Система органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости
презентация к уроку по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pischevarenie_v_rotovoy_polosti1.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Раскрыть значение обработки пищи в ротовой полости Познакомиться ▬ со строением зубов; ▬ со свойствами ферментов слюны и условиями их активности; ▬ с рефлекторной регуляцией пищеварения; ▬ с гигиеническими правилами ухода за полостью рта
Ротовая полость Зубы Язык Слюнные железы Механическая обработка пищи Химическая обработка пищи
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПИЩИ корень коронка шейка
МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПИЩИ К ак только пища попала в рот, зубы начинают работать, как мясорубка. П ри пережевывании пищи челюстные мышцы развивают на коренных зубах усилие до 72 кг , а на резцах – до 20 кг . Д ля жевания хлеба требуется усилие в 25 кг , для пережевы-вания жареной телятины – 15 кг .
Молочные зубы
К 12-14 годам у человека должны прорезаться все постоянные зубы за исключением зубов "мудрости". Зубы "мудрости" появляются в среднем от 16 до 25 лет .
КАРИЕС
Заболевание и разрушение постоянных зубов приводит к их потере. КАРИЕС
Гигиена зубов
Гигиена зубов
Влияние курения на зубы
Исправление неправильного прикуса Протезирование
Оказывается, каждый заболевший зуб напрямую связан с нездоровьем какого-либо внутреннего органа. Е сли кариесом поражены передние резцы, обратите внимание на состояние почек, мочевого пузыря и на суставы ног. Н ижние клыки воспринимают "сигнал бедствия" от печени. М алые коренные зубы (нижние) дают возможность судить о состоянии желудка и поджелудочной железы. З аболевание и разрушение самых дальних в ряду ("зубов мудрости") говорит о том, что пора более бережно относиться к своему сердцу. ЗУБЫ И ЗДОРОВЬЕ
Мышечный орган, состоящий из поперечно- полосатой мускулатуры. В слизистой языка имеются выросты – вкусовые сосочки , содержащие вкусовые рецепторы . Участвует в оценке вкуса пищи, помогает ее перемешиванию при жевании, смачиванию ее слюной и глотанию. Является органом речи. ЯЗЫК МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПИЩИ
слюнным железам : «Подготовить ферменты для расщепления сладкого, соленого, кислого!» желудку и кишечнику : «Подготовить соки такой-то концентрации для переваривания того-то и того-то!» железам внутренней секреции : «Подготовить секреты для растворения, усвоения, выведения того-то и того-то!» печени : «Выделить столько-то желчи!» поджелудочной железе : «Предоставить такое-то количество поджелудочного сока!» Язык , оценив качество пищи, быстро «телеграфи-рует» в мозг: «Поступило холодное или теплое, свежее или несвежее, обладающее таким-то запахом, вкусом и т. п.» Мозг , получив информацию и оценив ее, дает приказ
Роль ферментов в пищеварении Задание 1. Найдите в учебнике (§7, с. 31) абзац, в котором говорится о ферментах, и ответьте на вопрос, что такое фермент и каковы его функции. Задание 2. Может ли один фермент переваривать белки, жиры и углеводы? Одна из главных функций пищеварительного канала – с е к р е т о р н а я . Расщепление питательных веществ пищи происходит благодаря ферментам, которые содержатся в пищеварительных соках.
ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПИЩИ В сутки железами выделяется до 1,5 – 2,0 л слюны Слюна состоит на 98,5 — 99% из воды и 1 — 1,5% сухого остатка. Имеет щелочную (РН ~ 7) или слабощелочную (РН ~ 7,6) реакцию
ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПИЩИ Основные компоненты с л ю н ы Переваривание углеводов (крахмал) Слюнные железы Лизоцим Муцин Ферменты Формирование пищевого комочка Бактерицидное вещество
ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПИЩИ выделяют вязкую и густую слюну выделяют жидкую слюну Околоушные слюнные железы Подчелюстные слюнные железы Подъязычные слюнные железы
Рефлекторная регуляция слюноотделения и глотания
Используя рисунок, расскажите, как осуществляется А) безусловный слюноотделительный рефлекс Б) условный слюноотделительный рефлекс Слюноотделительный рефлекс ?
Через 15 – 20 секунд сформи-рованный пищевой комок, соскальзывая с языка, попадает через зев в следующий отдел пищевари-тельного канала – глотку. Глотательный рефлекс
Гигиенические правила ухода за ротовой полостью и зубами Задание: Дайте анатомо-физиологическое обоснование правил ухода за зубами и ротовой полостью: Нельзя грызть твердые предметы Нельзя ковырять в зубах металлическими предметами Нельзя после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое После еды необходимо тщательно прополоскать рот Перед сном и утром необходимо чистить зубы Надо тщательно пережевывать пищу
Лабораторная работа Действие ферментов слюны на крахмал Условия опыта Что наблюдаем Выводы Кусочек бинта Кусочек накрахмаленного бинта Кусочек накрахмаленного бинта + вода Кусочек накрахмаленного бинта + слюна
Опустите в водный раствор йода кусочек бинта. Запишите результаты опыта. Опустите в водный раствор йода кусочек накрахмаленного бинта. Полученные результаты запишите в таблицу. Ватную палочку смочите в воде и нарисуйте ею букву А на накрахмаленном кусочке бинта. Согрейте кусочек бинта между ладошками в течение 1 мин. и опустите в водный раствор йода. Запишите результаты в таблицу. Ватную палочку смочите в слюне и нарисуйте ею букву А на накрахмаленном кусочке бинта. Согрейте кусочек бинта между ладошками в течение 1 мин. и опустите в водный раствор йода. Запишите результаты опыта в таблицу. Проанализировав третью колонку таблицы, сделайте общий вывод. Ход работы
Объясните, почему: На синем фоне появилась белая буква? Бинт пришлось накрахмалить? Бинт пришлось согревать? Не у всех опыт получается одинаково?
Птиалин Мальтаза Глюкоза в слабощелочной с реде Мальтоза 15-20 сек унд при t =37° Крахмал в ротовой полости В результате лабораторной работы мы установили: в ротовой полости происходит процесс пищеварения и органическим веществом, подвергающимся действию ферментов, является крахмал. Как происходит расщепление крахмала в ротовой полости?
Домашнее задание § 31. Прочитать, ответить на вопросы, в конце параграфа. Выполнить письменно в тетради задание обозначенное в конце параграфа знаком ! Выполнить задание, обозначенное знаком ► (самонаблюдение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"
План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Пищеварение в ротовой полости
В данный урок входят: - презентация (4 слайда); - тренинги (для самостоятельной работы учащихся, а так же для проверки знаний); - тесты....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...
Тема урока "Пищеарительная система. Пищеварение в ротовой полости".
Цель урока: создать условия для восприятия материала об органах ротовой полости, как о части пищеварительного тракта, способствующие пищеварению; повторить и закрепить знания, полученные по теме «Пище...
Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Строение функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологийУрок организован с использованием элементов информационно-коммуникационной, проектной технологий и т...