урок биологии 9 класс. тема Клетка
методическая разработка по биологии (9 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Клетка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril_3.ppt1.35 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение по теме: «Клетка»

Слайд 2

что такое клетка? как называется наука изучающая клетки? основные положения клеточной теории?

Слайд 3

Функции Органеллы 1. Внутриклеточное расщепление и переваривание макромолекул А- Комплекс Гольджи 2. Перемещение веществ по цитоплазме Б – Хлоропласты 3. Синтез углеводов из СО 2 и Н 2 О В – Лизосомы 4. Синтез липидов Г – Рибосомы 5. Синтез белка Д -Эндоплазматическая сеть Установите соответствие между клеточными органоидами и их функциями:

Слайд 4

2 конкурс. «Разминка».

Слайд 5

III конкурс. «Третий лишний». Командам предлагаются соединения, явления, понятия. Два из них объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Ответ аргументировать. Время 2 мин.

Слайд 6

«№1» 1.Аминокислота, глюкоза, поваренная соль. 2.ДНК, РНК, АТФ. 3. Крахмал, целлюлоза, аминокислота «№2» 1. Аденин, Тимин, хлорофилл. 2. Лизосома, рибосома, прокариоты. 3. Гликоген, крахмал, инсулин.

Слайд 7

4 конкурс. «Определи органоид» «№1» «№2»

Слайд 8

4 конкурс. «Определи, что изображено?» «№1» «№2»

Слайд 9

V конкурс. «Установите соответствие» Максимальная оценка 7 баллов Время – 5 минут.

Слайд 10

№ 1 1 .Непосредственно участвует в синтезе белка - .. 2 .Является дыхательным центром клетки - .. 3. Придает привлекательный для насекомых вид лепесткам цветков - .. 4. Состоит из 2- х перпендикулярно расположенных цилиндров 5. Выполняет функцию резервуаров в растительных клетках - .. 6 Образует нити веретена деления… А – клеточный центр, Б – хромосома, В - вакуоли, Г – клеточная мембрана, Д – рибосома, Е – митохондрии, Ж – хромопласты. № 2 1 .Органоид, на мембранах которого происходит синтез белков - 2 .Имеет граны и тилакоиды - .. 3 .Содержит внутри кариоплазму - .. 4. Обладает способностью к отделению мелких пузырьков -.. 5. Осуществляет переваривание питательных веществ - .. 6. Компонент клетки, в котором находятся органоиды - .. А – лизосома, Б – хлоропласт, В - ядро, Г – цитоплазма, Д – комплекс Гольджи, Е – эндоплазматическая сеть, Ж – хромосомы

Слайд 11

7 Конкурс Изобразить наибольшее число органоидов клетки и подписать их.

Слайд 12

8 конкурс «Ответ на вопрос». ?

Слайд 13

Биологический диктант (допишите незаконченное предложение) : 1. По строению органоиды клетки делятся на __________ 2. Лизосомы содержат __________________________ 3. Митохондрии являются _______________________ 4. Рибосомы состоят из _________________________ 5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются ___________________________________ 6. Пластиды характерны только для _______________ 7. Лизосомы образуются в _______________________ 8. ЭПС участвует во внутриклеточной _____________ 9. Стопки мембран в пластидах, содержащие хлорофилл, называются ____________________________________ 10. Синтез белка осуществляется при помощи ________

Слайд 14

Поздравляем победителей!



Предварительный просмотр:

ФИО: Мальцева Ольга Николаевна

Место работы: МОУ «Новоигирменская СОШ №2»

Должность: учитель биологии, географии

Тип занятия:

Урок обобщения и систематизации знаний

Структура занятия:

1.Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Актуализация знаний

4.  Применение знаний и умений.

5. Обобщение и систематизация знаний

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: формирование целостного представления о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого, повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Строение и химический состав Клетки”.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

индивидуальные задания на карточках, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, фрагмент видиофильма «Клетка», чистые листы бумаги.

Технологическая карта  занятия

Предмет

Биология

Класс

9

Тип занятия

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема

" Строение и химический состав Клетки "

Цель

формирование целостного представления о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого, повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Строение и химический состав Клетки”.

Задачи:

 Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;
  2. Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы;
  2. Способствовать развитию логического мышления, речи;
  3. Формировать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету биология;
  2. Способствовать развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;
  3. Совершенствование навыков работы в группах

Основные термины, понятия

Клетка, Органоиды клетки, прокариоты, эукариоты

Планируемые результаты          

Предметные: уметь описывать особенности строения органоидов клеток эукариот и прокариот; объяснять значение каждого органоида в жизни клетки; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органоидов и их функциями.

