"Удивительный мир животных"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Урок на конкурс  "Учитель года" - на 20 минут.

интегрированный урок - экскурсия, с элементами дискуссии, презентация.

Межпредметные связиБиология, Литература, Искусство (живопись, музыка), История.

Данный урок последний в  теме: «Многообразие животных».

  • Сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, оберегать животных, проявлять заботу, воспитывать любовь и бережное отношение к животным;
  • Установить гармоничные отношения с животными, которые окружают человека посредством сравнения научного описания и художественного;

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема: «Удивительный мир животных»

Цели урока:

Образовательные:

-углубление и закрепление знаний учащихся о многообразии животного мира;

 Развивающие:

-развитие  познавательного интереса к природе и ее изучению, к устному народному творчеству, к чтению дополнительной литературы;

Воспитательные:

-воспитание гуманного отношения к «братьям нашим меньшим», чувства ответственности и сострадания;

Задачи урока:

  1. Сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, оберегать животных, проявлять заботу, воспитывать любовь и бережное отношение к животным;
  2. Установить гармоничные отношения с животными, которые окружают человека посредством сравнения научного описания и художественного;

Тип урока:    интегрированный урок - экскурсия, с элементами дискуссии, презентация;

Место  и роль урока в изучаемой теме:    данный урок последний в  теме: «Многообразие животных»;

Целесообразность и оригинальность разработки :

    урок направлен на развитие личностных и познавательных способностей; 

Методы урока:  репродуктивный (объяснительно-                 иллюстративный);

Межпредметные связи:  Биология, Литература, Искусство (живопись, музыка), История;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентации. 

                                                                           Ход урока. 

 

- Учитель: Начала я урок с музыки, которую вы слышали и знаете, с неё начинается передача

 « В мире животных». Я вас приглашаю в «Удивительный мир животных».

      Цель урока: углубление и закрепление ваших знаний  о многообразии животного мира, развитие  познавательного интереса к природе и ее изучению.

         Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появление письменности люди изображали в наскальных рисунках тех, животных на которых охотились.

-Как вы считаете, почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире? (Люди выражали  свои эмоции, которые переполняли их на охоте.)

Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр, который получил название АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ. 

 Художники-анималисты воспевают удивительный мир живой природы.

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть дома любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками.

Изобразить животное с натуры очень трудно, ведь кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художники  внимательно и долго наблюдают за ними.

  -   Ребята, на уроках русского языка вы писали сочинения по картинам, где изображены животные. Вспомните картину Алексея Комарова «Наводнение».

-Что вы видите на этой картине? ( описание картины учащимися) (Весеннее солнце растопило снег, растаял  лед. Высоко поднялась вода, залил кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка.  Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле.  Заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно. Прижавшись спиной к корявой коре, заяц внимательно смотрит на прибывающую воду. Если через несколько дней паводок не спадет, зайцу, наверное, грозит голодная смерть).

- Учитель: Совершенно верно на картине изображена ранняя весна. Прекрасное время года, время пробуждения природы. Но не только радость несет весна лесным обитателям, но и беды.  Как спастись бедному зайцу? Кто ему поможет?  Хочется верить, что и сейчас, как и много лет назад, появится на своей лодке дедушка Мазай и спасет несчастного зверька.

-У известного актера Качалова жил в семье прекрасный пес Джим, которого безмерно любил Сергей Есенин, наш великий поэт, певец всего живого на земле. Будучи в Баку, Есенин попал в   больницу.   Состояние поэта было тяжелым. И вот там – то, в больничной палате он буквально бредил Джимом, считая, что только одно  присутствие пса спасет его, поможет выздороветь. И это чистая, правда, ведь после больницы были написаны Есениным слова, которые обессмертили Джима:

Ученик:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

-Учитель: А в семье Качаловых до сих пор хранится портрет Джима, посмотрите вот эта фотография Джима.

- Не только поэты, но и прозаики посвящают свои произведения животным.

Есть повесть у Гавриила Троепольского  - «Белый Бим, черное ухо» по которой снят одноименный фильм, фрагмент которого я сейчас покажу. 

 Это фильм о собачьей верности, об искренней дружбе человека и собаки. Но этот, же фильм и о человеческой  жадности и жестокости. Бим в последние минуты жизни хотел только одного: свободы и доверия.

