Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"
рабочая программа по обж (9 класс)
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-9 классов.
Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-9_obzh_t.r.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-9 классов. Преподавание курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » для учащихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления. Подростки рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.
Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении кадетов является формирование принципов здорового образа жизни.
Обучающиеся должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях.
Цели и задачи программы:
Цель программы:
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни;
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь;
Реализация цели предусматривает решение следующих задач
1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2.Познакомить учеников со строением и основными функциями человеческого организма.
3. Познакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.
4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах
5.Обучить методам оказания реанимационной помощи
6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую сохранению жизни и здоровья.
Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального дополнительного образования медицинского направления.
Программа включает тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, список учебной литературы, учебно-наглядных и технических средств обучения.
Содержание программы разработано с учетом имеющихся у учащихся знаний по биологии, гигиене и санитарии, физике, химии и другим предметам, изучаемым в школе.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и неотъемлемая часть подготовки обучающихся , поэтому первостепенное место в программе уделяется изучению темы «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни». Особое внимание уделяется закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация видеофильмов.
Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с медицинскими и подручными средствами оказания первой помощи, изучают различные виды травм, их признаки и правила оказания первой помощи.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.
Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при наиболее тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших. Учащиеся учатся, как правильно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение, не навредив его состоянию.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.
Образовательные методики (формы проведения занятий)
-Лекции
-Собеседования
-Самоподготовка
-Индивидуальные и групповые консультации
-Групповые обсуждения
-Работа в малых творческих группах
-Практические задания
Формы проверки знаний
- Устный опрос
- Решение тестовых заданий
- Контрольные работы
- Решение ситуационных задач
- Выполнение реферативных работ
Основные знания и умения, приобретаемые учащимися при изучении данного курса
Учащийся должен знать:
-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;
-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;
-знать средства для оказания само и взаимопомощи;
Уметь:
-применить на практике принципы здорового образа жизни;
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
-владеть приемами реанимационных мероприятий;
-оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах, кровотечениях, ожогах , обморожениях, электротравмах
Объем дисциплины
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » изучается в течение 5 лет с 6-9 класс.
Тематическое планирование 6 класс
ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата | ||
всего | теория | практика | |||
| 2 | 2 | |||
1.1 | Единство человека и природы. Зависимость здоровья от окружающей среды и умение человека противостоять вредным экологическим факторам. | 1 | 1 | ||
1.2 | Экологическая ситуация в Кемеровской области. | 1 | 1 | ||
| 32 | 24 | 8 | ||
2.1 | Факторы опасности в быту, в собственном жилище. Огонь — фактор повышения опасности. Термические ожоги, оказание первой помощи пострадавшим. | 1 | 1 | ||
2.2 | Химические ожоги, первая помощь при ожогах кислотой, желчью, негашеной известью. | 1 | 1 | ||
2.3 | Отравления газом, первая помощь пострадавшим. Предупреждение утечки газа и отравления им. | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Как избежать пищевых отравлений. При знаки пищевого отравления, первая помощь по страдавшим. Вред самолечения. | 1 | 1 | ||
2.5 | Ядовитые грибы, их отличительные особенности. Отравления грибами, их признаки и по следствия несвоевременного обращения к врачу. | 1 | 1 | ||
2.6 | Ядовитые растения Кемеровской области, их отличи тельные особенности. Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями. | 1 | 1 | ||
2.7 | Опасность подстерегает во дворе, на улице при неправильном поведении. Ссадины, порезы, раны и их опасность. Дезинфекция ран. | 2 | 1 | 1 | |
2.8 | Вывихи, переломы, растяжения, их симптомы. Первая помощь пострадавшим. Демонстрация наложения шины фиксирующей повязкой. | 3 | 1 | 2 | |