 Метапредметные:

-познавательные: структурировать учебный материал; воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме;

-регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму; представлять результаты работы и делать выводы о качестве проделанной работы.

-коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; выступать перед аудиторией; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности.

Подготовка к уроку:

 Класс делится на 2 группы

Технология                                                  

информационно-коммуникационные, игровая.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, групповая.

Карта   урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

время

1.Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Рассаживаются по группам.

Слушают учителя.

1 мин

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка учебных задач

Организовывает погружение.

 - На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, её органоидов, об истории её открытия и создании клеточной теории.

На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”.

Участвуют в формировании задач урока.

Отвечают на вопросы учителя.

1 мин

3. Актуализация знаний

Организует учебное взаимодействие учеников (группы).

Предлагает просмотр видеоролика по теме «клетка».

После просмотра ролика предлагает ответить на вопросы.

Сейчас давайте вспомним что такое клетка? 

А как называется наука изучающая клетки?

Давайте вспомним основные положения клеточной теории?

Учащиеся просматривают видеоролик. Участвуют в обсуждении содержания материала

Отвечают на вопросы,

Осознанно строят речевые высказывания, Воспринимают  ответы обучающихся;

4 мин

4.  Применение знаний и умений.

Класс поделен на две команды. Команда “№1 ” и команда “№2”. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Каждый из вас получит оценки в зависимости от количества набранных баллов при проведении конкурсов.

Итак начнем.

Первое задание: Установить соответствие Органоид – выполняемая функция. Время выполнения 2 минуты

.

Работают в команде,

Фронтальная проверка по слайду

2 мин

Второй конкурс  – “Вопрос - ответ ”. Правильный ответ – 1 балл. Каждой команде будет предложен перечень вопросов, отвечаем по очереди, быстро и точно.

Производит опрос. Приложение.

Работают фронтально по очереди отвечают на вопросы.

Осуществляют самоконтроль.

4 мин

Третье задание.  “Третий лишний”. Вам предлагаются соединения, явления, понятия и т.д. Два из них объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Найдите лишнее слово и ответ аргументируйте.  Приложение

Слово представляем 1 и 2 командам

проверка по слайду.

Учитель осуществляет контроль;

Выполняют задание, готовятся к аргументированию ответа.

Обьясняют свой выбор.

3 мин

Переходим к 4 заданию “Узнай органоид”.

На слайде представлены Различные органоиды и клеточные структуры. Необходимо определить их название.

Высказывают свои предположения Слушают друг друга обосновывают мнение

4 мин

Задание 5 ”Установите соответствие”. Ребята, различные клеточные структуры перечислены под номерами, а функции и характеристики под буквами. Укажите, какие из названных функций или характеристик соответствуют каждой из этих структур.

Работают в группе письменно фиксируют ответы.

Устно обосновывают свой выбор

5 мин

Для победы в 6 конкурсе нужно   изобразить  наибольшее количество органоидов клетки и подписать их.

Команды получают карандаши и чистые листы бумаги. Команды так же выполняют индивидуальные задания по карточкам. Работы сдают учителю.

2 мин

5. Обобщение и систематизация знаний

А теперь выберите любой органоид и подготовьтесь рассказать о нем. В этом конкурсе побеждает та команда представившая наибольшее количество органоидов 

Готовятся к выступлению.

Рассказывают о органоидах 

4 мин

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Выполните биологический диктант

Заполните в тексте пропуски

 Приложение

 Проверка по слайду

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют. Обосновывают выбор написания терминов

5 мин

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Задает домашнее задание: готовится к контрольной работе

Записывают

1мин

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания обучающихся; беседу, связывая результаты урока с его целями

Выставляет оценки в журнал

Рефлексия своих действий, подводят итоги урока.

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

Урок биологии по теме "Строение клетки" 9 класс

Данный урок сделан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разбит на этапы. Перед каждым этапом ставится цель. Для проведения урока используется сайт ФЦИОР. Проводится исследовательская работа по изу...

Урок биологии по теме "Строение клетки" в 10 классе

Разработка урока по биологии (10 класс)...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Конспект урока биологии по теме « Строение клетки» в 10 классе

Задачи:- общеобразовательная: дать представление о строении растительной и животной клетке, их органоидах, изучить химический состав клетки- воспитывающая: формировать экологическую культуру.- развива...