Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Муниципальное образование «Закаменский район»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бортойская средняя общеобразовательная школа»
(МАОУ ``Бортойская СОШ``)
РАССМОТРЕНО на Педагогическом Совете (Протокол от 25. 08.2023 г. №1) | СОГЛАСОВАНО Наблюдательным Советом (Протокол от 25.08.2023 г. №1) | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МАОУ «Бортойская СОШ» 28.08.2023 года № 58 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)
для обучающихся 9 класса
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 993
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Бортойская СОШ»
- Устав МАОУ «Бортойская СОШ»
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ– базовый.
8 класс: 68 часов, 2 ч в неделю, всего 2ч*34 нед.=68 часов
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты обучения:
-воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;
-умения реализовывать теоретические познания на практике;
-осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
-владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся научатся:
-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
-сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях систем и органов человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
-приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Предметными результатами освоения биологии в 8 классе являются:
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
- проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
- последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)
Повторение. Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека .Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Раздел 3. Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Раздел 4. Координация и регуляция (8 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Раздел 5. Органы чувств (5 часа)
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Раздел 6. Опора и движение (6 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Раздел 8. Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Раздел 9. Дыхание (4 часа)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Раздел 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Раздел 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Раздел 13. Покровы тела (2 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Раздел 14. Размножение и развитие (4 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Раздел 16. Человек и его здоровье. Резерв (6часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы | Количество часов |
Раздел 1. Место человека в системе органического мира | 2 | |
1 | Место человека в системе органического мира. | 1 |
2 | Особенности строения человека. Признаки сходства человека | 1 |
Раздел 2. Происхождение человека | 3 | |
3 | Эволюция человека. | 1 |
4 | Эволюция человека. | 1 |
5 | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 |
Раздел 3. Общий обзор организма человека | 5 | |
6 | История развития знаний о строении и функциях организма. | 1 |
7 | Клеточное строение организмов | 1 |
8 | Ткани, органы. | 1 |
9 | Органы, системы органов, целостный организм | 1 |
10 | Контрольная работа | 1 |
Раздел 4. Координация и регуляция функций организма человека | 8 | |
11 | Гуморальная регуляция. | 2 |
12 | Гуморальная регуляция | |
13 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | 1 |
14 | Рефлекс. Рефлекторная дуга. | 1 |
15 | Строение и функции спинного мозга | 1 |
16 | Строение и функции головного мозга. | 1 |
17 | Полушария большого мозга. | 1 |
Раздел 5. Органы чувств. | 5 | |
18 | Зрительный анализатор. | 1 |
19 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 |
20 | Кожно – мышечная чувствительность | 1 |
21 | Обоняние, вкус. | 1 |
22 | Контрольная работа | 1 |
Раздел 6. Опора и движение | 7 | |
23 | Скелет. Строение и значение. | 1 |
24 | Строение костей. Типы соединения костей. | 1 |
25 | Строение скелета | 1 |
26 | Первая помощь при нарушениях ОДС. | 1 |
27 | Мышцы, их строение и функции. | 1 |
28 | Работа мышц. | 1 |
Раздел 7. Внутренняя среда организма | 4 | |
29 | ВСО и ее значение. Кровь. | 1 |
30 | Форменные элементы крови. | 1 |
31 | Группы крови, резус – фактор. Переливание крови. | 1 |
32 | Иммунитет | 1 |
Раздел 8. Транспорт веществ | 5 | |
33 | Органы кровообращения. | 1 |
34 | Работа сердца. | 1 |
35 | Движение крови по сосудам | 1 |
36 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 |
37 | Контрольная работа | 1 |
Раздел 9. Дыхание | 4 | |
38 | Дыхание. Строение органов дыхания. | 1 |
39 | Газообмен в легких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. | 1 |
40 | Дыхательные движения и их регуляция | 1 |
41 | Гигиена дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания. | 1 |
Раздел 10. Пищеварение | 5 | |
42 | Пищевые продукты и питательные вещества | 1 |
43 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 |
44 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание. | 1 |
45 | Гигиена питания. | 1 |
46 | Контрольная работа | 1 |
Раздел 11. Обмен веществ и энергии | 2 | |
47 | Виды обмена веществ | 1 |
48 | Витамины. | 1 |
Раздел 12. Выделение | 2 | |
49 | Строение и работа почек. Мочевыделение. | 1 |
50 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 |
Раздел 13. Покровы тела | 2 | |
51 | Строение и значение кожи. | 1 |
52 | Роль кожи в терморегуляции организма. Гигиена кожи. | 1 |
Раздел 14. Размножение и развитие | 4 | |
53 | Строение половой системы человека. Размножение и развитие. | 1 |
54 | Наследственные и врожденные заболевания. | |
55 | Возрастные процессы | 1 |
56 | Контрольная работа | |
Раздел 15. Высшая нервная деятельность | 6 | |
57 | Рефлекторная деятельность нервной системы | 1 |
58 | Возбуждение и торможение, их виды, и значение. | 1 |
59 | Биоритмы. Сон, его значение, гигиена сна. | 1 |
60 | Познавательные процессы. Внимание и память. | 1 |
61 | Речь и мышление | 1 |
62 | Типы нервной деятельности | 1 |
Раздел 16. Человек и его здоровье. Резерв. | 6 | |
63 | Здоровый образ жизни | 1 |
64 | Гигиена человека | 1 |
65 | Человек и окружающая среда | 1 |
66 | Итоговая контрольная работа | 1 |
67 | Резервное время | 1 |
68 | Резервное время | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...