Урок-путешествие по теме "Многообразие рыб"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Данный урок проходит в 8 классе с применением технологии проектной деятельности, ИКТ. Для его проведения требуется предварительная подготовка учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_mnogoobrazie_ryb.docx | 69.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие «Многообразие рыб»
Тип урока комбинированный
Цель: показать многообразие рыб, изучить признаки классификации рыб, разобрать особенности классов и подклассов рыб.
Задачи.
Познавательные:
- сформировать первоначальные знания классификации рыб;
- определить характерные и общие признаки Хрящевых и Костных рыбы, особенности Костистых, Хрящекостных, Кистеперых, Двоякодышащих.
Развивающие:
- развивать способность самостоятельно отыскивать решения поставленной учебной задачи;
- развивать мыслительные операции у учащихся, такие как анализ, синтез.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
- воспитание ответственности за общий результат работы группы,
- воспитание бережного отношения к видовому разнообразию живых организмов на нашей планете.
Планируемые результаты:
Личностные: усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать и объединять в группы.
Регулятивные: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение объективно оценить свою работу в группе, работу одноклассника при самопроверке.
Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме, высказывать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками, слушать мнение одноклассников.
Личностные: творческое отношение к учебному процессу, повышения интереса к изучаемому предмету.
Ход урока:
№ п/п | Название этапа | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Приветствие. Сообщения основных этапов урока. | Приветствие. Повторение материала к сам. работе | |
2. | Проверка усвоения пройденного материала. | Фронтальная | Что мы знаем о рыбах? | Вспоминают особенности внешнего и внутреннего строения рыб |
3. | Изучение нового материала | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Что хотели бы еще узнать о рыбах? Число видов рыб превышает 22тыс. Возникает проблема– как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам? Мы отправляемся с вами в путешествие по рекам и морям РФ, заглянем так же в Средиземное, Красное море, Индийский океан, побываем у берегов Африки, Австралии. У нас 5 кораблей, каждый моряк заполняет свой судовой журнал, т.е. таблицу (см. приложение 2). Каждой команде в свое время я предоставлю слово. Итак, путешествие начинается… | Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. Учащиеся по группам защищают свой проект. Остальные учащиеся в это время заполняют таблицу. |
4. | Первичное закрепление материала. | Фронтальная, индивидуальная | Предлагает выполнить задания из ВПР и задания по формированию функциональной грамотности по теме «Надкласс Рыбы» из приложения 4. Предлагает выполнить задания по теме «Многообразие рыб», из приложения 3. | Учащиеся выполняют устно задания из ВПР, задания по формированию функциональной грамотности. Затем на листочках выполняют задание на выбор правильных утверждений для проверки усвоения темы данного урока. |
5. | Подведение итогов урока. | Индивидуальная, групповая | Организует взаимопроверку выполненных заданий. Проверяет количество учащихся, справившихся на 5,4,3, не справившихся с работой. | Проверяют ответы одноклассников и выставляют оценку в соответствии с критериями. |
6. | Рефлексия | Фронтальная, индивидуальная | Что нового узнали на уроке? Что было самым необычным, интересным? Свое эмоциональное состояние покажите смайликом. | Отвечают на вопросы устно, рисуют смайлик. |
Приложение 1.
Информационный проект должен содержать следующие сведения:
- Представители данной группы рыб (не менее 5)
- Самые интересные, необыкновенные, удивительные виды (3 примера).
Чем они интересны?
- Сохраняется ли хорда на протяжении всей жизни? Из какой ткани состоит скелет у взрослых особей (из костной/хрящевой ткани)?
- Есть ли жаберные крышки?
- Есть ли плавательный пузырь?
- Какова форма хвостового плавника?
- Какая чешуя? Из какого вещества состоит?
- Другие особенности.
Группы формируются за 2 недели до урока по желанию ребят, в составе группы получается 5-6 человек.
1 группа. Хрящевые рыбы
2 группа. Хрящекостные рыбы
3 группа. Костистые рыбы
4 группа. Кистеперые рыбы
5 группа. Двоякодышащие рыбы
Приложение 2.
Признаки сравнения | Хрящевые рыбы | Костные рыбы | |||
Костистые | Хрящекостные | Кистеперые | Двоякодышащие | ||
Представители | |||||
Наличие хорды у взрослых особей | |||||
Наличие жаберных крышек | |||||
Наличие плавательного пузыря | |||||
Форма хвостового плавника | |||||
Тип и состав чешуи | |||||
Другие особенности |
Приложение 3.
1 вариант. Выберите верные высказывания. 1.Надкласс Рыбы включает классы Хрящевые и Костные рыбы. 2.У большинства рыб обтекаемая форма тела. 3.Акулы и скаты имеют костный скелет. 4. Все рыбы имеют плавательный пузырь. 5. Чешуя у костистых рыб состоит из костной ткани. 6.Хрящевые рыбы в основном обитают в пресных водоемах. 7. Рыбы – раздельнополые животные. 8. Все рыбы дышат жабрами, которые у некоторых видов закрыты жаберными крышками. 9. К хрящевым рыбам относятся осетры, окуни, треска. | 2 вариант. Выберите верные высказывания. 1. В пресных водоемах обитают представители Костистых рыб. 2. Акулы должны все время двигаться. 3. Если плавательный пузырь отсутствует, значит рыба относится к Хрящевым рыбам. 4. Чешуя у хрящевых рыб состоит из дентина. 5. От кистеперых рыб произошли Земноводные. 6. Хрящевые рыбы в основном обитают в морях и океанах. 7. Рыбы – раздельнополые животные. 8. У костистых рыб есть жаберные крышки. 9. К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты. |
Приложение 4.
- Приведите по три примера рыб, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Хрящевые рыбы | Костные рыбы |
- У животного, изображенного на картинке,
среда обитания …
температура тела…
камер в сердце …
развитие …
дыхание…
3. Щука и Кот»
«Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошечье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в амбаре половить».
Сможет ли щука жить на суше? Ответ поясните.
Какие особенности строения рыб связаны с водной средой обитания?
К какой группе рыб можно отнести щуку?
Какой тип взаимоотношений между котом и мышью?
4.Какие последствия для проходных рыб может иметь загрязнение рек?
Используемые технологии: проектной деятельности, критического мышления, ИКТ
Используемые методы: метод проектов, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, эвристическая беседа.
Используемые формы организации деятельности учащихся: фронтальная индивидуальная, групповая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...