Урок биологии на тему Живые клетки, 5 класс Сонин Н.И., Плешаков А.А.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК «ЖИВЫЕ КЛЕТКИ»,
5 класс
«Введение в биологию».
Плешаков А.А.; Сонин Н.И.
● Карташова Н.Н., учитель биологии
Разделы: Преподавание биологии
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение объяснять значение клетки и ее органов в жизнедеятельностиорганизмов;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: клетка.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
обнаруживать и формулировать учебную проблему..
2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Средства обучения:
- технические:
- компьютер с установленной операционной системой MS Windows,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- раздаточный материал.
- микроскоп:
- презентация,
- Рабочая тетрадь, учебник
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изложение нового материала.
- Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть урока).
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка.
- Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру живых организмов. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
II. Актуализация знаний:
1. - На прошлом уроке мы изучали с вами новую тему. Какую? (Живые клетки)
- Мы с вами говорили о том, что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
(Кирпичи - это основа для строительства дома)
- Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, из которых состоит предложений).
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы).
- А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток).
- Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и
животного организма является клетка.
- На прошлом уроке мы с вами нашли определение термину «клетка». Но мы можем предположить, что у слова клетка
есть и другие значения. Чтобы узнать какие значения имеет слово «клетка» давайте воспользуемся ресурсами
интернета и заглянем в толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Он определяет слово клетка так:
1. Помещение со стенками из поставленных с промежутками прутьев. К. для птиц, для зверей.
2. Отдельный квадрат разграфленного пространства.
3. Клетки шахматной доски.
4. Ткань в крупную клетку.*
5. Грудная клетка - часть туловища, ограниченная грудными позвонками, ребрами и грудиной; костная основа этой
части туловища.
6. Лестничная клетка
7. Тетрадь. в клеточку
8. Элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.
- Какое определение подходит нам? (последнее)
- Кто впервые открыл клетку ? (Знаменитый английский ученый - естествоиспытатель Роберт Гук.)
- На прошлом уроке вам было дано задание, в интернете или библиотеке подготовить сообщения по домашнему
заданию. Кто-то из вас готовил сообщение о Роберте Гуке? (доклад ученицы)
- Скажите пожалуйста, как вы считаете Открытие, которое сделал Роберт Гук было важным для биологии? Почему?
- Что еще на прошлом уроке мы узнали про клетку? (все тела состоят из клеток, клеток много в нашем
организме, они разные по форме, размерам, функциям)
- А как мы можем увидеть клетку? (невооруженным взглядом, но только формы клеток(н-р, кожа), а внутреннее
строение только через увеличительные приборы)
- А почему на прошлом уроке, когда мы смотрели микропрепарат клетки крови, он был у нас в микроскопе совсем не
такой, как на рисунке в учебнике? (потому что на рисунке изображена клетка крови при большем увеличении,
чем мы видели в микроскоп)
- Клетки в организме все одинаковые или они чем-то различаются? (по форме, размеру)
2. Дома вы должны были выучить основные части клетки. А давайте проверим ваше домашнее задание. У вас на столе
лежат листочки. Сейчас каждый из вас нарисует клетку и подпишет ее основные части, а потом вы поменяетесь
листочками и проверите друг у друга домашнее задание. На доске написаны критерии, по которым вы должны
оценить работу. Опираясь на эти критерии, поставьте друг другу оценки, только оценивайте друг друга честно. На
всю работу вам отводится 10 минут.
Критерии: «5» - рисунок нарисован правильно, указаны все части клетки
«4» - рисунок нарисован правильно, но 1 часть клетки не указана
«3» - есть ошибки в рисунке, 2 части клетки не указаны
«2» - есть ошибки в рисунке, все части клетки не указаны, либо к работе не приступал.
-Итак, вы закончили работу. Поднимите руки те, кто получил «5», теперь те, кто получил : 4, 3 и «2». Спасибо за
работу, я тоже посмотрю ваши работы и на следующий урок скажу вам ваши оценки.
III. Новая тема:
- На прошлом уроке мы познакомились с клеткой. Теперь вы уже имеете о ней представления. Как вы думаете
мы уже все узнали о клетке? (нет)
- Конечно нет. Сегодня мы продолжим знакомство с клеткой.
- Откройте стр. 30 учебника. Посмотрите на рисунки и скажитечто сегодня на уроке мы можем узнать про клетку?
(Ответы.)
- Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.)
- Цель нашего урока следующая: знать внутреннее строение клетки.
Объяснение учителя:
1. - Сегодня уже известно в организме около 200 разновидностей клеток, которые дышат, питаются, растут, делятся и умирают. Когда клетка вырастает, она делится на две дочерние, те вновь делятся, образуя новые клетки. Благодаря делению клеток растет и весь организм. Живут клетки определенный период:
Почечные клетки – живут 6 минут,
Клетки крови – трое суток,
Половые клетки – 10 суток,
Кожи – 6 месяцев, хрящи – до 1 года.
