Внеурочное занятие "Почва"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Класс: 7
Название урока: Почва.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: сформировать знания учащихся о почве как об особом природном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pochva.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
Класс: 7
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: сформировать знания учащихся о почве как об особом природном образовании.
Задачи урока:
- обучающие: углубить знания учащихся о почве; научиться определять состав почвы; познакомиться с живыми организмами, обитающими в почве, порассуждать об охране почвы;
- развивающие: развивать аналитическое мышление; развивать умения работать с таблицами и делать выводы; устанавливать связь между ранее изученным материалом на уроках окружающего мира, географии, биологии; развивать наблюдательность и внимание.
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к познанию мира через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.
Формируемые УУД:
Предметные:
• научиться определять состав почвы;
• объяснять от чего зависит плодородие почвы;
• решать практико-ориентированные задачи по внесению удобрениий;
Метапредметные:
• познавательные: наблюдать и выполнять эксперименты, формулировать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом
• регулятивные: составлять план последовательных действий при выполнении опытов, организовывать рабочее место при выполнении эксперимента
• коммуникативные: эффективная работа в паре, в группе при решении учебных задач.
Личностные:
•соблюдать правила безопасного обращения с реактивами и оборудованием.
Оборудование и расходные материалы:
Плакат «Обитатели почвы», стеклянные стаканы 6 шт, спиртовка, стекло, сухое горючее, 10% раствор соляной кислоты, коллекция «Удобрения», 2 цилиндра, вода, почва песчаная и черноземная.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая
Ход работа:
Этап урока 1. Организационный |
Предполагаемая продолжительность: 1―2 мин Педагогическая деятельность учителя: проверяет готовность к уроку, организует работу класса на уроке, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся. Учебная деятельность обучающихся: эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность |
Этап урока 2. Актуализация и обобщение знаний |
Предполагаемая продолжительность: 20 мин Педагогическая деятельность учителя: Создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о теме и целях урока. Показывает фрагмент про Меч-кладенец из фильма «Последний богатырь: Корень зла» Иван надоедает жизнь в древней Руси, поэтому с помощью меча-кладенеца он часто возвращается в современную Москву. Из-за постоянных перемещений сила кладенеца иссякает. Однако на привале к кладенцу, воткнутому в землю, возвращается волшебная сила. Задаёт вопрос: Как вы думаете почему? Выслушав выдвинутые учащимися гипотезы, учитель сообщает, что вся сила в земле. В почве находятся все корни, которые питают жизнь. На почве растут растения, значит, в ней есть все, что им нужно для жизни. Побуждает к высказыванию предположений о теме и цели урока, способах достижения поставленной цели. Давайте разберемся, что такое почва и из чего она состоит. Просит учащихся, опираясь на имеющие знания, предположить, что есть в почве, что нужно растениям? Каков состав почвы? Чтобы выяснить это, проделаем следующие опыты. Опыт№1. Сухую почву рассматривают под лупой, замечают наличие в почве остатков организмов. Опыт№2. Сухой комочек почвы бросают в стакан с водой, появляются пузырьки, следовательно, в почве есть воздух. Опыт№3. На огне прокаливают комочек почвы; над почвой держат предметное стекло. На стекле появляются капельки воды, следовательно, в почве содержится вода. Опыт№4. Прокаливание почвы продолжают до появления характерного запаха и дыма, следовательно, в почве есть перегной (гумус). Опыт№5. После прокаливания почву помещают в стакан с водой и размешивают, дают отстояться. На дно стакана оседает песок, а сверху оказываются частицы глины. Опыт№6. Несколько капель воды помещают на предметное стекло и выпаривают над огнем, на стекле появляется беловатый налет – это минеральные вещества. После проведенного эксперимента, подводит учащихся к выводу, о том, что почва – это уникальное природное образование, в состав которого входят минералы, остатки организмов, также газы и вода. Задаёт вопрос: что такое перегной и как он образуется? Поясняет, что перегной образуется благодаря бактериям – «санитарам нашей планеты». Их роль заключается в преобразовании органических веществ умерших живых организмов в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни. В почве кроме бактерий есть еще другие обитатели. Демонстрирует плакат «Обитатели почвенной среды». Задаёт вопрос: каких живых организмов обитателей почвы знаешь ты, что можешь о них рассказать? Рассказывает интересные факты о почве. В чайной ложке почвы, живых организмов больше, чем людей на планете. И все эти миллиарды, живущие в почве, составляют достаточно сложную, но крайне важную сеть взаимосвязей. Дождевых червей на 1 гектар почвы около 130 тысяч особей общей массой около 400 кг. За год они переворачивают более 30 т грунта, тем самым увеличивая плодородие почвы. Просит учащихся указать причину плодородия почвы? От чего оно зависит? Отмечает, плодородие почвы зависит от количества гумуса, воды и воздуха в ней. Поясняет, что изначально поверхность обитатели почвы рыхлят почву, а это помогает проникать в нее воздуху и воде. Рассказывает, что изначально Земли была лишь голой каменной пустыней. Из-за перепадов температур в горных породах появились трещины. Вода и ветер разрушали горные породы, превращая их в мелкие частицы. Появились первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Затем остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образуя почву. Учебная деятельность обучающихся: Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения; строят гипотезы; предлагают |
