно-методической работы в университете, 2018. №60-2. С.177-183.
  7. Фефелова Т.Л. Новая модель экологического образования и воспитания обучающихся по специальности среднего профессионального образования // Актуальные вопросы профессионального образования, 2018. №2 (11). С. 42-46.
  8.  https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskogo-mirovozzreniya-u-studentov
  9. https://narfu.ru/university/library/books/2078.pdf
  10. http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1909/1/2238-2245.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики

Экологическая обстановка в мире с каждым годом ухудшается, что не может не отразиться на жизни современных людей и будущих поколений.Поэтому проблема формирования экологического мировоззрения учащихся...

Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла

    Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...

Формирование экологического мировоззрения учащихся

Автор статьи рассказывает о своем опыте по проблеме формирования экологического мировоззрения учащихся....

Проект: "Факультативный курс «Байкаловедение» как средство формирования экологического мировоззрения у современных подростков"

Актуальность проекта состоит в том, что в последнее время в России резко возрос интерес к проблемам родного края....

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся (из опыта работы)...