В сутки у нас умирает 600 грамм клеток
Клетки отличаются друг от друга по форме и размерам, внешнему виду и выполняемым функциям. (слайд презентации)
Клетки – живые, они дышат, растут, размножаются, питаются. Это сложные процессы, о них мы узнаем чуть позже, в старших классах.
2. Строение клетки:
Любой организм имеет органы:
Растение- корень, стебель, листья, цветы, плоды.
Животные и человек - различные внутренние органы, которые образуют системы органов.
Клетка тоже имеет свои «органы», которые называются органоидами. Основные органоиды клетки мы знаем.
Каждая клетка имеет три главных части:
1. оболочку, которая «одевает» клетку и придает ей прочность;
2. цитоплазму - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
3. ядро - самый важный органоид клетки, который управляет ее жизнедеятельностью.
3. А какие еще есть органоиды клетки и какие функции они выполняют мы узнаем из учебника. Сейчас мы поделимся на группы. Каждая группа получит задание и в течение 10 минут вы должны подготовить ответы на вопросы. А потом каждая группа расскажет нам, что нового они узнали.
Работа в группах:
1группа: стр. 30 учебника. Найдите рисунок клетки. Какие органоиды имеет клетка и какие функции они выполняют? Запишите на листок в виде таблицы.
Название органоида | Функция |
2 группа: стр.30. учебника. На странице 30 вы видите икринку рыбы и куриное яйцо. Запишите, что общего есть между ними и чем отличаются друг от друга куриное яйцо и икринка лягушки ( рыбы). Как они правильно называются и значение этих клеток.
3 группа: рассмотрите рисунок на стр. 31. Что изображено на этом рисунке? Поясните.
4 группа: в тексте на стр. 30 найдите, что такое хлоропласты? Зачем они нужны. Где встречаются хлоропласты: урастений или у животных? Работайте с рисунком на стр. 31
5 группа: 6 вопрос на стр. 32
6 группа: 7 вопрос на стр. 32
7 группа: вопросы 2 и 3 стр. 32
8 группа: Почему в одном организме так много разновидностей клеток?
Выступление представителей групп. (по 3 мин.)
Слово учителя:
- Какой можем сделать вывод?
- Из чего состоит клетка? (из разных органоидов, которые выполняют разные функции)
-Все ли органоиды клетки мы рассмотрели? Давайте сравним рисунок в учебнике и рисунок на доске.
- Какие органоиды мы не рассмотрели?
Да, клетки также имеют:
- ядро - самый важный органоид клетки, который управляет ее жизнедеятельностью.
- вакуоль, заполненную клеточным соком;
- митохондрии, которые отвечают за дыхание клетки;
- лизосомы - выполняют процесс пищеварения;
- клеточный центр- центр координации всех процессов клетки;
- эндоплазматическая сеть - обеспечивает транспортную функцию по обмену веществ;
- аппарат Гольджи – это пузырьки и полости, в которых накапливаются и используются вещества клеткой; в растительной клетке есть пищеварительная вакуоль, которая служит в клетке для пищеварения;
- хлоропласты – имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления питательных веществ на свету
(показ слайдов и таблицы)
В растительной клетке присутствуют пластиды, которые придают клеткам различную окраску. Они различаются
по цвету, размерам и функциям.
Пластиды
Хлоропласты Хромопласты Лейкопласты
(Зеленые) (красные) (белые)
играют важную роль обеспечивают окраску накапливают запасные
в процессе фотосинтеза плодов, осенних листье питательные вещества.
IV. Итог урока:
-Что узнали?
-Что мы делали для достижения поставленных целей?
- Довольны ли мы результатом?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что нам пока не удается?
- Можно ли это было сделать иначе?
- Какой вариант лучше?
- Где нам пригодится это умение?
- Как бы вы оценили свою деятельность на уроке?
V. Домашнее задание:
Если вас заинтересовала эта тема, то используя дополнительную литературу и ресурсы интернета, подготовьте сообщение об органоидах клетки, которые мы рассмотрели на уроке. Читать и пересказывать материал на стр. 30-31 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Строение клетки" 9 класс
Данный урок сделан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разбит на этапы. Перед каждым этапом ставится цель. Для проведения урока используется сайт ФЦИОР. Проводится исследовательская работа по изу...
Урок биологии по теме "Строение клетки" в 10 классе
Разработка урока по биологии (10 класс)...
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...
Конспект урока биологии по теме « Строение клетки» в 10 классе
Задачи:- общеобразовательная: дать представление о строении растительной и животной клетке, их органоидах, изучить химический состав клетки- воспитывающая: формировать экологическую культуру.- развива...
Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс
Цели урока:1.Обучающая: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними.2.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятель...
Урок-исследование по теме "Живые клетки"
Сценарий урока-исследования по теме "Живые клетки", биология 5 класс по учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков....
Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе
Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r...