 Порой мы, не задумываясь, предаем тех, кто нам доверился. Задумайтесь об этом, ребята. Как преданы они порой, как прекрасны и озорны, а порой беспомощны и беззащитны. Животные, как домашние, так и дикие дарят больше положительных эмоций, нежели отрицательных и, безусловно, заслуживают внимания к себе.

 

- А сейчас я вам предлагаю другой сюжет, когда в жизни встретились 2 одиночества мальчик сирота - Джесси и дельфин- касатка Вилли. Вилли грозит смерть от руки жестокого хозяина, а Джесси предстоит пересмотреть свое отношение к жизни. Они помогают друг другу и побеждают в трудной борьбе с жестокостью и несправедливостью. В  итоге  касатка обретает друга и свободу, а Джесси верного друга  и новую семью. Посмотрите фрагмент фильма.

 

-А какие вы знаете фильмы о животных? («Хатико», «Рики-тики-тави», «Бемби-олененок», «История дельфина», «Боевой конь», «Все любят китов»)

-Учитель: Я хочу  познакомить вас с памятниками животным и удивительными историями их создания. Во все времена героям ставили памятники, и не только людям, но и животным, которые спасали чужие жизни.  Больше всего поставлено памятников собакам, однако, существуют мемориалы, посвященные и другим животным. Человечество не забывает заслуг своих четвероногих и пернатых друзей.
Правда, точное количество никто не подсчитал. Называется цифра 400 или чуть больше.

 1.Самый первый памятник собаке, точнее волчице, выкормившей основателей Рима.  Несколько столетий волчица стояла на постаменте одна, лишь в 15 веке нашей эры к ней прибавили ее малышей Ромула  и Рема.

Наибольшую любовь, заслужили, конечно, собаки. Да это и, понятно, собака издавна помогает человеку.

 2.Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник собаке, за вклад в развитии науки  о человеке. Благодаря собакам людьми были сделаны величайшие открытия.  В саду Института экспериментальной медицины по инициативе великого русского ученого – Иван Петровича Павлова возведен памятник собакам за вклад в науку. На памятнике надпись « От благодарного человечества».

 Когда Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке - как верному соратнику и помощнику учёных,  российские чиновники восприняли идею в штыки. Говорили: "Памятник собаке? Да где это видано!" .Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. Потому что, несмотря на трудные времена - последствия голода, разрухи, именно Петербург считался в те годы одним из центров мировой науки. Это было в 1935г. 

3.В Петербурге неподалеку от Невского 25 января 2000 года установлен памятник "Хорошему коту".

Во время блокады, когда от голода съели всех кошек, в Ленинграде расплодились крысы и мыши - разносчики опасных инфекционных болезней. Тогда по специальному распоряжению Советского правительства в город срочно доставили целый вагон усатых охотников. Их выпустили на улицы, и вскоре наступление грызунов было остановлено.

 4. Есть памятник голубю, но памятник  поставлен не как символу мира. Это памятник голубю-солдату. Издавна люди обратили внимание на удивительную способность голубей возвращаться в свою голубятню, как бы далеко от нее их ни увозили. Эту их особенность использовали и в мирное время, и в военное.  Во время Второй мировой войны голубиная почта  стала широко использоваться. Почтовые голуби, переносившие секретные сообщения через линию фронта, были серьезной угрозой для немецких войск. Голубей отстреливали снайперы, на них выпускали специально обученных ястребов.

Вторая мировая война. Фашисты в 1941 г. ворвались в Ростов-на-Дону. Они начали грабить, разрушать, убивать. За сопротивление – расстрел, за хранение оружия – расстрел, за укрывание служебных собак и голубей – расстрел. В одном из домов Ростова жил мальчик Витя Чечевичкин.

 С детства он любил голубей, ухаживал за ними, тренировал их. В эти дни очень пригодилось умение голубей – доставлять донесения через линию фронта. Но трагически оборвалась жизнь мальчика: фашисты поймали Витю с голубем и расстреляли. После войны люди поставили стелу с изображением голубей, поднимающихся ввысь, в парке имени Вити Чечевичкина. 

