Методическая разработка технологической карты урока по теме “Селекция микроорганизмов. Биотехнология”
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Формирование знаний об основных методах селекции микроооганизмах. Развитие метапредметных учебных действий: сравнение, обобщение, исследование биологических объектов и процессов с помощью микроскопа и видеофильма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по теме "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"" | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок биологии в 10 классе.
Дата: 15.мая 2019 года
Аудитория: учащиеся 10 класса, учащиеся 9 классов МАОУ “Сылвенская средняя школа“, планирующие обучение по ИУП (профильные предметы биология и химия), родители учащихся 9,10 классов, учителя
Тема урока: Селекция микроорганизмов. Биотехнология.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – исследование с элементами беседы.
Цели урока:
- Дидактическая: формирование знаний об основных методах селекции микроорганизмов..
- Развивающая: развитие метапредметных учебных действий: сравнение, обобщение, исследование биологических объектов и процессов с помощью микроскопа и видеофильма, аргументация.
- Воспитательная: создание условий для формирования коммуникативных навыков.
Оборудование: компьютерная техника, видеофильм «Будущее. Микробы»; видеофильм «Антибиотики»; микроскопы; культура дрожжей; предметные стекла., цветные карандаши.
Этапы урока | Дидактический материал | Время |
Учитель: В 1980 г. на Земле насчитывалось 4,5 млрд. человек, от которых ежегодно рождается 80 млн. детей. В настоящее время на планете - 6 млрд. человек. 10 млрд. человек Земля не прокормит, и встанет вопрос о регуляции численности населения! Вспомните, что происходит в природе при чрезмерном увеличении численности животных или растений? Как решить выявленную проблему? 2.Актуализация знаний и формирование темы и цели урока (запись темы и цели учащимися в рабочих тетрадях). Каждая группа учащихся сообщает результаты работы, свои выводы о том, что проблему питания, а это в первую очередь проблема получения полноценного белка можно решить с помощью микроорганизмов. Для этого необходимо создать микроорганизмы еще более продуктивные, чем имеются сейчас. Учитель: Поэтому, предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему и цель нашего урока. 3.Формулирование темы урока, целеполагание (индивидуально для каждого). Цели учащиеся записывают в тетрадь. | Учащиеся работают в группах по 4 чел. Над решением проблемы. Записи в форме схемы, таблицы. Групповое задание №1: При чрезмерном увеличении численности вида Ж. или Р. начинает действовать ограничивающий фактор (повышается количество животных хищников, возникают болезни, повышается смертность. Примеры.). выделенное красным цветом заполняется учащимися) При чрезмерном увеличении численности вида Человек разумный этого не происходит, т.к. человек биосоциальное существо. (аргументация)… Решение проблемы: 1.Использование достижений современной науки для получения достаточного количества продуктов питания (аргументация). 2. Введение методов медицинского просвещения населения с целью разумного планирования семьи. 3. Сокращение численности населения (войны, ГМО и др. аргументация) Какой метод (способ, технология) являются для вас наиболее приемлемым? (аргументируйте свой ответ) Выполните задание: 1 Проанализируйте следующие данные. Сделайте вывод, о том какие организмы более выгодно использовать для получения белка. Почему? Корове требуются хорошие и, следовательно, дорогие корма. | 10 мин. |
| Тихо звучит музыка, учащееся выполняют 2-3 дыхательных упражнения, снимающие утомление. | 1 мин. |
4.Определение методов достижения цели | (работа учащихся в паре, беседа с учащимися, работа с учебником, сетью Интернет, микроскопом, заполнение таблиц, схем,). | 10-15 мин. |
5.Изучение нового материала. Учитель: в чем секрет высокой продуктивности микроорганизмов? (беседа). Учитель: задача микробиологов создать высокопродуктивные штаммы микроорганизмов. Какие методы они для этого используют? Почему? | Задание №2: 1.Рассмотрите в микроскоп и сравните культуру дрожжевых грибков, полученных из сухих дрожжей (производство … ) и культуры «сырых дрожжей» (производства Кунгурского дрожжевого завода). Проанализируйте наблюдения, зафиксируйте их. Сделайте выводы. 2.прочитать текст учебника биологии; Работа 3. Самостоятельная работа с текстом - «Методы селекции микроорганизмов», план выступления по теме учащиеся представляют учителю до урока: 1.Отбор. 1.Методы генной инженерии. 2.Роль белков – ферментов в получении новых форм живых организмов. - «Достижения генной инженерии»: 1. Получение гормонов, лекарств. 2. Создание устойчивых к вредителям форм сельскохозяйственных растений. 3.Получение 4. Профессия –генный инженер. | |
