РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по медицинскому кружку «Первая помощь»
элективный курс по биологии
Пояснительная записка
Медицина – благороднейшая сфера деятельности человека, основным назначением которого является помощь людям. Это одно из древнейших научно-практических направлений человечества, значимость которого невозможно переоценить. Представленная программа является своеобразным ориентиром для учеников, заинтересовавшихся миром медицины, и решающих для себя вопросы выбора будущей профессии.
Актуальность: Интерес к профессии часто имеет глубокие корни, берущие начало из самого детства, когда ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. Принципиально важно вовремя выявить этот интерес, поддержать и способствовать его дальнейшему развитию. Значимость представленной программы не ограничивается только содействием интересам ученика. Она является и активно формирующим инструментом педагога. Проблема здоровья населения актуальна как никогда, а его охрана является первостепенной задачей государства. Истоки этой проблемы часто приходится искать в школьном и подростковом возрасте, когда ребенок, активно контактируя с окружающим миром, рискует пойти по неверному пути. Вот почему так важно, чтобы просвещение подрастающего поколения о здоровом образе жизни было своевременным, а отношение к здоровью - ответственным.
Рабочая программа медицинского кружка составлена для детей 9-11 классов.
Программа рассчитана на одну неделю:
- 10 часов (по 2 часа в день). Состав группы – 15 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_pomoshch.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
от ___30.05___ 2023 года
Протокол №__1__
Председатель ______________________
(подпись руководителя) ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по медицинскому кружку
«Первая помощь»
Уровень образования (класс) __ основное общее образование (9 - 11 класс) __
Количество часов ____ 10 ____
Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____
Программа разработана Смирновой Еленой Юрьевной, учителем биологии и химии, в соответствии с ФГОС основного общего образования _____________
Пояснительная записка
Медицина – благороднейшая сфера деятельности человека, основным назначением которого является помощь людям. Это одно из древнейших научно-практических направлений человечества, значимость которого невозможно переоценить. Представленная программа является своеобразным ориентиром для учеников, заинтересовавшихся миром медицины, и решающих для себя вопросы выбора будущей профессии.
Актуальность: Интерес к профессии часто имеет глубокие корни, берущие начало из самого детства, когда ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. Принципиально важно вовремя выявить этот интерес, поддержать и способствовать его дальнейшему развитию. Значимость представленной программы не ограничивается только содействием интересам ученика. Она является и активно формирующим инструментом педагога. Проблема здоровья населения актуальна как никогда, а его охрана является первостепенной задачей государства. Истоки этой проблемы часто приходится искать в школьном и подростковом возрасте, когда ребенок, активно контактируя с окружающим миром, рискует пойти по неверному пути. Вот почему так важно, чтобы просвещение подрастающего поколения о здоровом образе жизни было своевременным, а отношение к здоровью - ответственным.
Рабочая программа медицинского кружка составлена для детей 9-11 классов.
Программа рассчитана на одну неделю:
- 10 часов (по 2 часа в день). Состав группы – 15 человек.
Занятия в группах строятся с опорой на специфику контингента учащихся, их возрастные особенности, а также с учетом целей и задач, проводимого занятия.
Цель программы: получение знаний и отработка навыков оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить знания по анатомии, физиологии и гигиены человека
- Овладеть навыками оказания первой медицинской помощи
Развивающие:
- Развить способности учащихся самостоятельно искать, оценивать и анализировать информацию
- Овладеть новыми способами запоминания информации
- Научиться применять полученные знания в решении ситуационных задач
- Освоить и отработать навыки оказания первой медицинской помощи
Воспитательные:
- Развить навыки продуктивного общения в группе, основанные на принципах уважительного отношения друг к другу.
- Сформировать нравственное отношение к человеку и его здоровью.
- Воспитать чувство ответственности за последствия, совершаемые в ходе профессиональной деятельности
Организационно-педагогические основы обучения
Содержание, структура программы и форма проведения занятий соответствуют возрастным особенностям 14-17-летних учеников. Программа рассчитана на 1 неделю, занятия проводятся 1 раз вдень. Продолжительность одного занятия - 2 часа. Общая продолжительность курса – 10 часов.
Ожидаемые результаты
По истечении учебной недели учащиеся будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:
1. Владеть знаниями в области общей биологии, анатомии и физиологии человека.
2. Разовьют аналитическое мышление.
3. Научаться оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Формы и способы проверки результата
Для оценки качества освоения знаний, и развития навыков используются следующие методы:
- тестирование
- лабораторная работа
- игра
- фронтальный опрос
Виды контроля, используемые в ходе реализации программы дополнительного образования:
1. Начальный (анкетирование, тестирование)
2. Промежуточный (по окончании каждого раздела)
3. Итоговый (зачет)
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Тип занятия | Кол-во часов |
1. | Понятие первой помощи. Общие правила оказания первой помощи | Практическое | 2 |
2. | Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Правила первой помощи при ранениях, ушибах, переломах, электротравмах | Практическое | 2 |
3. | Первая помощь при ожогах. Первая помощь при отравлениях | Практическое | 2 |
4. | Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Первая помощь при воздействии высоких и низких температур | Практическое | 2 |
5. | Первая помощь при различных типах кровотечений. Первая помощь при отсутствии сознания. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания | Практическое | 2 |
Итого: 10 часов |
Методическое обеспечение образовательной программы включает
Принципы и этапы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Принципы обучения
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
Принцип доступности обучения;
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;
Принцип наглядности.
Формы и методы организации образовательного процесса
Использование методов на занятиях:
- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.
Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
- Глубоко продуманные учебные цели;
- Высокий уровень вовлеченности учеников в учебный процесс;
- Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Использование различных форм организации образовательного процесса:
Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
Формы организации занятий по программе
Основной формой организации занятий являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:
- Фронтальная (коллективная)
- Групповая;
- Индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.
Материально – техническое обеспечение
Оборудование и материалы:
-тематические папки
-готовые наглядные пособия
-методические разработки занятий и массовых мероприятий
-компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.
Литература для детей
- Билич Г.Л., Крыжановский. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 3. Анатомия. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2012. – 928 с.
Литература для педагогов
- Красильникова И.М., Моисеева Е.Г. Неотложная доврачебная медицинская помощь: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2015. – 192
- Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека /Под ред. М.Г. Привеса. – 9 изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. – 672.
- Фотографический атлас анатомии человека / Борзяк Э.И., Г. фон Хагенс – М.: Мир и Образование, 2015 – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (модифицированная) математического кружка для 7-9 классов первого года обучения
Данная программа прошла апробацию в 2011-2012 уч. году. Дети занимались с удовольствием и с интересом. Порадовало активное участие в театральных инсценировках 9-классников. Отработанный материал можно...
Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС
Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...
Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая помощь»
Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая помощь» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-11 классов. Программа реализуется как в сетке учебных часов, та...
Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-9 классов.Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очере...
Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21036236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Рабочая программа "Создание рекламного ролика с помощью программы для видеомонтажа Pinnacle Studio"
Учебный проект «Создание рекламного ролика с помощью программы для видеомонтажа Pinnacle Studio» предназначен для работы с учащимися 7 классов общеобразовательных школ, даёт возможность уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...