 5..Во всем мире люди восхищаются красотой лебедя. В Японии поставлен памятник лебедю. Каждую осень лебеди России отправляются на зимовку в теплые страны.  Многие из них пережидают холодные времена на озерах Японии. Жители этой страны называют лебедей « ангелами японской зимы». Возле одной японской школы есть озеро, к которому дети и учителя ходят любоваться лебединой стаей, Всю зиму они подкармливают птиц, А весной провожают на Родину, в Россию. Но однажды кто-то подбил двух лебедей. Один вскоре погиб, второму пришлось жить в школе, три года прожил у них лебедь. С помощью родителей японские дети  собрали деньги и заказали прекрасный памятник. И сегодня во дворе школы стоит огромный лебедь. Он вытянул шею и распахнул крылья – будто вот-вот улетит домой, в Россию.

-Учитель:  Предлагаю вам послушать музыку  замечательного французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», с помощью музыки передается характер животных, их повадки.

 Открывает «Большую зоологическую фантазию»:

- Лебедь изящная в каждом движении. Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности, символом верности и благородства.

- И, наконец,  «Королевский марш льва» - торжественный выход царя зверей. Послушайте, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности  грозным рычанием.

-Музыка «карнавала» получила большую известность и часто исполняется в концертах. 

 Учитель: Конечно, разорять птичьи  гнёзда, убивать лягушек и жаб, ловить бабочек, стрекоз, разрушать муравейники – недопустимо! Но можно ничего этого не делать, и всё-таки приносить животным большой вред. Если бегать по лесу и кричать, лазить по деревьям, то мы беспокоим животных. Это особенно опасно для них весной и в начале лета. Многие птицы не могут из-за этого построить гнездо или покидают гнезд, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут- окружающую их среду. «Мы в ответе за тех, кого приручили», – учит нас Маленький Принц! Животные ведь не просто существа, созданные для нашего блага. Они, подобно нам, любят, дышат, создают семьи и воспитывают детенышей. А детеныши животных, как и все дети, очень любят играть. Давайте мы тоже поиграем с вами.

Занимательная викторина «Своя игра».

Учитель: Наш урок  завершается.

  -От нас с вами зависит жизнь животных. Ведь им, братьям нашим меньшим, надо совсем немного: чтобы их любили, а главное, чтобы и у них тоже был ДОМ! И каждый из них мог бы сказать эти слова:

Я войду в вашу жизнь, можно?
Я несмело и осторожно.
И Я буду очень понятлив,
Чтоб вам со мной было приятно.
Мы будем гулять вместе.
Так полезней и интереснее.
Вы дома займетесь делами,
А я буду рядом с вами.
И мне не нужны хоромы.
Я просто хочу жить ДОМА.

Домашнее задание будет интересным и творческим:

-просмотрите фильмы, отрывки которых я показала: «Белый Бим черное ухо», «Вилли».

-напишите мини-сочинение « Мой любимый питомец».

Подведение итогов урока.

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к игре по станциям "Удивительный мир животных".

Участники игры проходят 4 станции: "Птичий базар", "Наш пруд", " В мире зверей", " Загадки". Данная презентация относится к станции "Птичий базар"....

Брейн-ринг "Удивительный мир животных"

Вид мероприятия: игра-соревнование  (Брейн – ринг). Цели: способствовать развитию познавательного интереса школьников к предмету, выработка умений самостоятельно применять знания и  осу...

Сценарий интеллектуального конкурса «Удивительный мир животных» (7 – 9 классы)

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...

Эти удивительные домашние животные

Аннотация к занятию: «Эти удивительные домашние животные»Возраст 4 – 8 лет. Многие ребята содержат дома домашних любимцев: собак, кошек, кроликов, хомячков, экзотических птиц и аквариумных рыбок ...

Урок математики в 6 классе. «Нахождение дроби от числа». Урок – путешествие « Удивительный мир животных».

Тема:  Нахождение дроби от числа.        Форма урока – урок-путешествие «Удивительный мир животных».Тип урока:1)...

Стихотворение к уроку по теме "Этот удивительный мир животных"

Стихотворение собственного сочинения , которое можно использовать на уроке по теме "Этот удивительный мир животных" в 5 классе.  Начало стихотворения  - в качестве эпиграфа.Вторая ...

«Удивительный мир животных», 7 класс

Рабочая программа факультативного курса  по биологии...