2.9 | Травмы головы. Сотрясение головного мозга, признаки сотрясения и его последствия. | 1 | 1 | ||
2.10 | Кровотечения. Виды кровотечений, способы их остановки. Демонстрация наложения да вящей повязки, закрутки, жгута. | 3 | 1 | 2 | |
2.11 | Неожиданная опасность на прогулках, экскурсиях, на отдыхе. Ядовитые насекомые, их опасность. Что делать при укусах мошек, в случае, когда ужалила пчела, оса, шмель, шершень. | 1 | 1 | ||
2.12 | Клещи — опасные переносчики энцефалита. Что делать, если присосался клещ, как одеваться и вести себя, чтобы этого не случилось. | 1 | 1 | ||
2.13 | Комары. Вред, который они приносят людям и животным. Малярийный комар — переносчик малярии, борьба с комарами. | 1 | 1 | ||
2.14 | Комнатные мухи — опасные переносчики возбудителей инфекционных заболеваний и яиц глистов. | 1 | 1 | ||
2.15 | Домашние животные, правила общения с ними. Болезни, которые передаются от животных человеку или переносятся животными. Что делать, если поцарапала кошка, укусила собака. Необходимость прививок от бешенства. | 1 | 1 | ||
2.16 | Солнце, воздух и вода — жизненно необходимые экологические факторы. Последствия их неумелого использования: солнечные ожоги, солнечные и тепловые удары, отморожения. Первая помощь пострадавшим. | 1 | 1 | ||
2.17 | Последствия переохлаждения. Простудные заболевания. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | 1 | ||
2.18 | Несчастные случаи на воде. Помощь утопающим. Понятия о реанимации; искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | 3 | 1 | 2 | |
2.19 | Природные катаклизмы. Как вести себя в экстремальной ситуации, как помочь себе и пострадавшим. | 1 | 1 | ||
2.20 | Стрессы, их причины, характеристика, влияние на организм. Методы противострессовой помощи. | 1 | 1 | ||
2.21 | Причины развития стойких неврозов и их профилактика. | 1 | 1 | ||
2.22 | Закаливание, факторы закаливания. Правила закаливания. Основные правила приема воздушных и солнечных ванн для закаливания организма. | 1 | 1 | ||
2.23 | Хождение босиком — древнейший способ закаливания. Основные методы закаливания водой. | 1 | 1 | ||
2.24 | Растения и здоровье. О пользе комнатных растений. Опасные соседи (о ядовитых и колю чих комнатных растениях). | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 26 | 8 |
Тематическое планирование 7 класс
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата | ||
всего | теория | практика | |||
Введение. Полезные и вредные привычки. | 1 | 1 | |||
1. Влияние наркотических средств на организм человека | 8 | 8 | |||
1.1 | Понятие о наркогенных веществах. Свойства наркотических веществ. | 1 | 1 | ||
1.2 | Краткий обзор наркотиков. Влияние нар котиков на организм. | 1 | 1 | ||
1.3 | Первые признаки употребления наркотиков у подростков. | 1 | 1 | ||
1.4 | Факторы высокой скрытности наркоманов. | 1 | 1 | ||
1.5 | Особенности психики и поведения наркоманов. | 1 | 1 | ||
1.6 | Общедоступные «лекарства» от наркотической зависимости. | 1 | 1 | ||
1.7 | Наркотики и закон. | 1 | 1 | ||
1.8 | Токсикомания и здоровье. Отдаленные последствия токсикомании. | 1 | 1 | ||
2.Влияние никотина на организм человека | 11 | 11 | |||
2.1 | Табак завоевывает мир. История табакокурения. | 1 | 1 | ||
2.2 | Почему люди курят. Причины приобщения подростков к табакокурению. | 1 | 1 | ||
2.3 | Химический состав табака, табачного дыма. Никотин — наркогенное вещество. | 1 | 1 | ||
2.4 | Общее действие табачного дыма на организм, на здоровье. | 1 | 1 | ||
2.5 | Влияние курения на нервную систему. Механизм появления никотиновой зависимости. | 1 | 1 | ||
2.6 | Курение и болезни органов дыхания. Рак неизбежное последствие длительного курения. | 1 | 1 | ||
2.7 | Влияние курения на сердечнососудистую систему, на органы пищеварения. | 2 | 2 | ||
2.8 | Вред курения для красоты и здоровья девушек, женщин. Влияние на потомство. | 1 | 1 | ||
2.9 | Общественный вред курения. Опасность, которая подстерегает потенциальных курильщиков, окружающих настоящих курильщиков. | 1 | 1 | ||
2.10 | Курить можно бросить! Курить надо бросить! | 1 | 1 | ||
3.Влияние алкоголя на организм человека | 14 | 14 | |||
3.1 | Алкоголь — наркотическое вещество. Древние истоки пьянства. | 1 | 1 | ||
3.2 | Что люди пьют. Этиловый спирт — основа всех алкогольных напитков, его свойства. | 1 | 1 | ||
3.3 | Общетоксическое действие алкоголя на организм. | 1 | 1 | ||
3.4 | Влияние алкоголя на половую функцию и потомство. Опыты над животными. | 2 | 2 | ||
3.5 | Алкоголиками становятся незаметно. Стадии алкоголизма. | 1 | 1 | ||
3.6 | Алкоголизм и психические болезни. Белая горячка — последствие алкоголизма. | 2 | 2 | ||
3.7 | Алкоголизм и семья. | 1 | 1 | ||
3.8 | Алкоголизм и общество. | 1 | 1 | ||
3.9 | Экскурсия в наркологическое отделение психиатрической больницы. | 4 | 4 | ||
Итого | 34 | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Строение и функции организма человека | 9 | 6 | 3 | |
1.1 | Костно-мышечный скелет человека. | 1 | 1 | ||
1.2 | Дыхательная система и ее функции.Сердечно-сосудистая система и ее функции. | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Пищеварительная система и ее функции. Мочеполовая система и ее функции. | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Эндокринная система и ее функции. | 1 | 1 | ||