6.Подведение итогов урока (беседа с учащимися и оценивание работы в группах и парах – метод – устное взаимооценивание и самооценка). Окончательное оценивание учителем после проверки работ (полученного продукта). Учитель: Какие новые термины вы узнали на уроке? Записали ли их в свой биологический словарь? Какой продукт вы получили в процессе урока? Достигли ли вы, заявленной цели? Удовлетворяет ли вас процесс деятельности на уроке, что бы вы предложили изменить? Что необходимо доработать дома? Что бы вы хотели узнать дополнительно по данной теме? Любое открытие имеет двойственную природу и любая технология тоже – приносящую пользу человечеству и приносящую огромный вред. Об этом хорошо сказано в фантастическом романе Стругацких «Трудно быть богом», который я вам советую прочитатать. Исходя из этого – творческое задание – подумайте и напишите министатью или фантастический рассказ для школьной экологической газеты «Какой возможный вред для человечества заключен в биотехнологии». Однажды американский биолог Б.А. Нейман написал слова, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку и вашей творческой работе «Микробиология будущего» «Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии, благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения, превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии современной биотехнологии и индустрии живых клеток». Эта работа может быть в виде презентации фантастического проекта будущего или в любой другой форме.
| Ответы учащихся на вопросы учителя позволят спрогнозировать содержание следующего урока. | |
Домашнее задание (учащиеся выбирают) предлагается на листочках всем присутствующим (творческое задание №1 и творческое задание №2). | Д/З: Любое открытие имеет двойственную природу и любая технология тоже – приносящую пользу человечеству и приносящую огромный вред. Об этом хорошо сказано в фантастическом романе Стругацких «Трудно быть богом», который я вам советую прочитатать. Исходя из этого – творческое задание №1 – подумайте и напишите министатью или фантастический рассказ для школьной экологической газеты «Какой возможный вред для человечества заключен в биотехнологии». Однажды американский биолог Б.А. Нейман написал слова, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку и вашей творческой работе №2 «Микробиология будущего» - «Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии, благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения, превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии современной биотехнологии и индустрии живых клеток». Эта работа может быть в виде презентации фантастического проекта будущего или в любой другой форме. |
Сообщение уч-ся о генной инженерии.
Генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма. «Вырезание» генов проводят с помощью специальных «генетических ножниц», ферментов –рестриктаз, затем ген «вшивают» в вектор (носитель) – плазмиду, с помощью которой ген вводится в бактерию. «Вшивание» осуществляется с помощью других ферментов – лигаз. Кроме того, вектор должен содержать маркерные гены, которые позволяют отличить эту клетку от исходных клеток.
Достижения генной инженерии.
С помощью генной инженерии получают соматотропил – гормон роста, гормон инсулин человеческий, которые раньше получали из поджелудочных желез убитых коров, свиней, белок интерферон, который помогает справиться со многими вирусными инфекциями.
В природе существует бактерия бацилиус турингинсис, которая нарабатывает белок, называемый эндотоксином. Свое название он получил, что при попадании этой бактерии в желудок насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений этот белок вызывает лизис (растворение) стенки желудка и гибель насекомого – вредителя. Это свойство белка генные инженеры решили использовать для создания форм полезных сельскохозяйственных растений, устойчивых к насекомым- вредителям. Для этого ген эндотоксина ввели в геном растения. Гусеницы, съев листья растения, погибают. Белок токсин оказался губительным только для насекомых и совершенно безвреден для человека и животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"
В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....
Методическая разработка(технологическая карта урока) по теме "Спорт" 7 класс
Данная методическая разработка является технологической картой урока по теме "История Олимпийских игр" в 7 классах.Составлена по материалу из учебника "Английский язык для 7 классов п...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: «Систематизация времен» по УМК «Шаги» для 6-его класса под редакцией И.Л. Бим
. Приветствие .Речевая зарядка с лексикой по теме «Осень».Введение в тему. CинквейныКаждая группа получает задание составить предложения в определенном времени (Prasens, Imperfect , Perfek...
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по теме: " Отбор корней тригонометрического уравнения на промежутке". 10 класс.
Технологическая карта урока позволяет увидеть целостную картину современного урока. Урок носит проблемный и развивающий характер, способствующий формированию личностных и предметных компетенций....
Методическая разработка Технологическая карта урока по теме Площадь треугольника 9 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦель урока Систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Треугольники»....