Этап урока 3. Применение знаний в новой ситуации |
Педагогическая деятельность учителя: Задаёт вопрос: все ли почвы одинаково плодородны? Демонстрирует опыт: в цилиндры, заполненные песчаной и черноземной почвой, наливает одинаковое количество воды. Просит учащихся сделать выводы из увиденного. Поясняет. Почва, богатая органическими веществами, комковатая, пористая, такая почва хорошо впитывает и удерживает влагу. В песчаной бесструктурной почве вода держится сверху, не пуская воду, что задерживает и проникновение в почву воздуха. Рассказывает. Мы привыкли воспринимать почву как должное. Но без почвы не смогли бы существовать, ни флора, ни фауна, ни человек. «Сколько взял, столько и отдай» Чтобы повысить плодородие почвы вносят минеральные и органические удобрения. Применение удобрений дает прибавку урожая от 10 до 30% по отдельным культурам. Органические удобрения — это отмершие части растений и животных, продукты жизнедеятельности животных (навоз, торф, перегонной, птичий полет). Органические удобрения, носятся в почву осенью, постепенно разлагаются до минеральных веществ, пригодных для растений полезными микроорганизмами. При разложении выделяется углекислый газ в приземный слой воздуха, который используется для создания урожая. Чтобы удовлетворить потребности растений в почву вносят также минеральные удобрения. Демонстрирует коллекцию удобрений. Задаёт вопрос: Обратите на внешний вид удобрений различных минеральных удобрений. По каким внешним признакам можно отличить аммиачную селитру от хлорида калия? Поясняет. Преимуществом выпуска гранулированных удобрений - они не слеживаются при хранении, их легко вносить в почву, гранулы образуют очаги питания, из которых питательные вещества, содержащиеся в удобрении, расходываются постепенно и полнее усваиваются растениями. Существуют правила внесения удобрений в почву. Предлагает выяснить почему аммиачную селитру рекомендуется вносить весной, а фосфористую муки осенью? Предлагает учащимся провести эксперимент. В 2 стакана насыпают одинаковое количество аммиачной силитры и фосфористой муки. Добавляют воду. Аммиачная силитра растворяется, а фосфористая муку нет. Еще раз в стаканы насыпают одинаковое количество аммиачной силитры и фосфористой муки и добавляют раствор соляной кислоты. Фосфористая мука растворяется. Поясняет, что аммиачную силитру вносят в момент посова, а фосфористую муки осенью, т.к она не растворима в воде. Растворение фосфористой муки происходит медленно под действием слабых кислот почвы. Задает вопрос: Можно с уверенностью сказать, что применение минеральных удобрений повышает продуктивность почвы? Значит ли это, что чем больше внес удобрений, тем больше будет урожай? Ведет фронтальную беседу, в которой обсуждают, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведет к их вымыванию дождями в пруды, реки, отчего в водоемах гибнет рыба и происходит заболачивание водоема. Поэтому для внесения удобрений нужен специалист Агроэколог, который производит химический анализ почву, отвечает за количество и соответствие внесенных удобрений, а также химических средств защиты в растениеводстве, комовых добавок и санитарных средств в животноводстве с целью не нанести вред окружающей среде. Учебная деятельность обучающихся: Выполняют эксперимент. Обсуждают результаты работы, формулируют выводы. |
Этап урока 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Предполагаемая продолжительность: 7 мин Педагогическая деятельность учителя: Организует обсуждение результатов работы, коррекцию выводов по работе. Предлагает решить практико-ориентированную задачу: Установлена следующая доза удобрений: N – 60 кг, P2O5 – 90 кг и K2O – 90 кг. На складе имеется кальциевая селитра, которая содержит 17,5% азота, двойной суперфосфат (48% оксида фосфора (V) и сульфат калия (48% оксида калия). Определите сколько нужно каждого из минеральных удобрений внести на 1га. Просит ответить на проблемный вопрос: горение человеку друг или враг? Учебная деятельность обучающихся: Отвечают на вопросы |
Этап урока 5. Информация о домашнем задании и рефлексия |
Предполагаемая продолжительность: 6―7 мин Педагогическая деятельность учителя: Предлагает анкету рефлексии к уроку: Что нового я узнал на уроке? Меня удивило? Что я еще хочу узнать про почву и ее обитателей? Демонстрирует запись цели урока, спрашивает: «Как вы думаете достигнута ли цель?» Если проблема не решена и цель не достигнута, предлагает объяснение, и задаёт в дополнение к домашнему заданию подумать над причинами этого. Учебная деятельность обучающихся: Задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели. Высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...