1.5 | Центральная нервная система. Органы чувств и их назначение. | 2 | 1 | 1 | |
1.6 | Основы здорового образа жизни. | 1 | 1 | ||
2 | Понятие о здоровье и болезни. Факторы риска для здоровья. | 4 | 4 | ||
2.1 | Занятия физкультурой, спортом, закаливание. | 1 | 1 | ||
2.2 | Инфекционные болезни и их профилактика. | 1 | 1 | ||
2.3 | Вредные привычки и борьба с ними. | 1 | 1 | ||
2.4 | Половое воспитание | 1 | 1 | ||
3 | Первая медицинская помощь | 21 | 9 | 12 | |
3.1 | Понятие о первой помощи. Средства оказания первой помощи | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Понятие о травме. Закрытые, открытые травмы. Раны и кровотечения. | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Ожоги и обморожения.Электротравма | 2 | 1 | 1 | |
3.4 | Укусы животных, насекомых, змей. Отравления ядовитыми растениями, грибами | 2 | 1 | 1 | |
3.5 | Утопление, удушье, отравление угарным газом | 2 | 1 | 1 | |
3.6 | Инородные тела дыхательных путей и помощь при них | 2 | 1 | 1 | |
3.7 | Способы транспортировки пострадавших | 2 | 2 | ||
3.8 | Понятие о неотложных состояниях и помощь при них | 2 | 1 | 1 | |
3.9 | Понятие о терминальных состояниях | 2 | 1 | 1 | |
3.10 | Сердечно-легочная реанимация | 3 | 1 | 2 | |
Итого | 34 | 19 | 15 |
Тематическое планирование 9 класс
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата | ||
всего | теория | практика | |||
1.Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них. | 4 | 2 | 3 | ||
1.1 | Раны. Десмургия. | 1 | 1 | ||
1.2 | Первая помощь при ранениях. | 1 | 1 | ||
1.3 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранениях. Перевязка» | 3 | 3 | ||
Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них. | 5 | 2 | 3 | ||
1.4 | Кровотечения и их характеристика. Гомеостаз. | 1 | 1 | ||
1.5 | Остановка кровотечений. | 1 | 1 | ||
1.6 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечениях» | 3 | |||
2.Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них. | 5 | 2 | 3 | ||
2.1 | Переломы, их основные признаки. Иммобилизация. | 1 | 1 | ||
2.2 | Первая помощь при переломах | 1 | 1 | ||
2.3 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при переломах» | 3 | 3 | ||
3. Реанимация | 5 | 2 | 3 | ||
3.1 | Состояния клинической и физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности. | 1 | 1 | ||
3.2 | Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. | 1 | 1 | ||
3.3 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания» | 3 | 3 | ||
4.Ожоги и обморожения. | 4 | 2 | 2 | ||
4.1 | Ожоги: термические и химические. Степени и симптомы. | 1 | 1 | ||
4.2 | Обморожения. Общее обморожение организма. | 1 | 1 | ||
4.3 | Практическое занятие «Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях» | 2 | 2 | ||
4.4 | Травматический шок и противошоковые мероприятия. | 1 | 1 | ||
4.5 | Травматический шок и противошоковые мероприятия.. | 1 | 1 | ||
5.Инфекционные болезни. | 5 | 5 | |||
5.1 | Инфекционные болезни: возбудители, группы, причины. | 1 | 1 | ||
5.2 | Дезинфекция и профилактические мероприятия. | 1 | 1 | ||
5.3 | Пищевые инфекции: дизентерия, сальмонеллез, холера и другие. | 1 | 1 | ||
5.4 | Инфекции, предающиеся половым путем. | 1 | 1 | ||
5.5 | СПИД. | 1 | 1 | ||
6.Функциональные характеристики и пробы как показатель состояния здоровья человека. | 5 | 2 | 2 | ||
6.1 | Соматоскопия и соматометрия. Практическая работа в парах. | 2 | 1 | 1 | |
6.2 | Практическое занятие «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозиро- ванную нагрузку.». | 1 | 1 | ||
6.3 | Экскурсия в медицинское учреждение. | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | 18 | 16 | ||
Итого |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
1. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.
2. Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. Санкт- Петербург, 2003. 612с.
3. Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.
4. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989. 224с.
5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.
6. Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. –
926с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Скелет человека
2. Торс человека
3. Тренажер по реанимации «Максим»
4. Муляжи и накладки по травмам
5. Видеофильмы
6. Мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий
7. Медицинские средства для оказания первой доврачебной помощи:
носилки, перевязочный материал, шины, жгуты, антисептики
8. Плакаты и таблицы по первой медицинской помощи
9. Фонендоскопы, тонометры, секундомер
10. Предметы ухода за больным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются элементы...
Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует по...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...
Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует постав...
Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21036236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Программа внеурочной деятельности "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"
Точка роста 5 класс...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»...